Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста «Исследовательская деятельность безопасного поведения на дороге»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Викторовна Седайкина

Данный материал необходим для работы воспитателям детского сада. Эта разработка поможет провести тематическую неделю по теме ПДД. Каждый день немного наблюдая, играя, дети запомнят много нового, которое им пригодится в дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста «Исследовательская деятельность безопасного поведения на дороге»

Среди возможных средств формирования у дошкольников знаний правил дорожного движения у дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новых знаний получает ребенок. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальной творческой деятельности на основе поисковой активности; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение систематизацию. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Педагог должен отказаться от трансляции своих собственных знаний, от главенства над детьми и доверить детям самим искать, находить и ошибаться, самим оценивать свои достижения и просчеты, доверить им ответственность за себя.

Этапы исследовательской технологии:

1. Проблемная ситуация;

2. Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);

3. Выдвижение гипотез;

4. Подбор материала для проверки гипотез;

5. Проверка гипотез;

6. Формулирование и оформление вывода.

Для создания проблемных ситуаций в исследовательской деятельности используем следующие методические приёмы:

1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения.

2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.

4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.

6. Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Формы организации исследовательской деятельности с целью ознакомления правил дорожного движения, например, как:

- эвристические беседы;

- наблюдения;

- «погружение» в звуки транспорта, города;

- использование художественного слова;

- дидактические и развивающие игры;

- игровые ситуации.

Примерный план-программа тематической недели по ПДД для детей от 3 до 7 лет (из опыта М. Б. Неганова, Е. А. Царегородцева)

Понедельник. «Мы - пассажиры».

Цель: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.

Утро: Занятие «Какие бывают машины?»

Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом»; подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Трамвай». Театрализованные игры: «Едем на автобусе (трамвае)».

Вечер: Конкурс художественного творчества «Создаем пассажирский транспорт».

Вторник. «В гостях у Светофора».

Цель: уточнять представления о сигналах светофора, о транспортном и пешеходном светофорах, закреплять знания правил перехода проезжей части. Утро. Изобразительная деятельность на тему «Светофор».

Целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора».

Подвижные и дидактические игры «Найди свой цвет», «Сломанный светофор», «Стоп», «Три сигнала светофора».

Театрализованные игры «Переходим улицу».

Вечер. Развлечение: эстафета «Страна Светофора».

Среда «День юного пешехода».

Цель: закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике.

Утро. Игра – сказка «Азбука пешехода».

Целевая прогулка «Правила юного пешехода».

Игра «Умелый пешеход».

Вечер. Конкурс «Лучший пешеход».

Четверг. «На улицах большого города».

Цель: уточнять и закреплять знание правил поведения на улице, проезжей части, тротуаре, выяснить готовность/ неготовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки и знания о родном городе.

Утро. Занятие «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»

Целевая прогулка «Знакомство с улицей».

Коллективное творчество: конструирование из строительного материала на тему «Улица города».

Дидактическая игра «Я шагаю по улице».

Вечер. Театрализованная игра «Дорога к теремку».

Пятница. «День дорожного знака».

Цель: закреплять знание названий и назначения дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

 Утро. Комплексное познавательно – речевое занятие и изобразительная деятельность на тему «Дорожная азбука».

Целевая прогулка «Дорожные знаки».

Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Угадай, какой знак», «Расставь дорожные знаки».

Вечер. Музыкально – игровой досуг «Правила дорожного движения».

Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в городах. От них зависит жизнь подрастающего поколения. Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.

Актуальность темы           Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострад...

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....

Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге"

Цель: формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге. Задачи:- создание условий для сознательного изучения детьми Прави...

Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"...

Конспект совместного развлечения с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге « В стране дорожных правил»

Материал будет интересен всем , кто хочет провести интересное развлечение детей с родителями. На праздник приходит Анимашка-Познавашка и Помеха-Неумеха. Праздник спортивной направленности....