Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста "Жаворонки прилетите, весну принесите"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тавдумадзе Елена Анатольевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста "Жаворонки прилетите, весну принесите"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronki_priletite-_vesnu_prinesite.docx12.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе  

по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Жаворонки прилетите, весну- красну принесите ».

                                                                           

                                                                                         Воспитатель: Тавдумадзе Е.А.

                                                                                                         

Цели: познакомить с праздником прилёта птиц-Сороками. Рассказать о том, как отмечали наши предки возвращение птиц на родину весной. Уточнить представление о перелётных птицах, о видах гнёзд и их размещении. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Способствовать пониманию декоративно прикладного искусства как части духовной культуры народа. Побуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость.

Предварительная работа: Разучивание песен, закличек, хороводов; отгадывание загадок. Знакомство с произведениями русских художников о весне: А. Саврасов «Грачи прилетели»,И. Леветан «Весна».

 Материалы: иллюстрации с изображением перелётных птиц, декорации дерево с гнездом и скворечником; народная глиняная игрушка передающая образы птиц, птицы в предметах хохломской посуды, вышивки; аудиозапись  голосов птиц; тесто для изготовления печенья «жаворонки; атрибуты для проведения игры «Птицы в гнёздах».

Ход занятия:

 Воспитатель: Какое сейчас время года? А знаете ли, вы, что весна бывает не одна, а целых…

Дети: Три.

Воспитатель: А как их называют?

Дети: Весна света,

           Весна воды,

           Весна зелёной травы.

Воспитатель: Март первый месяц весны, снег ещё лежит, а день с ночью равняется. Апрель-капель, всё водой покрывается, а май – травку распускает, цветы цветут, птицы поют.

(звучат голоса птиц)

В марте в народе отмечали праздник «Сорок сороков». Согласно народным поверьям в этом месяце из тёплых стран прилетают сорок птиц. Отгадайте какие птицы прилетают.

Всех перелётных птиц черней,                                   Кто без ног и без свирели

Чистит пашню от червей.                                           Лучше всех выводит трели,

Взад- вперёд по пашне вскачь.                                   Голосистей и нежней ?

А зовётся птица …(грач).                                            Кто же это ?  (Соловей)

На шесте-дворец,                        Угадайте, что за птичка-тёмненькая невеличка,

Во дворе-певец.                           Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.

А зовут его…(скворец).              Всех быстрей летает, мошек на ходу хватает.

                                                       Если к нам летит она, значит, началась весна.

                 (Ласточка)

К нам прилетают: не одна ласточка, а много…(ласточек),

Не один скворец, а много …(скворцов),

Не один грач, а много…(грачей),

Не один журавль, а много…(журавлей),

Посмотрите на птиц: у ласточки грудка белая, а у грача…(чёрная),

У журавля клюв большой, а у скворца…(маленький),

У аиста ноги длинные, а у соловья…(короткие).

Воспитатель: Давайте поможем птицам справить новоселье.

(Дети «заселяют» птиц по гнёздам)

Какие птицы вьют гнёзда на деревьях, вы знаете? (Грачи, жаворонки, соловьи, аисты)

Для кого добрые люди делают скворечники?  (Для скворцов)

А ласточка лепит гнездо из грязи и глины под крышей дома. Издавна считалось, что ласточка вьет себе гнездо только у добрых людей. Люди никогда не обижали птиц.

Как вы думаете,  почему нельзя обижать птиц, нельзя разорять гнёзда? За что их все любят?

(ответы детей)

Воспитатель: Люди помогают им, подкармливают и даже зазывают.

(Дети исполняют заклички и песенку веснянку )

Дети:

Жаворонки,  прилетите,                     Ой вы,  жаворонки

Студёную зиму унесите.                    Жавороночки!

Зима нам надоела-                              Летите в поле

Весь хлеб она поела!                          Несите здоровье!

Курли, курли, курли,                         Жавороночки,

Летят, летят журавли                         Прилетите к нам,

Курлы-си, курлы-си,                          Принесите нам

По Руси, по Руси.                               Лета тёплого, Хлеба доброго.

Ласточка, ласточка,

Милая косаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

-За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну красну.

Исполнение песенки веснянки.

Воспитатель:  Был обычай у русских людей на Сороки печь печенье - «жаворонки». Хотите, я вас научу делать такое печенье?

( Изготовить печенье из теста, поставить для «выпекания» в печь )

Дети:   У кого тут хмурый вид?

              Снова музыка звучит.

              Выходи-ка  детвора,

              Поиграть пришла пора!

(проводится игра «Птицы в гнёздах») 

    Воспитатель:     Птиц любят и взрослые и дети. Из глины лепят дымковские игрушки (показать). Сказочно красивых птиц рисуют на деревянных изделиях  (предложить рассмотреть  хохломские изделия). Праздничные скатерти, полотенца вышивают мастерицы, а изображают на них тоже красивых птиц, цветы. Различные сувениры, изображающие птиц, дарят друг другу на праздники. Считается, что они приносят счастье. А один сувенир так и называется - «Птица счастья».  

Какой праздник мы сегодня отмечали?

Что вам больше всего понравилось?

Что это так хорошо пахнет?

Наше печенье уже готово.

( Печенье достаётся из печи, угощение гостей и детей печеньем «жаворонки»)