Соотношение обучения и развития в экологическом обучении дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру

Горяйнова Юлия Анатольевна Воспитатель

Введение

Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

В практике детского сада педагоги часто не понимают значимости создания предметно-развивающей среды для организации процесса экологического образования, и существует противоречие между тем, что предметно-развивающая среда является важным средством развития ребенка, но в экологическом образовании используется недостаточно. В связи с этим тема данного исследования особенно актуальна.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении соотношения обучения и развития в экологическом образовании дошкольников.

Задачи работы:

1. Изучить взаимосвязь среды и образовательной работы с детьми в системе дошкольного образования.

2. Рассмотреть соотношение обучения и развития в экологическом образовании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание        2

Введение        3

1. Взаимосвязь среды и образовательной работы с детьми в системе дошкольного образования        4

2. Соотношение обучения и развития в экологическом образовании дошкольников        6

Заключение        11

Список литературы        12


Введение

Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

В практике детского сада педагоги часто не понимают значимости создания предметно-развивающей среды для организации процесса экологического образования, и существует противоречие между тем, что предметно-развивающая среда является важным средством развития ребенка, но в экологическом образовании используется недостаточно. В связи с этим тема данного исследования особенно актуальна.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении соотношения обучения и развития в экологическом образовании дошкольников.

Задачи работы:

1. Изучить взаимосвязь среды и образовательной работы с детьми в системе дошкольного образования.

2. Рассмотреть соотношение обучения и развития в экологическом образовании дошкольников.


1. Взаимосвязь среды и образовательной работы с детьми в системе дошкольного образования

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:[1] гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника

Образовательная среда - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса; развивающая предметно-пространственная среда; содержание дошкольного образования.[2]

Основная задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них:[3]

1. Взаимодействие участников педагогического процесса - это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Между образованием в детском саду и школе существует разница, ведь у каждого возраста свои правила развития. Однако если в дошкольном учреждении воспитание направлено на общее развитие ребенка, как личности, то в школе с первых дней от него требуют определенных знаний, как устный счет и чтение, письмо и дисциплина.

Таким образом, в программу развития детей в садах все чаще включаются специальные занятия, методика проведения которых приближена к школьным урокам, то есть воспитательный процесс направлен на исполнительность, усидчивость и послушание, что очень приветствуется в школе. Такие занятия дают детям возможность подготовиться к школьному времени в первую очередь в психологическом плане, но также несут и образовательную нагрузку.

Так, могут проводиться уроки по иностранному языку или математике и логике. Однако внимание уделяется не только интеллектуальному развитию дошкольников. Не на последнем месте такие моменты, как духовное и нравственное развитие, оздоровительное направление. В некоторых садах внедряется информатизация образования. Это подразумевает организацию образовательного процесса с учетом современных достижений науки и техники, внедрение информационных технологий и мультимедийных средств.[4]

Дети достигают больших успехов в обучении, если педагогический коллектив и родители действуют слаженно в этом направлении. В большинстве учреждений для организации такого сотрудничества используются лишь традиционные методы, как дни открытых дверей, индивидуальные консультации или групповые встречи.

При этом семья является в основном объектом воздействия педагогической пропаганды, но обратное сообщение и связь не устанавливаются, то есть привлечь родителей к совместному созданию каких-либо проектов таким образом не получается, а значит, возможности семейного воспитания полной мерой не используются.

Мощным техническим средством для обучения и коммуникации на данном этапе развития общества становятся возможности сети интернет, что позволяет внедрить в педагогическую практику новейшие методические наработки, направленные на углубление и интенсификацию воспитательного и образовательного процесса. Все это способствует тому, что дети перестанут ощущать противоречия в домашнем и детсадовском воспитании.

2. Соотношение обучения и развития в экологическом образовании дошкольников

Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.[5]

Экологическое образование ребенка-дошкольника должно начинаться с усвоения детьми знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер. Более же частные и конкретные знания, в том числе различного рода эмпирические знания должны выводиться из обобщенно-теоретического знания как из своей единой генетической основы. Необходимо уже на начальных этапах ввести в сознание и мышление школьников, основные научные, экологические и нравственно-экологические понятия.[6]

Педагогическая ценность такого подхода обусловливается тем, что при этом у ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов формирования экологической ответственности: Благодаря такому подходу, в мышлении и сознании дошкольников образуется как бы некоторый «образ-каркас», который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно дифференцироваться и на который в последующем будут «нанизываться» более частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их подтверждающие.

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника.[7] 

Характеризуя современную среду жизни ребенка, следует отметить, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды.

Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных, учреждениях развивающей предметной среды, но и на ее экологизацию.

Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным.[8]

С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:[9]

1. Познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);

2. Эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

3. Оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

4. Формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

5. Формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

6. Экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.).

Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации

Элементы оглавления не найдены.

Примените стили заголовков, чтобы составить оглавление.


 всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.


Заключение

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Дошкольные учреждения перешли на новые федеральные стандарты образования, которые подразумевают формирование у малышей экологической культуры. Новое поколение должно объективно смотреть на хозяйственную деятельность человека, бережно относиться к природе. Экологическое образование дошкольников предполагает формирование подобных навыков.

Дошкольное детство важно для дальнейшего развития ребенка. Именно в первые семь лет жизни происходит формирование личности малыша, непрерывно совершенствуются его психические и физические параметры, происходит становление полноценной личности.

В дошкольный период происходит закладывание основ взаимодействия с живым миром. Экологическое образование детей дошкольного возраста подразумевает формирование у них ценности живого мира, эту задачу решает воспитатель детского сада.

Педагоги во все времена уделяли важное место природе как средству развития и воспитания дошкольников. Польский педагог Я. А. Каменский считал именно живой мир настоящим источником знаний, способом развития детского ума, средством воздействия на органы чувств. Русский педагог К. Д. Ушинский предлагал «вводить детей в мир природы», сообщая полезные и важные свойства живого мира, формируя при этом коммуникативные навыки малышей.


Список литературы

  1. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников  / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание, 2011. - № 7. - С. 10.
  2. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 480 с.
  3. Зебзеева, В.А Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288 с.
  4. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с.
  5. Машарина, М. В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. / М.В. Машарина. - Архангельск, 2014. - 171 с.
  6. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2013. – 183 с.
  7. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 2010. - 59 с.
  8. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2012. – № 3. – С. 15-24.
  9. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду \ О.А. Соломенникова.  – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
  10. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. – М.: СПб., 2011. – 182 с.
  11. Торопова, Н.Д. Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.) / Н.Д. Торопова. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 115-118.


[1] Торопова, Н.Д. Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.) / Н.Д. Торопова. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 117

[2] Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 2010. С. 18

[3] Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 2010. С. 21

[4] Машарина, М. В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. / М.В. Машарина. - Архангельск, 2014. С. 121

[5] Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников  / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание, 2011. - № 7. - С.10

[6] Зебзеева, В.А Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2011. С. 22

[7] Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. – М.: СПб., 2011. С. 41

[8] Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. С. 388

[9] Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2012. – № 3. – С. 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника.

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника....

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"

Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема. Проблемное обучение – средство развития потенциала личности ребенка–дошкольника

Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому в современной школе сегодня важно не столько дать ребенку как...

Значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников

В данной статье говориться о значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дршкольного возраста. Так же предложены конспекты НОД....