Конспект организованной образовательной деятельности с использованием метода интеллект – карт с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Чудесный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбач Елена Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности

с использованием метода интеллект – карт

с детьми подготовительной к школе группы

на тему: «Чудесный мир насекомых»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

с использованием метода интеллект – карт

с детьми подготовительной к школе группы

на тему: «Чудесный мир насекомых»

Цель: Закреплять знания о насекомых, через составление интеллект-карты.

Задачи:

Образовательные:

•        Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

 Продолжать упражнять в составлении интеллект-карты, закреплять умение объединять полученные знания в интеллект-карте.

Развивающие:

•        Развивать зрительную и слуховую память.

•        Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

•        Развивать связную речь.

•        Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

•        Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Куда бы вы хотели совершить путешествие?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в лес. Вы хотите пойти в лес?

(Ответы детей)

Воспитатель: Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

(Дети идут по группе вместе с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились у лесной полянки, давайте подойдем поближе и посмотрим, что там находится.

(Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.)  

-Что вы видите на полянке?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это письмо от старичка-лесовичка, давайте посмотрим, что он нам пишет.

«Здравствуйте, дорогие друзья, я очень рад, что вы пришли в гости к нам в лес. Пришла весна, в лесу стало очень зелено и красиво, а еще проснулись мои хорошие друзья. И сегодня я предлагаю познакомиться с ними поближе».

Воспитатель: (достает из конверта картинки с изображением различных насекомых)

Скажите, что изображено на картинках?

Дети: бабочка, кузнечик, муравей, муха….

Воспитатель: Как одним словом можно назвать все изображенное на картинках?

Дети: насекомые

Воспитатель: Молодцы, речь сегодня пойдет о насекомых. Мы узнаем все о насекомых, какие они бывают, чем похожи и чем отличаются. А чтобы вам легче было все запомнить, мы сделаем с вами интеллект-карту (карту памяти, умную карту), в которой обозначим все виды насекомых (на доске вывешивается ватман, с прикрепленной табличкой «НАСЕКОМЫЕ»)

Воспитатель:

- А чтобы поближе познакомиться с насекомыми, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил лесовичек. Вы готовы? (Ответы детей).

Воспитатель:

-А вот и первое задание отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки. Беседа по теме.

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку).

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

(Ответы детей).

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

 (Ответы детей).

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.(Муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

(Ответы детей).

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка).

Воспитатель:

- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

(Ответы детей.)

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.( Божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Ответы детей.

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Какой основной признак всех насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.

Воспитатель:

- А паук – это насекомое?

(Ответы детей.)

Воспитатель: - Паук имеет 4 пары ног, а насекомые 3 пары. Паук не относится к насекомым.

Воспитатель: Ребята, мы отлично справились с этим заданием, а теперь приступим к следующему: «Вам нужно разложить насекомых по видам».

Дидактическая  игра «Разложи по группам».

Воспитатель: Ребята, скажите а какие бывают насекомые? (Ответы детей.)

Воспитатель: Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.

(воспитатель от таблички проводит стрелки и пишет печатными буквами ХИЩНЫЕ (красным цветом) , ПОЛЕЗНЫЕ (зеленым цветом), ВРЕДНЫЕ (синим цветом)

Воспитатель: Какие насекомые являются хищными?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Стрекоза, кузнечик, божья коровка, богомол.

Воспитатель: Почему их называют хищниками?

(Ответы детей).

Воспитатель: Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Воспитатель: Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на интеллект-карте и проведите к ним красные стрелочки. (Дети выбирают картинки хищных насекомых и приклеивают их на ватман).

 Воспитатель: Назовите полезных насекомых

 (Ответы детей). 

Воспитатель:  Бабочка, пчела, муравей, жужелица.

Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

(Ответы детей). 

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Воспитатель: Возьмите картинки полезных насекомых, прикрепите их на интеллект-карте и проведите к ним зеленые стрелочки.

(Дети выбирают картинки полезных насекомых и приклеивают их на ватман).

Воспитатель: Назовите вредных насекомых.

(Ответы детей). 

Воспитатель: Муха, комар, тля, майский жук.

Муха –разносит микробы, комар- кусает людей, тля и майский жук поедают культурные растения.

Воспитатель: Возьмите картинки вредных насекомых прикрепите их на интеллект-карте и проведите к ним синие стрелочки. (Дети выбирают картинки вредных насекомых и приклеивают их на ватман).

Физминутка.

Воспитатель: - Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку «Сороконожка»

Шла сороконожка

По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! ( дети останавливаются и приседают

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

Обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

И потопаю потом

- Ой, какой от лапок гром! (  дети топают ногами)

Игра «4 лишний».

Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием.

 Подойдите к столу на котором, расположены картинки.  Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

(Ответы детей).

Воспитатель:

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Составление описательного рассказа.

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами и превратились в насекомых и прилетели на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. Я предлагаю вам описать насекомое, в которое он превратился. А ребята попробуют отгадать, в какого насекомого каждый из вас превратился.

(Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом, в которого они превратились.)

Итог занятия.

 Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Посмотрите какую замечательную умную карту мы с вами составили. Предлагаю её немного украсить, у меня есть много цветов красного, синего и зеленого цвета. Давайте приклеим их на нашу карту.

(Дети приклеивают цветы на интеллект карту, красные цветы к хищным насекомым, зеленые к полезным, синие к вредным)

Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)

Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной:

- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

(Ответы детей.)

- Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей.)

- Вы все сегодня были молодцы!

Релаксация «Солнечные зайчики»

Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Воспитатель: Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.

Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глазки и улыбнитесь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»

Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»

Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию с элементами театрализации в подготовительной к школе группе по теме: «Домашние птицы» с использованием координационных лестниц.

Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной к школе группе с элементами театрализации  направлена на  развитие  у детей умения разыгрывать спектакль по знакомой...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"

В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множеств...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по физической культуре "Веселый мяч" с детьми подготовительной к школе группы

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи: воспитывать дисциплинированность и организованность; развивать коммуникативные свойства личности, все группы мышц, глаз...