Проект и рецензия на тему:" КМНС Сахалина"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Федонюк

«Знакомство с  историей и традициями  коренных малочисленных народов севера Сахалина»     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sahalin.docx248.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Pictures\2022-06-07\010.jpg

Актуальность проекта:

 Дошкольное детство - это пора постоянных открытий. Взрослым необходимо создавать условия радости  этих открытий,  которые помогут формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Ведь начало патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте.

 Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: к тому месту, где человек родился и вырос. Воспитание любви и уважение к малой родине  является составляющей нравственного патриотического воспитания.

А Знакомство с родным краем служит фундаментом патриотизма.  Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию КМНС необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им знакомо, близко и дорого.

 Отсюда вытекает важная проблема:  помочь подрастающему поколению узнать о своей малой родине – Сахалин. Для того чтобы работа с детьми была успешной, лучше всего и доступнее применить проектный метод.

 На острове Сахалин веками живут коренные малочисленные народы: Айны, Нанайцы, Нивхи, Эвенки, Уйльта (ороки). Они прошли сложный путь исторического развития, сумев  сохранить, укрепить свою этническую традиционную культуру.

 Актуальность данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне.

 Наша задача научить детей видеть, понимать и ценить красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими рядом, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.

 Поэтому мы решили, что  в нашей группе необходимо глубже изучить историю и традиции коренных жителей нашей малой родины, а чтобы наши знания были интересны, увлекательны и запоминающиеся мы использовали сказки малых народов, подвижные игры, фотографии и иллюстрации, дошедшие до наших дней.

 В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой.

 Народные игры – важный и доступный способ передачи традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах и правилах  поведения. Участвуя в играх, изучая сказки, рассматривая фотографии, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.

Проживая в экстремальных условиях, КМНС научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Знакомя  детей с  народными играми северян, не только сохраняются  знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогащаются  физические навыки детей. Ведь интерес побуждает не только детей, но и взрослых получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать что-то новое о своей малой Родине.

Паспорт проекта

«Знакомство с историей и традициями коренных малочисленных народов севера Сахалина»

Тема проекта

«Знакомство с историей и традициями коренных малочисленных народов севера Сахалина»

Цель проекта

- Сохранение и развитие национальной культуры коренных малочисленных народов севера Сахалина.

- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к культуре традициям коренных народов Севера, их укладу жизни.

- Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния.

- Проанализировать роль нивхских сказок, игр в воспитании детей. 

Задачи

Образовательные:

- Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные занятия;

- Дополнить программу дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.

Развивающие: 

- Развивать интерес к национальным играм детей КМНС. 

- Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности. 

- Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

- Формировать волевые качества в играх, состязаниях;

- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.

- Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.

- Воспитывать толерантное отношение к другим народам.

- Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов  Сахалина.

Тип проекта

Информационно-творческий.

Вид проекта

Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, творческий

Срок реализации

3 месяца (февраль, март, апрель, 2021.)

Участники проекта 

 дети подготовительной логопедической группы,  воспитатели, родители воспитанников.

Принципы

- Целенаправленность.

- Систематичность.

- Доступность.

- Наглядность.

- Интегрированный подход.

- Воспитывающего и развивающего обучения.

-Сотрудничества.

-Воздействия на семью через ребенка.

Формы реализации проекта

- Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях.

- Подвижные игры, сказки.

- Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире.

- Рассматривание иллюстраций, открыток.

- Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей.

- Экскурсия в мини-музей группы «История и традиции коренных малочисленных народов севера Сахалина»».

- Экскурсия в музей.

- Работа с родителями.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (1-2 неделя февраль)

- Обзор проблемы, подбор материала, изучение  литературы.

-Обновление содержания предметно-развивающей  среды;

- Составление  конспектов, картотек  игр КМНС, опытов, пособий;

-Определение тем  консультаций  и  мероприятий  для  родителей.

- Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации. 

Основной

(15.02.2021 г.- 23.04.2021.г.)

Познавательное развитие

- Утренние беседы о Сахалине (животный, растительный мир, чем богат ).
- Беседа о героях Сахалина  (памятники, поселки названые их именами).
- Рассматривание герба Сахалина, герба города Оха.
- Рассматривание флага острова, города Охи.
НОД тема: « Животный мир острова Сахалин».
НОД тема: « Растительный мир острова Сахалин».
НОД тема: « Герои земли сахалинской».
Выставка фотографий «Красив природой Сахалин».
Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания.
Д/игра « Собери картинку из частей».
Игра на внимание «Что изменилось».
«Что здесь лишнее».
Рассматривание фотографий, книг о Сахалине, карты острова.
Показ детям мультфильмов о Сахалине, о коренном народе Нивхи.
Социально-коммуникативное развитие

НОД тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Дети Севера».
НОД тема: Составление описательных рассказов «Я живу на острове Сахалин».
НОД тема: «Я живу в городе Оха».
Д/игра « Продолжи предложение» Я люблю свой Сахалин, потому что…
- Игры - пазлы «Достопримечательности города Охи».

- Игра «Национальная одежда коренных жителей».

- Настольная игра «Построй жилище по всем традициям».

- Игра на развитие ловкости «Рыбаки».

- Дидактическая игра «Четвертый лишний».

- Сюжетно-ролевая  игра «Я родом с Сахалина».

- Игровая викторина «экологическая почемучка».

- Экскурсия по территории группы посещение мини-музея.

- Экскурсия в  музей.

- «Познавательная прогулка  по красивым местам города Охи»

 - Речевое развитие

- Чтение художественной литературы
Сказки: «Медведь и лиса», «Тюлень и камбала», «Кыкык»,

В. Санги « Как появилась земля».
Стихи о Сахалине.
Физическое развитие

- Разучивание подвижных игр: «Хейро», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Отбивка оленей», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод».

- Нод: «Путешествие», «Мой Сахалин!», «Состязания и игры коренных народов Севера».

- Утренняя гимнастика

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцевс большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

- Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга».

- Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище».

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание песен « Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Человек, влюбленный в Сахалин» И. Николаев; Шиленко Сергей «Остров Сахалин».
Разучивание песни «Родина», песни «Остров Сахалин».

- Прослушивание музыки народов Севера;

- Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода»

- Музыкальная игра «Важенка и оленята»

- Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод»

- Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак», «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают», «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками).

Работа с родителями

- Консультация «Игры и игрушки КМНС Сахалина»;

- Папка-передвижка «Животные и растения Сахалина»

- Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем»,

- Мастер – класс  по изготовлению игровой  куклы.

- Совместная подготовка атрибутов  в мини-музей.

- Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта.

- Пополнение «Сундучка  северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани…) для сюжетных игр «Хозяйка чума».

Заключительный

(26.04.2021 г.- 30.04.2021 г.)

- Оформление музея

- Выставка работ в разной технике исполнения «Северные мотивы»

- Путешествие в мини-музей.

Ожидаемые результаты:

- Пополнятся у детей знания о красоте природы Сахалина.

- Расширить представления об  истории, традициях жизнедеятельности и быте народов севера.

- Пополнится запас знаний в области познавательного развития.

- Расширить и пополнить уголки группы  информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры).

- Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр.

Результат 

У детей расширились знания о коренном населении Югры, об их образе

жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей. 

 Знают  традиции празднования народных праздников Ханты: «День оленевода» и «Вороний день». 

 Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых. 

 В проекте приняли участие все родители (12  человек) группы по дополнительному образованию детей по программе «Любимый край люби и знай!». 

- У детей расширились знания о коренных народах Сахалина, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей.

- Дети с интересом играют в игры «Перетяни палку», «Хейро» и др…

- Знают название национальной одежды.

- Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, раскраска орнамента на одежде).

- Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители КМНС не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом.

- Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых.

- Пополнилась развивающая среда  играми и игрушками.

- Создали мини-музей.

 - Изготовили Лэпбук «Сказочный остров», вертушку «Коренные малочисленные народы Сахалина, альбомы: « Коренные народы севера», «Что мы знаем о Сахалине».

В рамках сотрудничества МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка» с краеведческим музеем городского округа  Охинский для нашего детского сада была проведена презентация «Музей в чемодане».

Перспективы

- Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе.

- Пополнить картотеку игр народов Севера.

- Пополнить оборудование для игр народов Севера.

- Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ.

 

Список литературы:

1. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.

2. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html 

3. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».

4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера.

5. Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр. 102-108.

6. http://pkds4.ru/wp-content/uploads/2017/12/Kartoteka-podvizhnyih-igr-narodov-Severa.pdf

7. http://kras-dou.ru/303/images/17-18/str-ped/grigorjeva/metod_kop/kartateka_igry_severa.pdf

8. https://www.maam.ru/detskijsad/sportivnyi-dosug-podvizhnye-igry-narodov-severa.html

9. https://solovushka-61nv.edusite.ru/p154aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сахалин-наш край родной"

Любовь к Родине воспитывается с детства.  Помочь увидеть красоту родного края,  узнать культуру и самобытность   народов, проживающих на Сахалине - это основа патриотического воспитания...

Экологический проект "Защитники Сахалина"

Данная работа поможет педагогам в работе по изучению природы родного края....

Проект "Мой любимый Сахалин"

Проект разработан для средней группы детского сада....

Проект "Сахалин- край островной"

Совершенствовать систему проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию и условий пребывания детей дошкольного возраста в ДОУ....

Проект и рецензия на тему: "Никто не забыт,ничто не забыто" к 75 -летию Великой Победы .

Создание проекта для детей подготовительной группы к 75-летию Великой Победы направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным стр...

Проект и рецензия на тему: "Пасха-Светлое Воскресение"

Цель проекта: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями....

Проект и рецензия на тему: "Огород на подоконнике"

Цель: Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую ...