Конспект открытого комплексного занятия по познанию «В гостях у хозяйки медной горы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Биктимирова Гульназ Анваровна

«В гостях у хозяйки медной горы»

для детей старшей группы.

Цель: Развитие интереса у дошкольников к природным богатствам родного края- уральским самоцветам.

Задачи:

Познакомить детей с уральскими самоцветами.

Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину.

Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы.

Формировать творческие способности детей.

Развивать зрительно-двигательную и мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Знакомство с биографией П. П. Бажова;

Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок»

Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них;

Материал для продуктивной деятельности

Пластиковые дощечки, силуэты изделий, пластилин, салфетки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mednaya_gora_posledniy.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №26 «Почемучка»

 городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

   

Конспект открытого комплексного занятия по познанию

«В гостях у хозяйки медной горы»

Подготовила:

Биктимирова Гульназ Анваровна

воспитатель первой квалификационной категории  МАДОУ

Детский сад №26 «Почемучка»

Согласовано:

старший воспитатель

Петрова Г.Г.

Дата проведения: 28.04.2022г.

2022 г.

 

Конспект открытого комплексного занятия

«В гостях у хозяйки медной горы»

для детей старшей группы.

Цель: Развитие интереса у дошкольников к природным богатствам родного края- уральским самоцветам.

Задачи:

Познакомить детей с уральскими самоцветами.

Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину.

Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы.

Формировать творческие способности детей.

Развивать зрительно-двигательную и мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Знакомство с биографией П. П. Бажова;

Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок»

Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них;

Материал для продуктивной деятельности

Пластиковые дощечки, силуэты изделий, пластилин, салфетки;

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте ребята!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята садитесь на свои места.

А теперь внимание на экран.                                                 Видео 1

Среди просторов нашей страны есть чудесный край.          Cл.1

 Как его называют?

- Правильно, молодцы!Республика наша расположена на склонах Ужного Урала.

Про Урал сложено много легенд и стихов. Однин из них я Вам прочитаю, написала поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева.

                                                                                                     Видео 2

«Гордое имя Урал»

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют,

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах,

Здесь золотом, хлебом богата земля,

Кругом самоцветы, железо, руда,

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела,

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают,

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал!

Недаром ты гордостью Родины стал!

О чем это стихотворение?

Чем богат Урал?

Какие люди живут на Урале?

Природа  Урала   уникальна своим разнообразием и способна поразить своей красотой,  богатствами. И одно из главных богатств -  это камни самоцветы.  2 сл.

Ребята помните мы с вами читали сказы  Павла Петровича Бажова? Кто охранял богатва Уральских гор?                                                                                                            3 сл.

Ни лица у меня постоянного нет, ни имени, ни срока; кем хочу, тем и обернусь, где хочу, там и появлюсь; и человек я, и камень, и земля, и нечистая сила, неисчислимые у меня богатства, беспредельная мощь...

Хотите посмотреть на мои богатства?                                                   4 ,5,6, 7,8,9 сл.

Малахит, лунный камень, аметист, бюрюза,яшма, гранит.

На Урале их насчитывается более 55  видов        
- А Вы знаете, что это за камни?
Ребята как вы думаете, почему камни называют Самоцветами?

Почему камни называют драгоценные? Прислушивайтесь к звучанию слова.

Где добывают самоцветы? В специальных местах- рудниках.             10сл.,11 сл

На рудниках работаю горняки.

Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду, уголь, а также камни- самоцветы.

На экране вы видите горняка.                                                                      12 сл.

Основным инструментом горняка является кирка. Кирка-это длинный плоский молот с острым лезвием на конце.

- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены вмузее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).                                          Сл. 13,14,15

Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в гулять пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога:
Показ действий по ходу стихотворения.

(Камни потрогать)

- Визитной карточкой Урала является малахит . (Малахит)                  16 сл.

Малахит!

 Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.                                
17 сл.
Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне....На руси этот самоцвет  всегда считали символом исполнения желаний..                          
 18 сл.

Посмотрите на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы.
 А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.    
 19 сл.

- Давайте познакомимся ещё с одним камнем самоцветом. Янтарь!

 Янтарь  –  застывший кусочек солнца. Янтарь образовался из смоляных слёз хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Кусочки смолы постепенно отвердевали, вода шлифовала камень, придавая ему естественные мягкие изгибы, а потом выносила его на берег. Янтарь отличается действительно очень богатой цветовой гаммой. Чаще всего встречаются оранжевые и желтые камни , поэтому его еще называют «солнечным камнем», так как кажется, что он излучает теплый и яркий цвет.20  сл.

                                                                                                                                     21 сл.

Аметист. Прекрасный драгоценный камень фиолетового цвета.                        22 сл.

Именно у нас добывают один из самых благородных видов аметиста, отличающийся насыщенной  бордово-фиолетовой окраской.

Ребята я вам открою еще один секрет, у всех этих камней есть целебные свойства.

Например: аметист- способен избавить от стресса, перенапряжения, негатива.

Малахит-  помогает  при проблемах со зрением ,болезнях кожи, а также аллергиях.

Считается, что янтарь придает:бодрость и силу духа, жизнерадостность и оптимистичный взгляд на жизнь.

А сейчас я всех Вас приглашаю на выставку.

Встаньте ребята полукругом. На выставке изделия- руками не трогаем!  Посмотрите какие изделия сделали из Уральских самоцветов. Здесь изделия из янтаря, бюрюзы, малахита.

Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения? Для этого нам нужно взять пластилин и смешать цвета, придать ему форму. Форму кольца можно сделать любую.

У меня будет кольцо с малахитом, я смешала зеленный белый и черный цвет.

Сейчас выбирайе с каким самоцветом у вас будет кольцо.

-Как вы работали быстро да умело, вот это настоящие мастера, полюбуйтесь,

что у вас получилось.  Из какого камня у тебя кольцо?

Хозяйки Медной горы :
- Где добывают самоцветы?
- Кто добывает? Какие инструменты нужны для добычи?
- Какие изделия  делают из малахита?

- Как в народе по другому называют янтарь?

 -О каких своиствах самоцветов вы еще узнали ребята? Чем они еще полезны для людей?

На сегодняшний день очень сложно найти клочок земли, куда бы не вступала нога человека. Богатства земли не вечны, они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь.

Помните!Охранять природу- значит охранять Родину!

Прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" на тему " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Обучение детей классификации камней по различным признакам ( цвет, форма,характер поверхности,вес, температура, плавучесть)...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...

Открытое районное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"

открытое районное занятие "В гостях у Хозяйки Медгной горы"...

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ «В гости к хозяйке луга»

Цель педагогической деятельности: создание условий для развития познавательной активности посредством речевых игр и продуктивной деятельности.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знания детей о...