Непосредственно организованная образовательная деятельность.«Воспитание экологической культуры детей среднего дошкольного возраста»Тема: "На волшебном лугу".
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Горшкова Татьяна Михайловна

Цель: Расширять у детей среднего дошкольного возраста представления о луге, как о экосистеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_lug.docx88.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/С №29 «Улыбка»».

«Воспитание экологической культуры детей среднего дошкольного возраста»

     

      воспитатель I кв. категории

 Горшкова Татьяна Михайловна.

     

Вязники- 2019г.

Задачи:

Образовательные задачи: формировать представления детей о жизни в луговом сообществе, о взаимосвязи растений и насекомых.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес дошкольников к объектам живой природы. Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Совершенствовать умение рисовать бумажными комочками. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное, бережное отношение к природе. Воспитывать аккуратность при рисовании.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, фразовые и связные высказывания. Упражнять детей в четком звукопроизношении.

         Социально- коммуникативное развитие: знакомить детей с игрой «Назови правила друзей луга».

Познавательное развитие: закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представление о луговых обитателях, их взаимосвязях.

Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем.

Художественно-эстетическое развитие: знакомить с техникой рисования мятой бумагой.

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.

Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание, игровой (наглядно- действенный метод)

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использование ТСО (технические средства обучения)

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Словарная работа: Насекомые. Опыляют. Прилагательные: красивый, яркий, красочный, нарядный, пёстрый.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: «тропинка», декорация луга, слайдовая презентация (цветы, насекомые, правила поведения на лугу), накидка-бабочка. Тонированный лист ватмана (заготовка «луга» для коллективного рисования).

Раздаточный: бумажные комочки, палитры с гуашью четырёх цветов, влажные салфетки на каждого ребёнка, магниты-насекомые.

        Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, магнитофон с записями: звуков весны, звуков насекомых, спокойной мелодии.

Ход НООД:

Ход занятия.

Дети стоят. Приветствуем гостей. «Знакомимся».

-В.: Ребята, давайте поздороваемся с гостями (здравствуйте). Меня зовут Татьяна Михайловна А как зовут вас, я знаю по вашим бэйджикам.

-В.: Ребята, а какое сейчас время года? (Весна)

-В.: а что происходит весной в природе?  (Ответы)

-В.: Давайте послушаем звуки весны. (Что вы услышали?)

-В.: И я услышала, и пение птиц, и звон весенней капели, и журчание весёлого ручейка. А ещё я услышала, как пробуждается вся природа: реки и озёра, леса и луга.

-В.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебный луг. Вы готовы? Тогда вперёд. Только идти нужно по тропинке очень тихо, чтобы никого не распугать.

Динамическая пауза. «По тропинке все идём»

По тропинке все идём,

Не спешим, не отстаём. 

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!     

-В.: Вот мы и пришли. (слайд №1) Ой, как тут красиво.

 (Дети садятся)

-В.: а какие цветы растут на лугу вы узнаете, если загадки отгадаете.

 Первая загадка.

Был я солнышком лучистым,

 Стал я облачком пушистым.

Одуванчик. (слайд №2)

Вторая загадка.

Стоят в лугах сестрички,

Жёлтый глазок, белые реснички.

Ромашка. (слайд №3)

Третья загадка.

В        поле        у        овражка
Красненькая        кашка.
Клевер.   (слайд №4)

Четвёртая загадка.

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет!

Колокольчик. (слайд №5)

-В.: Ребята, какие же цветы растут на лугу?  (одуванчики, ромашки, клевер, колокольчики).

-В.: Ещё много разных травок

       У тропинок, у канавок.

- В.: Дети, а хорошо весной на лугу играть, в хороводе плясать.

Игра-хоровод «Лютики-ромашки» (ФОНОГРАММА)

(Дети стоят полукругом к экрану)

(ФОНОГРАММА ЗВУКОВ ПРИРОДЫ (ЛУГА))

-В.: Ребята, вы слышите? Здесь кто-то жужжит и стрекочет.  Это же Козявочку-букашечки. Они прячутся где-то в траве. Нужно проговорить их названия, и они появятся на экране.

Артикуляционная гимнастика.

Жит-жит-жит - жук летает и жужжит.  лайд 6) 

Са-са-са - прилетела к нам оса.  (слайд №7)

Ра-ра-ра - рады видеть комара.  лайд №8)

Ля-ля-ля - вот весёлая пчела.  лайд №9)

За-за-за - улетела стрекоза.  лайд №10)

-В.: -Как можно назвать одним словом этих живых существ? (Насекомые)

-В.: Много разных насекомых живёт на лугу, а как они передвигаются мы сейчас покажем.

Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула,

Крыльями взмахнула.

Тут кузнечик скок-скок,

Пчёлка перелетает с цветка на цветок,

Муравьишка хвостиком трясёт,

Улитка по травинке зелёной ползёт.

Дружно все вздохнули,

Мы немного отдохнули. 

И показали движения насекомых.

(Дети садятся)

-В.: На лугу насекомые и цветы всегда живут вместе (слайд №11), дружат и помогают др. др.  Цветы дают пищу и дом многим насекомым. А насекомые опыляют растения, переносят пыльцу (цветочную пыль) с цветка на цветок и поэтому цветы не погибают.

- В.: А сейчас у нас с вами произойдёт волшебство. Каждый из вас станет волшебником. Вы согласны?  Тогда, вытягивайте ручки вперёд и прикрывайте ладошками закрытые глазки. И повторяйте за мной волшебные слова:

Край неба алеет,

Трава зеленеет,

Цветок расцветает,

Волшебная бабочка прилетает!

(В- набрасывает накидку, берёт в руки корзинку)

- Ребятки, открывайте глазки. А вот и я -  волшебная бабочка.

-Б.: «Я слышу, мои друзья насекомые очень боятся выползать на луг, когда растает снег. Ребята, а как нужно вести себя на лугу, чтобы никого не обидеть и сберечь красоту природы?

-Б.: «Отвечать будете все, но по одному. У меня в корзинке волшебные комочки, кому положу в ладошку, тот и называет правило поведения на лугу».

Игра «Назови правила друзей луга» (слайд №12- подсказка)

(Б. раздаёт бумажные комочки, дети проговаривают правила.)

1. Нельзя рвать цветы.

2. Нельзя ловить насекомых и уносить их домой.

3. Нельзя давить насекомых и лягушек.

4. Нельзя мусорить.

5. Нельзя поджигать сухую траву.

-Б.: У всех есть комочки? Держите их крепко, они нам пригодятся.

-Б.: (слайд №13) Насекомые не на лугу. (или, как вариант, я слышу, что насекомые загрустили)

 «Девочки и мальчики, смотрите, наши насекомые загрустили на лугу без цветов.  

Нам нужно помочь моим друзьям, нарисовать для них цветы. Тогда им станет веселее.

- Б.: а рисовать мы будем волшебными комочками. На что они похожи? (на смятые бумажки)

-Б.: Давайте поиграем с комочками и разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Вот комочек мы сжимаем,

Наши пальцы разминаем.

Мы стараемся, катаем-

Дружно в шарик превращаем

Не дадим ему скучать-

Им мы будем рисовать.

-Б.: (берёт корзину и приглашает детей подойти к столу, для рисования).

«Сейчас мы будем рисовать цветы на лугу бумажными комочками».

На палитре 4 цвета. И каждый цвет-это цветок.

БЕЛЫЙ - РОМАШКА

КРАСНАЙ - КЛЕВЕР                

ЖЁЛТЫЙ - ОДУВАНЧИК

СИНИЙ - КОЛОКОЛЬЧИК

-Б.: Рисовать будем одним цветом несколько цветочков, н-р я буду рисовать ромашку. Опускаю комочек в белую краску и прижимаю комочек с краской к нашему «лугу» в нескольких местах, вот так. (Показываю)

-Б.: Ребятки, а какие цветы будете рисовать вы? Пожалуйста, скажите мне. (Дети называют какой цветок будут рисовать.)

-Б.: Пожалуйста, приступайте, только аккуратно.

-Б.: Ой, как красиво! Что же мы нарисовали? (Цветы на лугу).

Б.: Давайте покажем нашу работу гостям. (Поместить работу на доску)

Какой луг у нас получился? (Красивый, красочный, нарядный, яркий, пёстрый).

-Б.: Дети, вы слышите? Насекомые жужжат где-то поблизости. Да вот же они! Забрались в корзину, пока мы рисовали цветы. Давайте поместим их на цветущий луг.         (Раздаю насекомых детям, они помещают их на луг)

 Насекомые обрадовались. Они вам говорят спасибо. Мы с вами настоящие волшебники. Сейчас у нас произойдёт ещё одно волшебство.

Б.: Вытягивайте ручки вперёд и прикрывайте ладошками закрытые глазки. И повторяйте за мной волшебные слова:

Край неба алеет,

Трава зеленеет,

Цветок засыпает,

Бабачка улетает!

(В- снимает накидку.)

В.: Открывайте глазки.

Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Возвращение

По тропинке все идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот приходим в детский сад.

Детский сад ребятам рад!

-В.: Наше путешествие подошло к концу? Вам понравилось путешествие? А что понравилось? А что не понравилось? (Ответы детей)

-В.: Мы договорились с вами, что будем бережно обращаться с цветами, которые вырастут на лугу, на участке вашего детского сада и повсюду в нашем городе. Будем оберегать насекомых, которые появятся тёплой весной. И будем беречь красоту родной природы вместе!

-В.: Спасибо ребятки. Спасибо за внимание.

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.
  2. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования/ О.В. Бурляева и др.,2011.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. Л.Г. Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др., 2010.
  4. Г.А. Айдашева. Русские обряды. Весна. М., 2004.
  5. О.А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелётные птицы» М., 2004.
  6. Мир природы и ребенок. СПб., 1998.
  7. Как прекрасен этот мир! Ред.-сост. Л.И.Жук. Минск, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема. «Перелетные птицы. Трясогузка».

Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.Задачи. Образовательная: закреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Не боимся мороза»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Не боимся мороза»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности«Речевое развитие»для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»Обучающие задачи: Учить испо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по кубановедению для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Народные ремёсла Кубани».

Формировать представления детей о нескольких видах кубанских ремёсел. Воспитывать любовь к малой Родине и ее культуре....