Конспект ООД в старшей группе образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Водные ресурсы земли».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Василенко Наталия Михайловна

Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, океаны и.т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilenko_otkrytoe_zanyatie.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Вводная часть.

Воспитатель: -  Доброе утро, я вам говорю. Доброе утро, я вас всех люблю! Желаю вам хорошо заниматься. Слушать внимательно, ума набираться. Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу и найдите коробку (в коробке  сбоку круглое отверстие). Потрогайте одной рукой, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете «в кулачке». Вот вторая загадка (звуковая) – шум морского прибоя. Скажите, что было в коробке, и что за звуки вы услышали?

Ответы детей.

Воспитатель: -   Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: -  Да. верно, в коробке был кусочек льда, который в руках быстро превращается в воду. И звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.

Вы, слыхали,  о воде, говорят она везде!

В лужах, в море, океане, и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить, без воды нам не прожить.

Основная часть.

Воспитатель:  -  Что у меня в руках?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Да, верно, глобус. Это модель нашей планеты Земля, на которой мы с вами живем. Каким цветом обозначена на глобусе вода?

Ответы детей.

Воспитатель :  - Правильно. Синим, голубым. Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие - моря и океаны.

 Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по водным просторам нашей планеты Земля. А на чем лучше путешествовать по воде?

 Ответы детей.

Воспитатель :  - Молодцы, правильно  на (катере, лодке, корабле, теплоходе, крейсере, яхте). Одним словом, на каком транспорте?

Ответы детей.

Воспитатель :  - Конечно, это все водный транспорт. Путешествие нам поможет совершить корабль. Предлагаю построить большой корабль, чтобы все  поместились.

  1. Конструирование корабля из развивающих чудо- конструкторов В. Воскобовича «Эталонные фигуры», «Чудо – крестики» «Разноцветные веревочки»

Какие цвета вы ещё видите?

Д.: Зелёный, коричневый, жёлтый.

В.: Что обозначено этими цветами?

Д.: Горы, леса, пустыни.

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает: какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Д.: Значит, что воды больше.

Скажите, кому и для чего она нужна вода?

Остановка 1. «Родник. Ручей». Слайд №1

Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.

Загадка 1.

В нём – прозрачная вода,

Напоит тебя всегда.

Из глубин земли возник,

Ручейком потёк ... (родник).

Ответы детей.

Воспитатель:  - Ребята, вы знаете, откуда берёт своё начало родник?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Он бьёт из-под земли. Родники на Руси всегда считались священными. Наши предки считали, что в роднике вода святая, целебная, помогает излечить болезни. Вода такая чистая, прозрачная, её можно пить, даже не очищая фильтрами. На территории  Белгородской области множество родников, к которым  бережно и трепетно относятся. На некоторых родниках соорудили часовни, беседки, которые представляют собой архитектурную и культурную ценность.

К ним относятся и охраняемые родники  села Верхопенье с интересными названиями: Сорокин колодец, Гапкин колодец и другие. Ребята, откуда же берет начало ручей? 

(Ответы детей) 

Воспитатель: - Конечно, ручей берет начало из родника. Чем больше родников, тем больше будет ручейков. Какую пользу приносит  ручей, родник в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как же хорошо в жаркий  летний день посидеть у ручья. Животные и птицы пьют воду. Только некоторые, бессердечные люди, похоже, забыли об этом, засоряют ручьи, родники. Ребята, чем мы можем помочь родникам, ручьям?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными. А давайте поиграем в игру «Ручеек»  

  1. Подвижная игра «Ручеек»

Остановка 2. «Река. Озеро». Слайд №2

Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.

Загадка2 .

Нам она мила прохладой,

Искупаться в ней, мы рады,

К нам, течёт из далека, Полноводная…(река)

Воспитатель:  - Задумывались ли вы, как возникает река? Как течет?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Правильно как поется в детской песенки «С голубого ручейка начинается река». У каждой реки есть начало - исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек.

Воспитатель:  - Что такое русло реки?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Русло - путь, который выбрала себе река. Часто путь реки извилистый, неровный. В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.

Вывод: Итак, у всех рек есть исток - начало реки, русло - путь, по которому она течет, и устье - место, где река впадает в море.

Воспитатель:  -  Назовите крупные реки нашей Белгородской области? Какая река протекают в нашем селе, в нашем районе? Расскажите о значении рек?

Ответы детей.

Дидактическая игра с мячом «Кто живет в реке?».

Остановка 3. «Море. Океан». Слайд №2

Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.

Загадка 4.

В нём солёная вода. По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе, чайки кружатся над 
(Морем).

Воспитатель:  - Ребята, а кто из вас знает, чем отличается река от моря. Ответы детей

Воспитатель: - Ребята, а названия каких морей вы знаете?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Где прячется вода»

Воспитатель : раскручивает глобус...) 1,2,3-отгадки назови.

Загадка 5.

Эти суперводоёмы все на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире их немного – лишь четыре! (Океан)

Воспитатель: - Назовите

Воспитатель:  -  Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.

- Как вы думаете, это тоже вода или нет?

Ответы детей.

Воспитатель:  -  Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают. Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)

Ответы детей.

Воспитатель:  -   Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит, вода может быть твердой! Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?

Опыт с водой

Показываю 3-х литровую банку с водой

Воспитатель. Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - реки, моря, океаны, болота.

Отливаю стакан воды из банки- Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.

Набираю чайную ложку из стакана воды

- Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду...

Набираю из ложки воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце

- И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду...)

- Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля?

Какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей.

Воспитатель:  -   Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь.

А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

Давайте придумаем правила поведения в природе и как сберечь живую воду:

Выучить правила пользования водой:

1. Закрывать кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струей.

3. Набирать воду столько, сколько необходимо.

4. Содержать реки, пруды в чистоте и порядке, не засорять водоемы.

Воспитатель : Ребята, а какими свойствами обладает вода?(воспитатель раскручивает глобус...) 1,2,3-свойства эти назови.

Моделирование реки.

- Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.

- Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?

Д. Из широкой. (Выкладывают)

В.: Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?

Д.: Маленькие речки и ручейки.

В.: Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают).

В.: Кто теперь расскажет, как рождается большая река?

Д.: Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.

Круговорот воды в природе.

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе, рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе, получается круговорот». Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игры-занятия по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Котенок Пушок» II группа раннего возраста

Игра-занятие «Котенок Пушок» предназначена для детей II группы раннего возраста (2 – 3 года). Данный вид деятельности проводится в модуле ознакомления детей с домашними животными по образовательной об...

Конспект открытого мероприятия по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Будь здоров, зелёный лес!"

Предоставляемый материал призван: обобщить представления детей о лесе как экосистеме; совершенствовать представления детей о значении леса в жизни людей; расширять представления о растениях, животных,...

Конспект мероприятия НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Лесной десант» в средней группе

middot;           Закрепить знания детей об основных правилах поведения в лесу, правилах  безопасности при осуществлении трудовой деятельности в...

План- конспект НОД по конструированию. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема "Как родник превратился в поющий фонтан"

Цель: совершенствовать конструктивные способности детей, конструируя по предложенному образцу. Вызвать интерес к конструированию родника и его творческого преобразования в фонтан. В процессе занятия д...

Конспект ОД (итоговое) По образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Россия – Родина моя» (старшая группа)

Цель: Формировать у детей нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине.Образовательные задачи:Расширять и уточнять представления о Родине – России, малой Родине.Развивать представления о ...

Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Земля наш общий дом». Цель: воспитывать гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей

Дидактические игры с детьми старшей группы о "Источники безопасности"(бытовой,с электроприборами,на дороге ,на прогулке)Конспект рисования "Земля наш общий дом " в старшей группе п...