Консультация «Организация метеослужбы для дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Метеостанция в ДОУ.


Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять дошкольникам в доступной форме, самостоятельно, или при помощи воспитателя, вести наблюдение за изменениями параметров погоды. Мы решили разместить её на участке нашей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_meteosluzhby_dlya_doshkolnikov.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №105 «Антошка»

Консультация

«Организация метеослужбы для дошкольников»

                                                   

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В  пункте 3.3.1. ФГОС ДО говорится, что «развивающая предметно-пространственная среда» должна обеспечивать «максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы».
Любознательность современных детей заставляет воспитателей постоянно искать новые методы и формы работы для получения естественнонаучных знаний. Основная образовательная программа ДОУ с учетом ФГОС ДО направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. 
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей не только нашей группы, но и детей других групп  ДОУ, мы решили оборудовать свой участок метеорологическая площадкой. С созданием метеостанции появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, делать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Самые ценные и прочные знания  не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добытысамостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. Поэтому мы пришли к выводу, что развивать у дошкольников умения экспериментировать, наблюдать можнодоступными средствами: наблюдая за погодой и природными явлениями.

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается.

При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Метеостанция в ДОУ.


Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять дошкольникам в доступной форме, самостоятельно, или при помощи воспитателя, вести наблюдение за изменениями параметров погоды. Мы решили разместить её на участке нашей группы.


Цель:

создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, обучения их элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование метеоплощадки.

Производство наблюдений и их запись.

Наблюдение за ветром.

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясьиногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени.

За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Флюгер.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части - флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений посторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Ветряной рукав.

Позволяет определить силу ветра.

• Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.

• Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав.

• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.

• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.

• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

• Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.

• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Термометр.

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашеннойжидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль - граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз-  градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов.

Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5.0, а пять градусов холода так: - 5.0.

Стенд магнитно-маркерный.

Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом. Можно вести

таблицу прогноза погоды на каждый день.

Барометр.

Барометр  отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась

первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохойпогоды. Внебе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь.

Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево - запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом - дождя, а зимой - снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

Наблюдение за снежным покровом.

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:

• Равномерный (без сугробов).

• Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.

• Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.

• С проталинами.

• Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена белой краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Воспитателю необходимо привлечь детское внимание к явлениям неживой природы (состоянию неба и солнца, влажности воздуха, направлению и силе ветра и т.д.), пробудить интерес к познавательно - исследовательской деятельности, активизировать детское мышление, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Таким образом, постоянно поддерживать интерес детей к новым знаниям, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.
Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень). Содержание итоговых заданий может быть разным – это зависит от проходимой темы или цели дальнейшей работы – подсчитать, каких дней зимой было больше: ясных, с осадками или ветреных; с какого числа по погодному календарю наступила зима;когда была первая оттепель и т.д.
Виды календарей, используемые в работе с детьми, могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В младших группах  более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В старших группах в календарях погоды можно увидеть показания температуры воздуха, направление ветра, количество выпавших осадков, т.е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний на метеостанции.
Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, параллельно дать детям знания о народных приметах, постараться их увидеть и, при удобном случае, проверить в действии. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе. Учить, по приметам делать предсказания погоды и проверять по приборам. 
В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование художественного слова о явлениях неживой природы, составление загадок, применение народных примет.
Приметы.
Паучок, паучок, ты плетешь свою сеть? Будет ли солнышко греть?
Паучок плетет сеть целый день — и негде нам найти даже тень.
Ласточки летают низко — дождик близко, близко, близко.
Ласточки летают высоко — значит, дождик далеко.
Муравьи засуетились, прячутся в дома — не ходите сегодня гулять без зонта.
Листочки клевер прижимает — нас о дожде предупреждает.
Кислица загрустила — о дождике заговорила.
Елка ветки опускает — о дожде предупреждает.
Паучок сеть плетет — значит на улице солнце печет.
Воробьи решили искупаться — знать, дождя нам надо опасаться.
Собака по земле катается — значит, дождик ожидается.
Одуванчик не сдувается — скоро дождик ожидается.
Прыгает лягушка по земле - значит, будет дождик на дворе.
Клевер наклоняется - дождик начинается.
Одуванчик шар сжимает - дождик капать начинает.
Цветы мать-и-мачехи закрываются -скоро дождик ожидается.
Цветы пахнут сильнее — на небе тучи чернее.
Дым к верху поднимается — значит, мороз ожидается.
Дым стелется по земле — будет тепло на дворе.
Ясное небо — будет морозно.
Ярко звезды искрятся — мороз ожидается.
Воробьям холодно — к вечеру морозно.
Дым столбом — мороз за окном.
Небо вызвездило — ночью подморозило.

Дым столбом, на небе звезды — значит, близятся морозы.
Кто что делает? Изменение погоды.

Одуванчик шар сжимает - к дождю.
Клевер листики прижал - к дождю.
Муравьи прячутся в дома - к дождю.
Воробьи в пыли купаются - к дождю.
Паучок плетет сеть - к теплу.
Ласточки летают низко - к дождю.
Елки опустили ветки - к дождю.
Лягушки прыгают по земле - к дождю.
Дым из трубы кверху - к морозу.
Небо ясное - к морозу.


Принцип интеграции.


Работа, проводимая на метеостанции, позволяет с первых ступеней обучения вводить ребенка в увлекательный мир «исследователя», предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во многих взаимодополняющих образовательных областях. 
«Познавательное развитие» – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, расширение кругозора, целостного представления о науке метеорологии, установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека.
«Социально-коммуникативное развитие»– развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний. Договариваться при составлении прогнозов и умение их обосновывать.
«Художественно–эстетическое развитие»– побуждение детских фантазий при рассматривании облаков разной формы. Сочинение мини-рассказов.
В работе со старшими дошкольниками на метеостанции можно использовать метод проектов. Для детей проект – это увлекательная игра в «метеорологов», «учёных», «исследователей». Играя, дети с полной серьёзностью относятся к тому, что их деятельность нужна всем присутствующим в детском саду. Ведь «юным метеорологам» после проведённых метеонаблюдений необходимо посоветовать детям и взрослым: как одеться на прогулку; можно ли высаживать растения в открытый грунт (посадка зависит от температуры почвы); поливать растения или можно обойтись рыхлением почвы вокруг них и др. Прогнозирование погоды позволят детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы, позволят убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»). Поможет разобраться в причинно – следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. Благодаря организованной работе на метеостанции у детей формируются такие понятия как «взаимодействие живой и неживой природы», «взаимодействие организма со средой».

Модель образовательной системы.

Ежедневно, во время прогулок, на метеоплощадке проводятся наблюдения за погодой. Данные заносятся в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона необходимо анализировать результаты, делать выводы:какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

В живой природе необходимо наблюдать за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждать, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца можно знакомить детей с народным кал

ендарем: названием месяца, народными приметами, проверятьдостоверность примет. Такой подход позволит приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, аэто воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы можно попробовать рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

                                    Пример детских рифмовок.

 «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»;

«Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»;

«Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»;

«Облака против ветра плывут – ненастье несут».

Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели могут использовать  для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках – самоделках.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. На консультациях можно посоветовать родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Требования к организации наблюдений в природе.

 1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и заключительная.

Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание.

Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

 призыв вместе смотреть что – то интересное;

 ласковая интригующая интонация;

 загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения.

Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации.

В конце наблюдений воспитатель читает стихи, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.

 4. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...

Консультация «Организация работы с дошкольниками работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на...

Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация Организация театрализованной деятельности с дошкольниками.

Консультация рассказывает об роли театрализованной деятельности в жихни ребенка и способах ее организации родителями совместно с детьми дошкольного возраста....

Консультация "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма".

Консультация на тему: "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"....

Консультация «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения....