Экологизация развивающей среды в ДОУ
статья по окружающему миру

Елена Всеволодовна Якушева

Экологизация развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii_no3.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экологизация развивающей среды в ДОУ

     Важным компонентом работы по экологическому образованию дошкольников является правильная организация единого экологического пространства. Чтобы оказать наибольшее влияние на процесс формирования основ экологической культуры, эколого-развивающая среда должна быть продуманной и спланированной. Развивающая среда групп должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным для него делом.

В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:

  1. познавательному развитию ребенка
  2. эколого-эстетическому развитию предпочтению  объектам природы перед искусственными предметами;
  3. оздоровлению ребенка
  4. формированию нравственных качеств ребенка
  5. формированию экологически грамотного поведения
  6. экологизации различных видов деятельности ребенка

     В нашем ДОУ работа по созданию такой среды велась комплексно  в нескольких направлениях.

     Во-первых, это озеленение территории  и содержание ее  в соответствующем  санитарном состоянии.

     Во-вторых, экологизация предметной среды.

     В-третьих, создание условий для непосредственного общения детей с природой.

Работа с детьми проводится по следующим направлениям:                                 - формирование трудовых умений и навыков, соответствующих возрасту детей через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории;

- реализация различных проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- знакомство с миром профессий, связанных с экологией.

В музыкально-физкультурном зале нашего ДОУ проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, организуются подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки.

В коридорах созданы отдельных уголков: растений всего мира, фольклорных элементов, картинных галерей, размещение  экологических выставок  и экспозиций, на которых могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые могут провести не только воспитатель, но и ребенок.

       Развивающая среда групп состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Все элементы объединены в экологический комплекс группы. Ядром такого комплекса являются уголок природы, лаборатория и все центры активности.

     Экологический уголок в групповом помещении ДОУ является зеленым островком, предназначается для формирования у детей навыков ухода за растениями. При организации уголка природы мы учитывали как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.

      Прежде всего организация уголков природы регламентируется пунктом 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010). Список допустимых растений регламентируется документом «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011. а также общими требованиями .

     В каждой группе оборудованы уголки экспериментирования (лаборатории). Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время - это база для игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

     Неотъемлемой частью предметно-развивающей среды в групповых помещениях нашего детского сада является «Огород на подоконнике». Он способствует расширению представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда, вследствие чего мы заметили, что малыши проявляют интерес к растениям не только «на подоконнике», но и в повседневной жизни.

      Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет.

      За растениями ведутся регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

     Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.

      В качестве действующего элемента предметной развивающей среды воспитатели создали экологические музеи природы. Для музея выделяется отдельная полочка или шкафчик в группе, расположенные на уровне, доступном для взгляда ребенка.

     Здесь располагаются коллекции: ракушек, камней, сыпучих веществ, семян, природного материала, который используется на занятиях по конструированию , и созданию поделок.

В групповых помещениях детского сада представлены различные макеты, а именно: «Времена года», «Сад и огород», «Дикие и домашние животные», «Пустыня», «Животный мир Африки», «Антарктида», «Северный полюс», «Муравейник», «Мир насекомых», «Зоопарк», «Очистное сооружение» и др. Эти макеты можно использовать в работе по экологическому воспитанию, для «погружения» детей в удивительное царство природы. Они используются для ознакомления детей с разнообразием окружающего мира и являются средством вовлечения, которое формирует целостное представление дошкольников о природе. Макеты используются не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей. Знания, полученные на занятиях, успешно трансформируются в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

     В библиотечном центре группы собрана разнообразная познавательная литература о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, подборка картин из жизни животных и растений, по сезонным изменениям, произведения о родном крае, а также аудиоматериалы с записями голосов животных, звуков природы, видеоматериалы с фильмами о природе, карты, глобус. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями.

     Театрализованная деятельность, так же используется для формирования основ экологической культуры дошкольников. В театральном уголке имеются различные виды театров: настольный, теневой. Имеются, костюмы и маски. Дети с удовольствием примеряют на себя разные роли, участвуют в театрализованных постановках. В нашем детском саду ежегодно проводиться конкурс театрализованных постановок «Экологическая сказка», где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим актером. С помощью этих постановок мы доступно объясняем детям необходимость бережного отношения к природе, показываем неприглядность потребительского отношения к ней. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

     В художественно-эстетическом центре представлены наборы репродукций пейзажей, образцов растительных орнаментов, детские работы из природных материалов, фотоматериалы.

Так же присутствует большое количество музыкальных материалов: произведения классиков о природе, детские песни об охране природы, звуки природы, физкультминутки и пальчиковые гимнастики на природном материале.

      В центре патриотического воспитания находятся пособия, рассказывающие о природе родного края и России, об охране природы в нашей стране.

      В современных условиях образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему развивать личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в работе с дошкольниками «лэпбук», у педагогов появилась возможность подготовить именно такую личность к жизни в новых условиях.

     «Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, ребенку совместно со взрослым (педагог или родитель) нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

      Лэпбук – это пособие, которое может быть и итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Так же данную папку можно разместить в приемной группы, где каждый родитель может ознакомиться с новым пособием, тем самым заинтересовать родителя, натолкнуть на совместную деятельность с ребенком дома.

      Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

«Лэпбук» отвечает и требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

     В нашей группе представлены такие лэпбуки, как «Экология для дошколят», «Метеостанция», «Огород на окошке».

     Мощным техническим средством обучения становится использование мультимедийных технологий в ДОУ, это огромная помощь для воспитателя в разработке занятий, праздников, изготовлении пособий, оформлении информации для родителей. Современные информационные технологии дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для проведения НОД и совместной деятельности с детьми. Наличие в нашем детском саду мультимедийного оборудования: ноутбука, проектора и экрана, современного телевизора – дают возможность воспитателям и специалистам создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям. Медиаматериалом являются мультфильмы, видеоролики и познавательные фильмы для детей, аудиозаписи, презентации и пр. Тематика мультимедийных материалов самая разнообразная.  Они широко используются  в разных видах работы с детьми, так как это позволяет сделать их более эмоциональными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия, дают возможность  удерживать внимание самых непоседливых дошкольников. С помощью таких приемов легко создать атмосферу путешествия, прогулки, показать красоту родной природы, города, и пр. Таким образом, мультимедийное оборудование является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогащать развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность, развивать познавательные процессы детей и расширять кругозор, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Применение современных информационных технологий в детских садах должно проходить при условии регламентированного и безопасного для здоровья использования техники в работе с детьми дошкольного возраста.

     При озеленении территории нашего дошкольного учреждения мы стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны. Здесь растут разнообразные деревья, среди которых пышноцветущие весной и плодоносящие осенью, яблони. Среди кустарников можно выделить боярышник и калину. С приходом зимы дети с удовольствием наблюдают за тем, как на них кормятся зимующие птицы.

     Всё лето участок утопает в цветах, которые сменяют друг друга с весны до осени.

     Огород привычен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей.

      Экологическая тропа - специально оборудованный маршрут на территории детского сада, который выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В качестве объектов выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, мхи, ,микроландшафты разных природных сообществ, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых и др. Так же здесь заложен уголок лекарственных трав и растений луга.

     Это «экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу. Озеленение детских площадок также создаёт зеленый щит из деревьев и кустарников, который позволяет сформировать территорию с особым – улучшенным микроклиматом. Многообразие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. На детских площадках ребятам не бывает скучно. Мы наблюдаем за красотой природы, любуемся цветовой гаммой деревьев в разное время года. Кроме того, на участках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрослых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Это богатое окружение важно для развития у детей наблюдательности, творческой атмосферы, положительного эмоционального фона, свободы деятельности и воспитания бережного отношения к природе.Ведь именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

     Созданная для становления личности ребенка – дошкольника в ДОО эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.

     Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять в детских садах экологическое образование дошкольников. Это даст возможность открыть экспериментальную эколого-педагогическую площадку по изучению влияния собственной исследовательской деятельности детей на их продуктивно-творческое экологическое образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ,

Волгоград: Учитель, 2008;

2. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

2. Евдокимова Е.С. «Развитие проектной культуры в образовательном

процессе», журнал «Управление ДОУ», № 3, 2005;

3. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания

детей, М.: Новая школа, 1993;

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического

воспитания в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2010;

5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников,

М.: Мозаика-Синтез, 2011;

6. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методические

подходы, М.: 1996.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

9.  Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.

 10.  Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологизация развивающей предметной среды

Консультация для воспитателейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город КирсановТема: «Экологизация развивающей предметной среды»Одним ...

Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".

Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....

"Экологизация развивающей среды ДОУ"

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия.  Изб...

Проект "Экологизация развивающей среды ДОУ"

Автор проекта:       Воспитатель высшей квалификационной категории Киселева Т.В. МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»;Вид проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный...

Экологизация развивающей среды для городского семинара в рамках реализации международной программы «Эко-школы /Зеленый флаг/»

Данный доклад рекомендован для содействие обмену опытом между педагогами, развитие творческой активности....

Экологизация развивающей среды территории детского сада

Исследование, как экологизация среды территории детского сада влияет на развитие детей....

Презентация "Экологизация развивающей среды в ДОУ"

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. ...