Конспект ООД в старшей группе образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Водные ресурсы земли».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, океаны и.т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilenko_otkrytoe_zanyatie.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводная часть.
Воспитатель: - Доброе утро, я вам говорю. Доброе утро, я вас всех люблю! Желаю вам хорошо заниматься. Слушать внимательно, ума набираться. Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу и найдите коробку (в коробке сбоку круглое отверстие). Потрогайте одной рукой, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете «в кулачке». Вот вторая загадка (звуковая) – шум морского прибоя. Скажите, что было в коробке, и что за звуки вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да. верно, в коробке был кусочек льда, который в руках быстро превращается в воду. И звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Вы, слыхали, о воде, говорят она везде!
В лужах, в море, океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить, без воды нам не прожить.
Основная часть.
Воспитатель: - Что у меня в руках?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, верно, глобус. Это модель нашей планеты Земля, на которой мы с вами живем. Каким цветом обозначена на глобусе вода?
Ответы детей.
Воспитатель : - Правильно. Синим, голубым. Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие - моря и океаны.
Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по водным просторам нашей планеты Земля. А на чем лучше путешествовать по воде?
Ответы детей.
Воспитатель : - Молодцы, правильно на (катере, лодке, корабле, теплоходе, крейсере, яхте). Одним словом, на каком транспорте?
Ответы детей.
Воспитатель : - Конечно, это все водный транспорт. Путешествие нам поможет совершить корабль. Предлагаю построить большой корабль, чтобы все поместились.
- Конструирование корабля из развивающих чудо- конструкторов В. Воскобовича «Эталонные фигуры», «Чудо – крестики» «Разноцветные веревочки»
Какие цвета вы ещё видите?
Д.: Зелёный, коричневый, жёлтый.
В.: Что обозначено этими цветами?
Д.: Горы, леса, пустыни.
Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает: какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
Д.: Значит, что воды больше.
Скажите, кому и для чего она нужна вода?
Остановка 1. «Родник. Ручей». Слайд №1
Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.
Загадка 1.
В нём – прозрачная вода,
Напоит тебя всегда.
Из глубин земли возник,
Ручейком потёк ... (родник).
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, откуда берёт своё начало родник?
Ответы детей.
Воспитатель: - Он бьёт из-под земли. Родники на Руси всегда считались священными. Наши предки считали, что в роднике вода святая, целебная, помогает излечить болезни. Вода такая чистая, прозрачная, её можно пить, даже не очищая фильтрами. На территории Белгородской области множество родников, к которым бережно и трепетно относятся. На некоторых родниках соорудили часовни, беседки, которые представляют собой архитектурную и культурную ценность.
К ним относятся и охраняемые родники села Верхопенье с интересными названиями: Сорокин колодец, Гапкин колодец и другие. Ребята, откуда же берет начало ручей?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Конечно, ручей берет начало из родника. Чем больше родников, тем больше будет ручейков. Какую пользу приносит ручей, родник в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как же хорошо в жаркий летний день посидеть у ручья. Животные и птицы пьют воду. Только некоторые, бессердечные люди, похоже, забыли об этом, засоряют ручьи, родники. Ребята, чем мы можем помочь родникам, ручьям?
Ответы детей.
Воспитатель: - Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными. А давайте поиграем в игру «Ручеек»
- Подвижная игра «Ручеек»
Остановка 2. «Река. Озеро». Слайд №2
Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.
Загадка2 .
Нам она мила прохладой,
Искупаться в ней, мы рады,
К нам, течёт из далека, Полноводная…(река)
Воспитатель: - Задумывались ли вы, как возникает река? Как течет?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно как поется в детской песенки «С голубого ручейка начинается река». У каждой реки есть начало - исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек.
Воспитатель: - Что такое русло реки?
Ответы детей.
Воспитатель: - Русло - путь, который выбрала себе река. Часто путь реки извилистый, неровный. В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.
Вывод: Итак, у всех рек есть исток - начало реки, русло - путь, по которому она течет, и устье - место, где река впадает в море.
Воспитатель: - Назовите крупные реки нашей Белгородской области? Какая река протекают в нашем селе, в нашем районе? Расскажите о значении рек?
Ответы детей.
Дидактическая игра с мячом «Кто живет в реке?».
Остановка 3. «Море. Океан». Слайд №2
Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.
Загадка 4.
В нём солёная вода. По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе, чайки кружатся над …(Морем).
Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, чем отличается река от моря. Ответы детей
Воспитатель: - Ребята, а названия каких морей вы знаете?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Где прячется вода»
Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.
Загадка 5.
Эти суперводоёмы все на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире их немного – лишь четыре! (Океан)
Воспитатель: - Назовите
Воспитатель: - Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.
- Как вы думаете, это тоже вода или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: - Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают. Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)
Ответы детей.
Воспитатель: - Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит, вода может быть твердой! Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?
Опыт с водой
Показываю 3-х литровую банку с водой
Воспитатель. Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - реки, моря, океаны, болота.
Отливаю стакан воды из банки- Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.
Набираю чайную ложку из стакана воды
- Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду...
Набираю из ложки воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце
- И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду...)
- Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля?
Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей.
Воспитатель: - Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь.
А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
Давайте придумаем правила поведения в природе и как сберечь живую воду:
Выучить правила пользования водой:
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать воду столько, сколько необходимо.
4. Содержать реки, пруды в чистоте и порядке, не засорять водоемы.
Воспитатель : Ребята, а какими свойствами обладает вода?(воспитатель раскручивает глобус...) 1,2,3-свойства эти назови.
Моделирование реки.
- Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.
- Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?
Д. Из широкой. (Выкладывают)
В.: Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?
Д.: Маленькие речки и ручейки.
В.: Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают).
В.: Кто теперь расскажет, как рождается большая река?
Д.: Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.
Круговорот воды в природе.
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе, рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе, получается круговорот». Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект игры-занятия по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Котенок Пушок» II группа раннего возраста
Игра-занятие «Котенок Пушок» предназначена для детей II группы раннего возраста (2 – 3 года). Данный вид деятельности проводится в модуле ознакомления детей с домашними животными по образовательной об...
Конспект открытого мероприятия по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Будь здоров, зелёный лес!"
Предоставляемый материал призван: обобщить представления детей о лесе как экосистеме; совершенствовать представления детей о значении леса в жизни людей; расширять представления о растениях, животных,...
Конспект мероприятия НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Лесной десант» в средней группе
middot; Закрепить знания детей об основных правилах поведения в лесу, правилах безопасности при осуществлении трудовой деятельности в...
План- конспект НОД по конструированию. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема "Как родник превратился в поющий фонтан"
Цель: совершенствовать конструктивные способности детей, конструируя по предложенному образцу. Вызвать интерес к конструированию родника и его творческого преобразования в фонтан. В процессе занятия д...
Конспект открытого мероприятия НОД Образовательная область: «Познавательное развитие». Тема: «Накормим котика» с использованием устного народного творчества. Ранний возраст.
Знакомство детей раннего возраста с домашними животными, особенностями их внешнего вида, что едят, как кричат....
Конспект ОД (итоговое) По образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Россия – Родина моя» (старшая группа)
Цель: Формировать у детей нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине.Образовательные задачи:Расширять и уточнять представления о Родине – России, малой Родине.Развивать представления о ...
Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Земля наш общий дом». Цель: воспитывать гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей
Дидактические игры с детьми старшей группы о "Источники безопасности"(бытовой,с электроприборами,на дороге ,на прогулке)Конспект рисования "Земля наш общий дом " в старшей группе п...