Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Цветы весны"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Описание: Беседа знакомит детей с весенними цветами, расширяет их кругозор. Иллюстрации делают беседу ярче и наглядно показывают красоту первых весенних цветов. Данный материал будет полезен воспитателям работающим со старшими дошкольниками и учителям начальных классов.
Цель: расширить знания детей о весенних цветах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_7.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о цветах с детьми старшего дошкольного возраста

«Цветы весны»

Описание: Беседа знакомит детей с весенними цветами, расширяет их кругозор. Иллюстрации делают беседу ярче и наглядно показывают красоту первых весенних цветов. Данный материал будет полезен воспитателям работающим со старшими дошкольниками и учителям начальных классов.
Цель: расширить знания детей о весенних цветах.
Предварительная работа: прогулка с детьми по территории детского сада с наблюдением за клумбами, рассматривание альбома «Весна».
Материалы: Презентация «Цветы весны», мяч, картинки по количеству детей солнышки и тучки.

Ход беседы

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы поговорить о прекрасных цветах, которые появляются самыми первыми на клумбах в нашем детском саду и в огородах ваших мам и бабушек.

Послушайте четверостишие Галины Горловой:
Мускари
Глазами смотрят голубыми
Из - под сугроба мускари.
Зима бессильна перед ними
Они всех раньше расцвели.


Этот удивительный цветок - Мускари, просыпаются от зимней спячки не замечая даже снега вокруг. Целые поля мускарей можно встретить на лесных полянах. Но человек не смог пройти мимо и теперь эти цветы растут и в наших клумбах!

Полное его название Мускари кистевидный. В природе он опасен для птиц, они его облетают стороной, а для человека вполне безобиден. Своё название он получил из-за своего запаха. Он пахнет мускусусом, отсюда и название Мускари. А соцветия это цветка образуют кисть – отсюда и второе слово в его названии - кистевидный.

Очень интересно то, что у этого цветочка есть народные названия, то есть его в народе называют совсем по-другому. Например, мышиный гиацинт. Почему, спросит вы? Сейчас объясню. Если присмотреться к этому цветку, то можно заметить, что он немного похож на гиацинт. Но очень маленького размера, прямо для мышонка. Ещё его порой называют Гадючий лук. Листики у этого цветка немного похожи на перья лука, если раскопать, то можно увидеть, что корень его похож на луковицу. Почему гадючий? Гадюка – ядовитая змея, а ведь этот цвет ядовит для птиц. Может поэтому? А может и потому, что гадюки просыпаются от спячки примерно в то же время как зацветает Мускари.
Вот такая интересная история с названием этого цветка.

А мы продолжаем беседу. Попробуйте отгадать загадки:

Он из луковки растёт,
Раннею весной цветёт.
А когда он расцветает,
- Чашечку напоминает.

Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный...

Правильно - это тюльпан. Это один из первых весенних цветов. Вот от просыпается:


Тюльпаны, тюльпаны —
Восточный ковер,
Из венчиков соткан
Волшебный узор!
Ах, как же мне люб
Этот сказочный бал, —
Ласково ветер
Цветы целовал…
Рысаков Антон

А вот они цветут и радуют глаз своими яркими бутонами:


Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Я расскажу вам легенду, ребята. Говорят, что в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто до него не мог добраться, потому что тюльпан никак не раскрывался. Но вдруг его заметил маленький мальчик и взял в руки этот удивительный цветок. И тюльпан раскрылся! Именно детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.
Вот такая легенда. Улыбайтесь чаще, ребятишки!

Следующий цветок, о котором мы с вами поговорим – это нежно голубые пролески.


Пролеска сибирская – вот точное название этого цветочка. Он растет во многих странах, даже в некоторых районах Африки можно увидеть его ранней весной.

Однажды мне бабушка рассказала сказку, как появились первые пролески.

Сказка о пролесках
В большом лесу наступила весна. Начали просыпаться деревья, на них появлялись первые почки. В лес прилетели первые птицы из дальних стран и начали петь свои красивые песни. На земле ещё лежал снег. Но в лесу уже было так красиво, ведь первая травка уже начала появляться на проталинах, хотя немного грустно, ведь совсем не было цветов. И вот однажды в лес забрел пастушок, он набрал травки для своих животных, и сел отдохнуть на пенечек. Достал дудочку и начал играть грустную мелодию. Она была настолько нежная и красивая, что дремавшие под землей луковицы цветов услышали эту музыку. И первыми посмотреть на того, кто её исполняет, вышли навстречу солнцу девочки-пролески. С тех пор каждую весну голубые пролески радуют людей своей нежностью и красотой! Они покрывают землю, пробуждающуюся после зимнего сна, ярким голубым ковром, словно маленькие озёра разливаются на полянке.
Вот такая сказка.

А нам пора немного отдохнуть и пошевелиться.

Физкультминутка «Цветы»
Раз –два-три выросли цветы (сидим на корточках, встаём)
К солнцу потянулись высоко: (ручки тянем вверх)
Стало им приятно и тепло! (смотрим на ручки)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачиваемся влево-вправо)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклон влево-замерли)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклон вправо - замерли)
Ветерок убегай! (машем «пока-пока»)
Ты цветочки не сломай! (пружинка с поворотами)
Пусть они растут, растут, (пружинка с поворотами)
Детям радость принесут! (ручки к подбородку, повороты влево-вправо)

Воспитатель: Отдохнули, немного, давайте продолжать. Следующий красавец, который встречается нам на пути – ландыш. Это нежный лесной цветок. Цветет весной, нежный и очень красивый. Жаль, что быстро отцветает. Его нежный аромат – прекрасный подарок всем нам.


Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки-
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый и приятный…
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное – Ландыш, — он красив на вид.
Но, представьте,- ядовит!
Р. Новикова

Ландыш очень нежный цветок. Не стоит рвать его, пусть он радует нас своим внешним видом и ярким ароматом.

Следующий весенний гость очень яркий цветок - Адонис.
В Древней Греции есть миф, что этот цветок был назван в честь сына царя Кипра Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Он был очень красив, как этот цветок.

Этот цветок ярко жёлтого цвета, он очень любит солнечный цвет.


Послушайте стихотворение Татьяны Штаб «Горицвет»
Черногорка, горицвет -
Это вешний первоцвет.
Только солнце припечет,
Горицвет уже цветет.
Поднимается упорно
Из-под прелого листа.
Он головкой непокорной
Покоряет небеса.
Сам, как солнышко, сияет,
Желтым блеском красоты.

В стихотворении мы услышали интересные народные названия цветка - адониса.
Одно из народных названий "Горицвет". Ведь ярко-жёлтые цветы адониса, как-будто горят под лучами солнца. А ещё одно народное название "Черногорка", появилось из-за мест произрастания цветов. Весной, первые цветы появляются на пригорках, снег на которых тает в первую очередь, проглядывает чёрная земля и зацветает адонис. Отсюда и название.

Вот такие удивительные цветы растут около нас весной и радуют нас своими красками.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Разноцветные цветы».
Давайте встанем в круг, я буду стоять в середине и кидать мяч вам, говоря вслух любой цвет, а вы будете возвращать мне мяч, называя в ответ цветок, который соответствует названному мной цвету. Например, я говорю белый, вы мне отвечаете – ландыш, а может ромашка, ведь белых цветов много. Играем!

Дети играют с воспитателем.

Воспитатель: Вот и подошло время прощаться. Ребята, вам понравились цветы, о которых мы с вами говорили?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой цветок показался самым необычным?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравились ваши ответы и ваши рассуждения о цветах. Первые весенние цветы очень любят солнце. Оно дарит им возможность проснуться после долгого зимнего сна, согревая их своим теплом.

Если вам понравилось беседовать о цветах - возьмите солнышко в руки и поднимите высоко вверх. А если вам было не интересно – возьмите тучку.
Дети выбирают.
Воспитатель: Посмотрите, сколько солнышек одновременно светит нам с вами! Пусть просыпаются все цветы и радуют нас своей красотой, ведь для них сегодня столько солнечных лучиков подарили ребята!
До встречи!!!

Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие, Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные.
Б. Асаналиса

Приложение 1.
Игра «Разноцветные цветы»
Цель игры: закрепить и обобщить знания детей о цветах.
Материалы: мяч.
Количество игроков: не ограничено: от подгуппы до целой группы детей.
Правила игры: Дети встают вкруг, ведущий берет в руки мяч и встаёт в середине круга. Он кидает всем ребятам по очереди мяч, называя любо цвет. Задача детей, вспомнить цветок, чьи лепестки такого цвета, который назвал ведущий. Ребенок называет это цветок и возвращает мяч ведущему.

Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не получат мяч и не попробуют дать ответ.

Примеры:
Белый – ландыш,
Красный – мак,
Жёлтый – тюльпан,
Синий – мускари,
Голубой – пролески,
Фиолетовый – ирис и т. д.

Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не примут участие. Возможно повторение цветов, ведь на один цвет можно назвать разные цветы. К примеру белый – ромашка, пион, роза и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека тем доверительных бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

В детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту,справедливость, честность, вежливость. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других люд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (интеграция образ. обл.) с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!"

Предлагаю для использования в работе воспитателей и музыкальных руководителей конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!" Н...

"Дикие животные весной." Беседы с детьми старшего дошкольного возраста познавательного характера.

Беседы состоят из нескольких частей, относящихся к разным животным .Что предусматривает проведение отдельных бесед о деятельности животных весной с использованием иллюстративного материала по теме "Ди...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красная, весна ясная»

Данная образовательная деятельность направлена   на закрепление  представлений о весне и  её признаках; на формирование  умений  воспринимать образ весны  в раз...

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....

Беседа с детьми старшей группы о весне "К нам пришла весна".

Данная беседа может быть полезна так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем изменения в природе и в жизни людей. Эта беседа поможет закрепить знан...