Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" на тему " В гостях у Хозяйки Медной горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кочадзе Ирина Владимировна

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Обучение детей классификации камней по различным признакам ( цвет, форма,характер поверхности,вес, температура, плавучесть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_portal.docx88.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект

        открытого занятия по образовательной  

                     области «Познание»

      в старшей группе № 10 «Колокольчики»

      на тему « В гостях у Хозяйки Медной горы»

                   

                                                                              Воспитатель                 группы

                                                                              № 10 «Колокольчики»

                                                                              Кочадзе И.В.

                                       Москва

                                         

                                        2015 г.

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, характер поверхности, вес, температура, плавучесть.)

Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.

Воспитательные: учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать за столом, не мешая другим, также  уметь работать в коллективе.

Материалы:

1.Сундучок ощущений

2.Таблица исследования камня

3.Наборы камней

4.Пластилин

5.Глобус

6.Фартуки и нарукавники на каждого ребенка

7.Лупы

8.Ёмкость  с водой (на каждого ребенка)

9. Ложка

10.Салфетки (на каждого ребенка)

11.Проектор и экран

12.Цветные карандаши

13.Шкатулка с сокровищами

14.Аудио (таинственная музыка)

15.Набор камней-самоцветов

16. Книга П. П. Бажова

17. Фигурка ящерицы.

Словарная работа: лаборатория, лупа, Уральские горы, названия камней.

Предварительная работа:

-экскурсия по экологической тропинке и по территории детского сада  с целью узнавания предмета – камня;

-чтение произведений  П. Бажова « Серебряное копытце» и «Каменный цветок»;

-просмотр сказки «Горный мастер»;

-проведение игр с целью расширения  словарного запаса детей «Что из чего сделано», «Сравни предметы»- сравнение сходства и различия предметов;

-рассматривание глобуса и нахождение на нем гор нашей планеты и в частности Уральских гор.

-рассматривание картин «Горы» и «Извержение вулкана»;

-проведение в мини-лаборатории опыта «Извержение вулкана»;

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Под народную мелодию воспитатель в образе Хозяйки медной горы выходит вместе с детьми.

-Ребята!  Сегодня к нам на занятие  пришло много гостей, давайте мы с ними поздороваемся.  Дети здороваются.

-Ведь здороваться - это желать людям здоровья. Ведь мир будет прекрасен, если все люди будут здоровы. Вы согласны?

- Я сегодня перед вами в сказочном  образе Хозяйки медной горы, чтобы вы полностью окунулись в волшебный мир камня  и почувствовали атмосферу таинственности.  

-Ребята, мы с вами находимся в лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория, что делают в лаборатории?

Ответы детей ( опыты, изучают предметы, их свойства, проводят эксперименты). Мы с вами  не раз бывали в лаборатории и вы уже знаете, где что лежит…, а вот оглядитесь вокруг, может быть вы заметите какой - нибудь странный предмет?

Дети находят сундучок  ощущений.

-Да, ребята, это новый для нас предмет. Он называется сундучок ощущений.

- Мне сейчас потребуются помощник, чтобы провести анализ того, что лежит в этом ящичке. Сейчас кто-то из вас ощупает предмет,  но нам не скажет, даже если узнает его. Мы с вами попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Сегодня моим помощником будет… (вызвать ребенка).

Ребенок ощупывает лежащий в ящичке камень.

Дети задают вопросы:

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Это холодное или теплое?

Это плотное или рыхлое?

Это тяжелое или легкое?

Это гладкое или шершавое?

-Дети, вы догадались, что находится в сундучке  ощущений? (ответы детей).

-Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый , большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?  (Камень)

-Верно! Это камень!

-Как вы догадались, что это камень? Что вам помогло, какие строки из стихотворения? (ответы детей - тяжелый, мелкий, у мамы в сережках, камень лежит на дороге, пригодится на стройке).

-Какие же вы у меня молодцы!

-Ребята, а что вы знаете о камнях? ( ответы детей)

-Да, не очень много вы о них знаете…. А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам воспользоваться  мини - лабораторией, которая недавно открылась в нашем детском саду.

Для работы в лаборатории необходима  специальная одежда ( фартуки и нарукавники) и надо  знать некоторые правила поведения. Ребята, вы знаете, как вести себя в лаборатории? Ответы детей ( вести себя тихо, быть внимательными, и следовать инструкциям).

 -Одеваем фартучки и нарукавники.

-Садитесь все на места для проведения опытов (дети садятся за столы).

-Сегодня с нами вместе будут работать наши верные помощники:

-Глаза…для чего они нужны? (чтобы смотреть)

-Пальчики? (чтобы трогать, щупать)

-Уши? (чтобы слушать).

-Какие вы все умники! Мне это очень нравится!

-Ну что, приступаем? Ребята! Перед вами на столе находятся разные предметы, думаю,  вы все знаете,  для чего они нам будут нужны. Так как мы сегодня с вами будем исследовать камни, обратите  внимание на таблицу исследования камня и посмотрите на загадочные значки в таблице: (большую таблицу прикрепить к доске).

1) Первый опыт: «Определение цвета и формы», вам нужно будет определить цвет и форму  ваших камней, внимательно посмотрите,  какой формы ваши камни и в пустой  ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения  в нужный цвет. И помогут нам в этом наши… (глазки). Молодцы! Приступайте! Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети называют признаки.   Вызвать одного ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камни бывают разной формы и цвета.

 - Справились! Молодцы!

2) Второй опыт: «Определение характера поверхности». Нужно определить на ощупь,  какие ваши камешки, гладкие или шероховатые?  И в этом нам помогут наши…(пальчики). Молодцы! Дети ощупывают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать второго ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. У вас все прекрасно получается! Умнички!

3) Третий опыт: «Рассматривание камней  через лупу». Ребята, а для чего нужная лупа? ( чтобы лучше было видно, ведь она увеличивает в несколько раз). - Да, действительно, лупа - это увеличительное стекло и пригодится нам в нашем исследовании. Внимательно рассмотрите ваши камни и обязательно обратите внимание,  есть ли на ваших камнях трещинки, крапинки, дорожки, выемки, дырочки, узоры? Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети делятся своими  исследованиями. Вызвать третьего  ребенка  для заполнения таблицы.  Если есть - поставь плюс, если нет - минус. Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры. Молодцы!  Я очень довольна вашей работой!

4) Четвертый опыт  будет заключаться в следующем: «Определение веса камней». У меня есть очень интересное предложение…на несколько минут стать весами я предлагаю … (вызвать ребенка).  Ты согласен (а)? Скажи пожалуйста, а для чего нужны весы? ( чтобы взвешивать)… Правильно, мы с помощью весов может определять вес. Ну что, (имя ребенка) справишься? Ребенок кладет разные камни в руки и взвешивает их (несколько раз). Заполнить таблицу ( отметить, что камни бывают легкие и тяжелые). Вывод: камни бывают легкие и тяжелые. Молодцы! Мне очень нравится, как вы сегодня все работаете.

5) Переходим к пятому опыту: « Определение температуры».

-Ребята! Возьмите камень в руки и посмотрите, холодный он или теплый? Дети берут камни, определяют (камни холодные). А теперь подумайте, при каких условиях  камень может стать теплым? (ответы детей - на солнышке, согреть в руках) .Правильно! Молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши камешки в руке (греют). А теперь возьмем другой камень и сравним ( какой теплый, какой холодный). Молодцы! Вызвать пятого ребенка для заполнения таблицы. Закрасить двумя цветами круги (голубым - холодный камень, красным- теплый). Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.

6)Шестой опыт: «Определение твердости». Ребята, давайте сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одном кулачке пластилин, а в другом камень, что произойдет? (ответы детей). Я предлагаю проверить наши предположения. Проводят опыт.-Что произошло?  (пластилин изменил форму, а камень нет).А почему так произошло? (ответы детей: пластилин мягкий, а камень твердый). Вот мы с вами определили еще одно свойство камней. Вывод: камни твердые.  Вызвать шестого ребенка для заполнения таблицы. Галочкой отметить остался камень в своем первоначальном состоянии или изменился.

7) Переходим к седьмому опыту: «Определение плавучести». Ребята, как вы думаете, а камни могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (ответ детей). Сейчас мы с вами проверим это. Дети опускают камень в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления - камень поменял цвет и стал ярче. Вынимаем камень ложечкой их емкости и вытираем салфеткой. Вызвать седьмого ребенка для заполнения таблицы. Выбрать правильный ответ. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

-Ребята, посмотрите на нашу таблицу. Проводя опыты с камнями и,  заполняя таблицу, мы составили целый рассказ о камнях. Давайте  подведем итоги нашего исследования. Для этого мне  потребуются 2 помощника. Одеть детям шапочки бакалавра и подвести итоги:

1. «Определение цвета и формы»

 Вывод: камни бывают разной формы и цвета.

2. «Определение характера поверхности»

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

3. «Рассматривание камней через лупу»

 Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры.

4. «Определение веса камней»

 Вывод: камни бывают легкие и тяжелые.

5. «Определение температуры»

 Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.

6. «Определение твердости»

Вывод: камни твердые.  

7. «Определение плавучести»

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

Молодцы!  Ребята, вы наверное немного устали работать в лаборатории и поэтому я предлагаю вам немного подвигаться.

Физкультминутка.

Мы шли, шли, шли (дети идут простым шагом)

Вход в пещеру мы нашли,

Но не знаем, как войти?  (поживают плечами).

Постучали тук- тук- тук (стучат)

Где-то слышен странный звук ( поднести руки к ушкам)

Вдруг пещера отворилась (развести руки в стороны)

И хозяйка появилась (делают поклон)

Пригласила в гости нас (встают в цепочку)

Посмотреть Тигровый глаз.

По пещере мы идем (идут простым шагом),

Много камушков найдем.

Вот один, а вот другой (приседают и поднимают воображаемый камень)

А вот третий под ногой.

Мы в пещере побывали (останавливаются)

Много нового узнали,

Малахиты, изумруды

Так сияли, просто чудо (прикладывают ладошки к щекам)

Нас хозяйка проводила (идут цепочкой и машут на прощание)

На прощанье одарила (подставляют руки)

Много сказочных камней (перекладывают из ладошки в ладошку)

Для воспитанных детей (прижимают руки к груди).

Молодцы, ребята! Я очень горжусь вами, что вы сегодня так хорошо поработали и за это я вам покажу свои владения и сокровища.

Камни бывают не только морскими, речными, строительными, а еще они бывают драгоценными.

Презентация «Уральские самоцветы».

И напоследок я покажу вам свою малахитовую шкатулку, в которой собраны разные украшения и различные драгоценности. Не правда ли красиво? А может кто-то из детей сможет назвать камни, из которых сделаны изделия? (ответы детей). Молодцы! Вижу, что недаром мы с вами поработали!

-Для того, чтобы вы больше узнали о камнях и мастерах каменных дел, я дарю  вам эту книгу, которую написал Павел Петрович Бажов. Я знаю, что вы уже читали некоторые произведения этого автора. Кто их может назвать? (ответы детей «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», смотрели мультфильм «Горный мастер»). Еще я дарю вам эти драгоценные камешки и  надеюсь, что  они  будут первой ступенькой для создания мини - музея камней в вашем детском саду.  А эта ящерка станет Хозяйкой вашего будущего музея. (подарить ящерку).

Давайте все вместе попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим их за то, что они к нам пришли в гости.

Все вместе - Благодарим! А благодарить - это значит  благо дарить!

Приходите к нам еще! Будем вам рады!

                  Цвет и форма камней

                  Характер поверхности

          Рассматривание камней через лупу

 

…………….

              Определение веса камней

        Определение температуры камней

                  Определение твердости

        

Определение плавучести


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в первой младшей группе Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»

Предлагаю вниманию конспект занятия с детьми первой младшей группы....

Конспект открытого занятия по познавательно-коммуникативной деятельности Тема: «В гости к зайке»

1. Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, отвечать на вопросы, пониматьдействия ( заяц ищет морковку, ест морковку).2. Формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на.3. Развивать голосовой апп...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки».

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи:Обучающие:·          Учить детей по...

конспект открытого занятия в средней группе по теме "В гости к матушке зиме"

конспект занятия разработан для детей средней группы. Цель занятия: расширение у детей знаний о сезонных изменениях Задачи занятия: Рассматривать и сравнивать следы животных на снегу Учить детей ...

ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гостях у Хозяйки Медной горы»

ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гостях у Хозяйки Медной горы»Программное содержание:формировать у детей начальные знаний о неживой природе;уточнить...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...