Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо крахмал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: "Чудо крахмал "
Возрастная группа: старшая
Форма организации: групповая, подгрупповая
УМК: Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ "
Демонстрационный материал: карточки с изображением техники безопасности, письмо.
Раздаточный материал: оборудование на каждого ребенка( чистая салфетка, фартук, кусок марли, ёмкость с водой, чашка с натёртым картофелем, ложка, крахмал, соль, сахар, мука, йод, кусок хлеба и кусочек сыра, яблоко, лимон, краситель, ватные палочки).
Цель: развитие познавательного интереса детей посредством обогащения опыта через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
Образовательная: познакомить детей со свойствами крахмала; изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания
Развивающая: развивать исследовательские умения, воображение, мышление, умение проводить наблюдения и делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать у детей положительное отношение к живой и неживой природе, закладывать основы экологической культуры личности.
Планируемый результат: у детей развит познавательный интерес посредством обогащения опыта через опытно-экспериментальную деятельность.
Ход занятия
Этапы деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Методы, приемы | Формы, виды деятельности | Планируемый результат | ||
l. Вводная часть | |||||||
Психологический настрой | -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами встанем в круг . Здравствуй правая рука- Здравствуй левая рука- Здравствуй друг- Здравствуй друг- Здравствуй, здравствуй весь наш дружный круг | Здравствуйте!! Протягивают правую руку вперёд Протягиваем левую руку вперёд Берёмся одной рукой с соседом, Берёмся другой рукой , Качают руками. | Словесный (беседа) | КоммуникативнаяДвигательная Групповая форма работы | Психологическая готовность к предстоящей деятельности. | ||
Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели НОД) | - Ребята, сегодня в группу пришло письмо. Без вас я открывать его не стала, вдруг там что-то важное. Я предлагаю вам вместе его открыть и посмотреть , что же там написано. Открываем? «Здравствуйте, ребята. Вас приветствует дети из сказочной страны «Любознайки». У нас проблема, на уроке нам задали подготовить информацию об опытах с крахмалом , а такого сыпучего вещества у нас нет. Просим помощи у вас, помогите нам провести опыты и рассказать нам о них в обратном письме» Ну что, ребята, поможем? Тогда я вам предлагаю превратиться маленьких учёных и отправиться в научную лабораторию, согласны? Но прежде , чем нам туда отправиться , нам с вами нужно повторить технику безопасности при работе в лаборатории. Я приготовила для вас карточки, ваша задача состоит в том, чтобы выложить карточки в правильной последовательности. Молодцы, справились! | Да Да Да Дети выкладывают карточки в правильной последовательности. | Словесный (беседа, вопросы) | Коммуникативная Групповая форма работы | Появление интереса у детей. | ||
ll. Основная часть | |||||||
Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД) | Ребята, как вы думаете, а кто работает в научной лаборатории? А чем они занимаются? Правильно. И сегодня нам необходимо провести опыт с одним овощем , а вот с каким- догадайтесь сами, отгадав загадку. Возле дома, меж кустов Будем кушать до весны Правильно, это картофель. | Учёные Проводят различные опыты и эксперименты. Картофель | Словесный (беседа, вопросы) | Коммуникативная Групповая форма | Закрепление знаний и умений детей, полученных раннее в повседневной жизни | ||
Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе) | И сейчас я приглашаю провести опыт с этим овощем. Для проведения этого опыта понадобится чищеный картофель, тёрка, марля, стаканчики с водой. Для начала необходимо натереть чищеный картофель на тёрке, но так как тёрка - это довольно опасный предмет, при неосторожном обращении с ней можно получить травму. Ребята, можно я вам помогу натереть картофель? Посмотрите и скажите, во что превратился натёртый на тёрке картофель? У вас на столах приготовлено оборудование. Посмотрите и скажите, как же нам при помощи всего оборудования получить крахмал? Опыт №1 «Обнаружение крахмала». Я предлагаю выложить картофельную массу из тарелочки в середину марлевого куска, сложить края марли и промыть картофель водой. Получилось ли у детей обнаружить крахмал? В ходе опыта Как вы думаете, в каждом ли картофеле присутствует крахмал? А правда ли, что крахмал используют во многих сферах деятельности человека? Опыт №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Для проведения опыта нам потребуется стаканы с водой, крахмал, йод и пипетка. Сначала необходимо растворить ложку крахмала в стакане с водой и капнуть туда йод. Что произошло? Правильно, если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменяет свой цвет на синий. А сейчас я предлагаю капнуть йодом на кусочек хлеба, сыра и яблока, и провести наблюдение, что от количества крахмала зависит выраженность цвета капли йода, попавшей на продукт питания. Физическая минутка Раз-подняться, потянуться Два-согнуться, разогнуться Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка Четыре- на месте покружили Пять- и шесть-на место сесть. Опыт №3 «Что на тарелке?». Для проведения опыта нам потребуется 4 сыпучих вещества (соль, крахмал, мука и сахар). Посмотрите и скажите , чем такие вещества схожи и различны. Потрогайте пальчиками муку и крахмал. Мука скрипит между пальчиками? А крахмал? Какой мы можем сделать вывод? Правильно, крахмал - это сыпучий порошок белого цвета, который не имеет ни вкуса ни запаха, в отличие от соли, сахара и муки, при трении крахмал скрипит. Опыт №4 «Тайное послание». Для этого опыта нам потребуется: бумага, крахмал, вода, йод, лимон и ватные палочки. Ход опыта: в воду добавляем крахмал и размешиваем его, чтобы не было комочков. Опускаем в раствор ватную палочку и пишем ей послание на бумаге. Крахмальную надпись на листе бумаги не видно. «А что нужно сделать, чтобы послание появилось?». Посмотрите, надпись появляется синим и фиолетовым цветом. А как сделать, чтобы надпись снова исчезла? Правильно, необходимо потереть надпись лимоном или лимонным соком. Сок лимона содержит кислоту и витамин С, которые вступая в реакцию с йодом, обесцвечивают его и надпись исчезает. А сейчас я вам предлагаю немного отвлечься от опытов и провести игру с крахмалом. Крахмал - очень интересный материал, с помощью которого можно изготовить необычную жидкость, которая называется ньютоновская. Для этой игры нам потребуется крахмал, вода и краситель. Ньютоновская жидкость - это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. Чтобы получить ньютоновскую жидкость, необходимо смешать крахмал, воду и краситель. Затем необходимо взять в руки немного полученной смеси и попробовать что-нибудь слепить или просто помять - она будет вести себя как пластилин, но стоит только на пару секунд остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с рук. Однако, если снова начать лепить – можно почувствовать, что материал снова становится твёрже. Давайте с вами тоже попробуем поиграть . Вот и у нас с вами получилось поиграть с крахмалом. Опыты у нас с вами закончились и теперь нам надо всё рассказать ребятам из страны «Любознайки». Я напишу письмо и мы вместе с вами опустим его в почтовый ящик. | да на стружку Дети предлагают свои варианты Дети выполняют по словесной и наглядной инструкции воспитателя Да, на дне стакана осадок, это и есть крахмал. Да, в каждом картофеле присутствует крахмал. Ответы детей Дети выполняют указания воспитателя Жидкость стала синей Дети внимательно проводят опыт и делают выводы. нет да внешне эти сыпучие вещества схожи, но крахмал от муки можно отличить Дети выполняют опыт по инструкции воспитателя Нанести йод Дети смотрят и называют свои предположения. Дети трут надпись лимоном и надпись постепенно исчезает . Почему так происходит? Дети совместно с воспитателем начинают пробовать получить ньютоновскую жидкость. | Словесный (беседа, вопросы) практический (опыты, физминутка ) | Коммуникативная,исследовательская Групповая и подгрупповая форма работы | Закрепления и знакомства с новым материалом | ||
lll. Заключительная часть | |||||||
Итог занятия (систематизация знаний) | Молодцы ребята. Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались
Давайте встанем в круг. Сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказаться, что вам показалось на сегодняшнем мероприятии более интересным. В этом нам поможет волшебная палочка. | Помогали ребятам из страны «Любознайки» провести опыты с крахмалом
Дети встают в круг и высказывают своё мнение про занятие. | Словесный (беседа, вопросы) | Коммуникативная Групповая форма | Подвести итоги, узнать у детей впечатление о проведенном занятии | ||
Рефлексия | Ребята, на столе лежат флажки .Я предлагаю каждому подойти и взять флажок и поместить его на «лестнице успеха» в соответствии с вашей работой на занятии. И в завершении я хочу вас поблагодарить кое чем интересным. У меня есть закрытый сундук , но чтобы его открыть, нужно отгадать загадку. Согласится со мной детвора, Молодцы! В награду за «Научную лабораторию» я дарю вам весёлого человечка, которому можно придавать любую форму, сжимая его в руках. | Дети оценивают свои старания на занятии. Игра | Словесный (беседа) | Коммуникативная, Групповая форма | Умение оценивать результат своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/14/picture-77933.jpg)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-406329-1701603524.jpg)
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Опытно - экспериментальная деятельность "Чудо - крахмал"
Ребёнок – это исследователь. Важными чертами поведения детей являются открытие новых впечатлений, наблюдательность, любознательность. Дети экспериментируют, ищут сведения о природе, окружа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-1424942-1666287212.jpg)
«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности
Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-1481606-1692610980.jpg)
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где прячется крахмал»
Цель: Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.Задачи:Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;Учить рассуждать и с...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1505461-1705125889.jpg)
Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Свойства крахмала»
Цель:Развитие познавательных способностей и познавательной активности детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности....