Экологическая игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Эколята»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Сергиенко Юлия Егоровна

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая  игра - викторина  для детей старшего дошкольного возраста «Эколята»

 

 

 

«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир

Природы с безграничным богатством явлений,

С неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

 

Проблемы экологического воспитания у детей очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Психологи  указывают, что именно первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только  30 %. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.

Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изобразительную продукцию, ухаживать за животными и растениями).

Данное направление реализуется через  образовательную область «Познавательное развитие», которая включена в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и предполагает развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектов окружающего мира, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.  Именно познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. Формирование мышления посредством изучения природы и познания ее законов – проблемы, теснейшим образом связанные между собой. Исследование этих вопросов исключительно актуально для современного этапа развития детей дошкольного возраста, для поиска эффективных путей приобщения их к полноценной жизни, формирования у них элементов материалистического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития интеллектуальных и нравственных качеств личности детей.

Конкретное содержание образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике работы ДОО широкое распространение получила экологическая игра-викторина. В старшем дошкольном возрасте мотивом деятельности становится желание самоутвердиться, достичь успеха в процессе соревнования, соперничество. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Таким образом, актуальность игры-викторины в том, что она создает благоприятные условия для развития познавательной активности детей, создает чувства радости, способствует самовыражению, развивает  у детей наблюдательность и любознательность, вызывает у них интерес к объектам природы,  формирует знания об окружающем мире, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

В разработке игры-викторины активное участие принимали родители группы № 5: подбирали карточки с изображением ситуаций правил поведения в лесу, музыку к заданию «Изобрази животное под музыку», картинки с изображением осеннего и зимнего пейзажей, средой обитания.

Данная игра – викторина может быть использована воспитателями в образовательной деятельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, а также в детско-родительской деятельности.

         Экологическая  игра– викторина для детей старшего дошкольного возраста «Эколята».

Экологическая игра – викторина – вид игры, заключающийся в ответах детей  на устные  вопросы из области познавательного развития.

Цель: Обобщение знаний у детей старшего дошкольного возраста  об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: закрепить представления  у детей о живой и неживой природе.

Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, внимательность, логическое мышление, память.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение  к природе, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

 

Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация с картинками животных и их средой обитания, стулья по количеству детей, 2 стола, 2 подноса,  эмблемы для команд, жетоны (зеленые кружки), медали, наклейки, музыкальный центр, карточки – правила поведения в детском саду,  разрезные картинки  – «осень», «зима».

Методы и приемы: игровой метод (деление на команды, награждение медалями и утешительными призами). Наглядный метод (карточки - правила поведения в лесу). Практический метод (изображение животных под музыку). Словесный метод (отгадывание загадок, объяснение детей, педагогическая оценка).

Предварительная работа с детьми: наблюдение на прогулке, беседа о правилах безопасного поведения в природе, чтение художественной литературы о природе, настольные игры, домино, рассматривание картинок с живой и неживой природой, ознакомление с произведениями П.И. Чайковского «Времена года». Индивидуальная работа - помощь затрудняющимся детям в закреплении знаний о живой и неживой природе.

 

Совместная работа с родителями: составление осенних композиций вместе с родителями, привлечение родителей к участию в акции «Покормите птиц зимой» и в подборе картинок зимней и осенней тематики, стенд  для родителей «Учимся наблюдать за изменениями в природе».

 

Ожидаемый результат:

1.     У детей закрепились представления о живой и неживой природе.

2.     Дети проявляют любознательность и познавательный интерес к живой и неживой природе, находят причинно-следственную связь, анализируют.

3.     Воспитанники стали бережнее  относиться к природе, укрепилось чувство товарищества и уважение друг к другу.

            Ход викторины.

Вместе с воспитателем дети заходят в музыкальный зал под музыку П.И. Чайковского «Времена года» и встают рядом с воспитателем.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами проведем игру – викторину «Эколята». Для этого мы с вами разделимся на две команды. Вам необходимо подойти к столу и выбрать эмблему, затем найти стул с изображением своей команды.

 Воспитатель помогает детям разделиться на две команды.  Затем каждая команда выбирает капитана. Команды сидят на стульях друг против друга.

 Воспитатель. Получились две команды  «Солнышки» и  «Капитошки».  Команды должны поприветствовать друг друга девизом. Девиз команды  «Солнышки» - " Не унывать! Все пройти и все узнать". А у команды «Капитошки» - "Побеждать наша судьба, победим мы как всегда". Начинает  команда «Солнышки», встаньте около стульчиков и поприветствуйте команду Капитошки".

Команда «Капитошки», поприветствуйте команду «Солнышки». 

Воспитатель. Каждый участник должен знать правила нашей игры:

1.            Главное правило игры – не выкрикивать!

2.            Отвечать по очереди.

3.            Если догадался - подними руку.

4.            За каждый правильный ответ даётся жетон (зеленый кружок), выигрывает та команда, которая наберет больше жетонов.

Конкурс № 1 «Отгадай загадку».

Воспитатель.  Внимание! Приготовились, первый конкурс «Отгадай загадку».  Команда, которая первая отгадает животное, получает жетон.

После отгадывания, на экране появляется слайд

с изображением этого животного (Приложение № 1).

 

Зверька узнали мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)


Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Коза)

 

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Молодцы!

Конкурс № 2  «Кто быстрее соберет осенний  или зимний пейзаж».

Воспитатель. На подносах лежат разрезные картинки с изображением времен года (Приложение № 2). Каждая команда должна сложить разрезные картинки и назвать время года, зашифрованное на этой картинке. Команда «Солнышки» собирает на ковре, который находится справа.  А команда «Капитошки» на ковре слева.

Капитаны команд, подойдите к столу, возьмите поднос и пригласите свою команду. Помните, что работаем дружно, помогая друг другу.

 

Конкурс № 3 «Вопрос - ответ».

Воспитатель. Сейчас я буду задавать вопрос, а тот, кто догадается, поднимает руку. Начинает та команда, которая набрала больше жетонов.

1.     Назовите зимующих птиц. (Синица, снегирь, воробей, ворона, сорока, клёст, свиристель  и т.д.)

2.     У какого животного есть копыта? (Лошадь, осел, кабан, свинья, лось, зебра и т.д.)

3.     Назовите ночную птицу.  (Сова, филин.)

4.     Какая из птиц не строит гнезда и подкидывает свои яйца? (Кукушка)

5.     Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

6.     Как называется дикая свинья? (Кабан).

7.     У какого дерева есть сережки? (Берёза, ольхи.)

8.     Какая из птиц любит сало? (Синица)

9.     Что птицам страшнее: голод или холод? Почему? (Голод, если воробей сытый он не замерзает.)

10. Какое из насекомых имеет жало? (Пчела, оса, шмель.)

 

Молодцы ребята! Справились с заданием!

 

Конкурс на внимание  № 4 «Прилетели птицы».

Воспитатель. Сейчас игра на внимание «Прилетели птицы». Я буду перечислять названия птиц, а на неверное название, а вы, хлопайте в ладоши.

        Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи …

        Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки.

 

Умницы! Вы очень внимательны.

 

 

Конкурс № 5  «Правила поведения в лесу ».

Воспитатель. Дети, вы знаете правила поведения в лесу? (Да). Предлагаю капитанам команд  взять карточки с изображением ситуаций и раздать членам команды (Приложение № 3). Одна карточка на двоих членов команды. Каждая пара рассказывает что неправильно, и объясняет, почему нельзя так поступать.

 

Конкурс № 6 «Изобрази животное под музыку».

Воспитатель. Этот конкурс очень интересный. Командам по очереди, раздается картинка с изображением животного. Вы должны  договориться, как будете изображать это животное под музыку. А соперники должны угадать, кого вы изображаете. (Зайцы, лошадки, медведи, кошка, курицы, слоны.). Для каждого животного воспитатель включает соответствующую музыку.

Если дети испытывают затруднения, воспитатель помогает.

После того, как дети правильно называют животное, на экране появляется слайд с изображением этого животного (Приложение № 4).

 

Конкурс № 7 «Кто, где живет ».

Воспитатель. Сейчас на экране вы увидите картинки с изображением среды обитания животными. Вам необходимо назвать животных, которые там живут.

На экране появляется слайды с изображением Северного полюса, моря,  фермы, леса, пустыни (Приложение № 5).

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша викторина. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Капитаны команд возьмите подносы и соберите жетоны, заработанные вашей командой.

Дети делятся впечатлениями с воспитателем, пока жюри подсчитывает жетоны.

В конце жюри объявляет команду победителей и награждает медалями, остальных детей – утешительными призами.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Эколята-дошколята – друзья и защитники природы» (Формирование экологических представлений)

Цель: Обобщить знания детей о лесных жителях, обитателях рек, озер и водоемов. Закрепить правила поведения в лесу. Формировать гуманистическое отношение к природе.Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных рес...

Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Эколята - дошколята»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Эколята - дошколята»ЦельФормирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её живо...

«Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста «Эколята – друзья и защитники природы».

Сценарий праздника разработан для детей старшего дошкольного возраста, проводится в игровой форме (дидактические игры, физминутка, загадки, подвижные игры; разбор проблемных ситуаций). Методическая ра...

Викторинадля детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Шапокляк"

Данную методическую разработку могут использовать воспитатели как отдельными элементами, так и в целом.Работа может быть использована  как для совместной деятельности с детьми, так и для самостоя...