Да здравствует, вода!
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Афанасьева Наталия Николаевна

Цель:  развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

- закреплять знания о свойствах воды;

- способствовать развитию сенсорного восприятия;

- обучать умению пользоваться схемами-символами, помогающими отвечать на вопрос логично, последовательно;

- формировать умение пользоваться моделью в качестве плана при рассказывании сочинённой сказки;

- развивать лексическую речь;

- закреплять навыки поведения у воды;

- создавать мотивацию для проявления инициативы, самостоятельности;

- формировать умение выражать свою мысль, делать умозаключения;

- способствовать развитию творческого воображения, фантазии;

- содействовать развитию эмоциональной сферы;

- формировать умение создавать мысленные образы;

- воспитывать чуткость и чувство благодарности;

- развивать навыки сотрудничества и коммуникативной культуры.

Предварительная работа:  совместная домашняя работа детей и родителей: сочинить и оформить книжкой с иллюстрациями сказку «Волшебные приключения Капельки». Заучивание стихов, разгадывание загадок о воде.

Оборудование и материалы:  игрушка Водолей (игрушка или аппликация); вырезанное из цветной бумаги контурное изображение капли воды (по количеству детей); карточки с символами-схемами, отражающими свойства и качества воды; зелёные и красные карточки (по количеству детей); стеклянный сосуд, наполненный водой; выставка книг, созданных детьми с родителями; репродукции к сказкам на тему «Вода в художественных произведениях»; карточки с рисунками на тему «Правила поведения у водоёма» (по количеству детей); стаканчики с кипячёной водой (по количеству детей).

Ход занятия.

Педагог читает стихотворение.

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь – И я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донёсся шёпот:

- Знай, малыш, и я пришла из океана!

На поле лёг туман седой

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!           А.Дитрих.

Пальчиковая гимнастика «Вот водичка капает»

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

(дети ударяют указательным пальцем по левой ладони)

Ручки моем мы вот так: так, так, так.

(«намыливают» руки)

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

(ударяют указательным пальцем по правой ладони)

Мы водичку наберём: так, так, так.

(делают из ладоней «чашечку»)

И умоем личико чистенькой водицей («умываются»)

Вот как хорошо! (разводят руки и улыбаются)

    Педагог:  Почему в каждой жидкости есть след океанской воды.  Как к нам попадает вода из океана? (Ответы детей) Можем ли мы сказать: «Лужа плывёт по небу»? (Ответы детей) Объясните, почему?

    Дети рассказывают о круговороте воды в природе (по представленной схеме круговорота воды в природе), вспоминают опыт. Педагог ещё раз проговаривает, как происходит круговорот воды в природе.

    Педагог:  Теперь я с уверенностью могу сказать, что в сосуде, который принёс Водолей (показывает игрушку), тоже находится океанская вода. Здравствуй, водичка! Мы тебя любим и о тебе много знаем. Расскажем Водолею, о каких свойствах воды говорили на прошедших занятиях. Помогут нам картинки, которые лежат перед каждым из вас. За каждый правильный ответ Водолей будет дарить вам «капельку воды».

    Дети вспоминаю свойства воды, рассказывают об опытах, которые они проводили, формулируют выводы. (Закрепляется знание свойств воды: вода – жидкость, она растекается, льётся; вода прозрачная; вода не имеет вкуса; в воде можно растворять отдельные вещества; вода не имеет запаха; вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который налита; при нагревании вода может быть тёплой, горячей).

    Педагог:  Вода содержится во многих предметах. У вас в руках «капельки воды». Пройдите по комнате и положите «капельку» рядом с тем предметом, в котором есть вода.

    Дети выполняют задание, Водолей проверяет.

Физкультминутка  «Что там чудится в тумане?»

Что там чудится в тумане?         Дети вытягивают руки вперёд.
Волны плещут в океане.             Дети машут руками, изображая волны.
Это мачты кораблей.                   Дети вытягивают руки вверх.
Пусть плывут сюда скорей!         Дети приветственно машут руками.
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,               Ходьба на месте.
Ищем ракушки в песке                 Наклоны.
И сжимаем в кулаке.                     Дети сжимают кулачки.
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать.                  Приседания.

       Педагог предлагает детям рассмотреть выставку книг со сказками, сочинёнными дома с родителями. Читают две сказки, остальные сказки педагог предлагает прочитать в другое свободное время.

    Игра «Кто здесь был и что забыл?»

    Детям предлагается рассказать, какую роль играет вода в сказках «Кошкин дом», «Царевна лягушка», «Сказка о рыбаке и о рыбке» и др.

   Игра «И я».

   Педагог называет ситуации,  в которых дети могут принять участие, произнося слова «и я». При названии ситуаций, которые опасны для здоровья и жизни человека, дети молчат. Ошибки обсуждают сообща.

   Примеры ситуаций:  «Весна. Я подошла к луже и прыгнула в неё».  «Жаркое лето. В неглубоком месте речки я училась с тренером плавать».

   Итог занятия.

    Педагог просит детей выразить своё отношение к занятию. Что запомнилось больше всего.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К проекту Занятие «Здравствуй, водичка!»

Программное содержание: Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет) создать условия для развития исследовательских умений детей, обогатить знания дете...

“Здравствуй, водичка”

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.Задачи: Развивать любознательность, мышление и речь.               Развивать интерес к ...

Тема"Здравствуй водичка"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим...

Конспект занятия по программе М. Л Лазарева «Здравствуй» по теме «Вода и мыло» во второй младшей группе

Конспект занятия по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй " по теме "Вода и мыло" во второй младшей группе...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВОДА !»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности,              интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка...

Да здравствует вода

Конспект занятия по познавательному развитию...