Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо крахмал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В данной публикации представлен конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо крахмал", при проведении которого дети познают новое, ставят опыты, делают выводы.
Цель: развитие познавательного интереса детей посредством обогащения опыта через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
Образовательная: познакомить детей со свойствами крахмала; изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания
Развивающая: развивать исследовательские умения, воображение, мышление, умение проводить наблюдения и делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать у детей положительное отношение к живой и неживой природе, закладывать основы экологической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Чудо крахмал "

Возрастная группа: старшая

Форма организации: групповая, подгрупповая

УМК: Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ "

Демонстрационный материал: карточки с изображением техники безопасности, письмо.

Раздаточный материал: оборудование на каждого ребенка( чистая салфетка, фартук, кусок марли, ёмкость с водой, чашка с натёртым картофелем, ложка, крахмал, соль, сахар, мука, йод, кусок хлеба и кусочек сыра, яблоко, лимон, краситель, ватные палочки).

Цель: развитие познавательного интереса детей посредством обогащения опыта через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи:

Образовательная: познакомить детей со свойствами крахмала; изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания

Развивающая:  развивать исследовательские умения, воображение, мышление, умение проводить наблюдения и делать выводы.

Воспитательная:  Воспитывать у детей положительное отношение к живой и неживой природе, закладывать основы экологической культуры личности.

Планируемый результат: у детей развит познавательный интерес посредством обогащения опыта через опытно-экспериментальную деятельность.

Ход занятия

Этапы деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Методы, приемы

Формы, виды деятельности

Планируемый результат

l. Вводная часть

Психологический настрой

-Здравствуйте, ребята!

Давайте с вами встанем в круг .

Здравствуй правая рука-

Здравствуй левая рука-

Здравствуй друг-

Здравствуй друг-

Здравствуй, здравствуй весь наш дружный круг

Здравствуйте!!

Протягивают правую руку  вперёд

Протягиваем левую руку вперёд

Берёмся  одной рукой с соседом,

Берёмся  другой рукой ,

Качают руками.

Словесный

(беседа)

КоммуникативнаяДвигательная

Групповая форма работы

Психологическая готовность к предстоящей деятельности.

Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели НОД)

- Ребята, сегодня в группу пришло письмо. Без вас я открывать его не стала, вдруг там что-то важное.

Я предлагаю вам вместе его открыть и посмотреть , что же там написано.

Открываем?

«Здравствуйте, ребята.  Вас приветствует дети из сказочной страны «Любознайки». У нас проблема, на уроке нам задали подготовить информацию об опытах с крахмалом , а такого сыпучего вещества у нас нет. Просим помощи у вас, помогите нам провести опыты и рассказать нам о них в обратном письме»

Ну что, ребята, поможем?

Тогда я вам предлагаю превратиться  маленьких учёных и отправиться в научную лабораторию, согласны?

Но прежде , чем нам туда отправиться , нам с вами нужно повторить технику безопасности при работе в лаборатории.

Я приготовила для вас карточки, ваша задача состоит  в том, чтобы выложить карточки в правильной последовательности.

Молодцы, справились!

Да

Да

Да

Дети выкладывают карточки в правильной последовательности.

Словесный

(беседа,

вопросы)

Коммуникативная

Групповая форма работы

Появление интереса у детей.

ll. Основная часть

Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД)

  Ребята, как вы думаете, а кто работает в научной лаборатории?

А чем они занимаются?

Правильно. И сегодня нам необходимо провести опыт с одним овощем , а вот с каким- догадайтесь сами, отгадав загадку.

Возле дома, меж кустов
В поле, в грядке, вдоль лесов
Растёт важная культура
С крепкой, плотною фактурой.
Клубни мы все соберем, высушим и приберём,

Будем кушать до весны
Яства все её вкусны.

Правильно, это картофель.

Учёные

Проводят различные опыты и эксперименты.

Картофель

Словесный

(беседа,

вопросы)

Коммуникативная

Групповая форма

Закрепление  знаний и умений детей, полученных раннее в повседневной жизни

Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе)

 И сейчас я приглашаю провести опыт с этим овощем.

Для проведения этого опыта  понадобится чищеный картофель, тёрка, марля, стаканчики с водой. Для начала необходимо натереть чищеный картофель на тёрке, но так как тёрка - это довольно опасный предмет, при неосторожном обращении с ней можно получить травму.

Ребята, можно я вам помогу натереть картофель?

Посмотрите и скажите, во что превратился натёртый на тёрке картофель?

У вас на столах приготовлено оборудование.

Посмотрите и скажите, как же нам при помощи всего оборудования получить крахмал?

Опыт №1 «Обнаружение крахмала».

Я  предлагаю выложить картофельную массу из тарелочки в середину марлевого куска, сложить края марли и промыть картофель водой.

Получилось ли у детей обнаружить крахмал?  В ходе опыта

Как вы думаете, в каждом ли картофеле присутствует крахмал?

А правда ли, что крахмал используют во многих сферах деятельности человека?

Опыт №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Для проведения опыта нам потребуется стаканы с водой, крахмал, йод и пипетка. Сначала необходимо растворить ложку крахмала в стакане с водой и капнуть туда йод.

Что произошло?

Правильно, если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменяет свой цвет на синий. А сейчас я предлагаю  капнуть йодом на кусочек хлеба, сыра и яблока, и провести наблюдение, что от количества крахмала зависит выраженность цвета капли йода, попавшей на продукт питания.

Физическая минутка

Раз-подняться, потянуться

Два-согнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка

Четыре- на месте покружили

Пять- и шесть-на место сесть.

Опыт №3 «Что на тарелке?». Для проведения опыта нам потребуется 4 сыпучих вещества (соль, крахмал, мука и сахар). Посмотрите и скажите , чем такие вещества схожи и различны.

Потрогайте пальчиками муку и крахмал. Мука скрипит между пальчиками?

А крахмал?

Какой мы можем сделать вывод?

Правильно, крахмал - это сыпучий порошок белого цвета, который не имеет ни вкуса ни запаха, в отличие от соли, сахара и муки, при трении крахмал скрипит.

Опыт №4 «Тайное послание». Для этого опыта нам потребуется: бумага, крахмал, вода, йод, лимон и ватные палочки.

Ход опыта: в воду добавляем крахмал и размешиваем его, чтобы не было комочков. Опускаем в раствор ватную палочку и пишем ей послание на бумаге.

Крахмальную надпись на листе бумаги не видно.

«А что нужно сделать, чтобы послание появилось?».

Посмотрите, надпись появляется синим и фиолетовым цветом.

А как сделать, чтобы надпись снова исчезла?

Правильно, необходимо потереть надпись лимоном или лимонным соком.

Сок лимона содержит кислоту и витамин С, которые вступая в реакцию с йодом, обесцвечивают его и надпись исчезает.

А сейчас я вам предлагаю немного отвлечься от опытов и провести игру с крахмалом.

Крахмал - очень интересный материал, с помощью которого можно изготовить необычную жидкость, которая называется ньютоновская. Для этой игры нам потребуется крахмал, вода и краситель.

 Ньютоновская жидкость - это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. Чтобы получить ньютоновскую жидкость, необходимо смешать крахмал, воду и краситель. Затем необходимо взять в руки немного полученной смеси и попробовать что-нибудь слепить или просто помять - она будет вести себя как пластилин, но стоит только на пару секунд остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с рук. Однако, если снова начать лепить – можно почувствовать, что материал снова становится твёрже.

Давайте с вами тоже попробуем поиграть .

Вот и у нас с вами получилось поиграть с крахмалом.

Опыты у нас с вами закончились и теперь нам надо всё рассказать ребятам из страны «Любознайки». Я напишу письмо и мы вместе с вами опустим его в почтовый ящик.

да

на стружку

Дети предлагают свои варианты

Дети выполняют по словесной и наглядной инструкции воспитателя

Да, на дне стакана осадок, это и есть крахмал.

Да, в каждом картофеле присутствует крахмал.

Ответы детей

Дети выполняют указания воспитателя

Жидкость стала синей

Дети внимательно проводят опыт и делают выводы.

нет

да

внешне эти сыпучие вещества схожи, но крахмал от муки можно отличить

Дети выполняют опыт по инструкции воспитателя

Нанести йод

Дети смотрят и называют свои предположения.

Дети трут надпись лимоном и надпись постепенно исчезает . Почему так происходит?

Дети совместно с воспитателем начинают пробовать получить ньютоновскую жидкость.

Словесный

(беседа,

вопросы)

практический (опыты, физминутка  )

Коммуникативная,исследовательская

Групповая и подгрупповая  форма работы

Закрепления и знакомства с новым материалом

lll. Заключительная часть

Итог занятия (систематизация знаний)

Молодцы ребята. Вот и подошло к концу наше занятие.

Ребята, чем мы сегодня с вами занимались

 

Давайте встанем в круг. Сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказаться, что вам показалось на сегодняшнем мероприятии более интересным. В этом нам поможет волшебная палочка.

Помогали ребятам из страны «Любознайки» провести опыты с крахмалом

 

Дети встают в круг и высказывают своё мнение про занятие.

Словесный

(беседа,

вопросы)

Коммуникативная

Групповая форма

Подвести итоги, узнать у детей впечатление о проведенном занятии

Рефлексия

Ребята, на столе лежат флажки .Я предлагаю каждому подойти и взять флажок и поместить его на «лестнице успеха» в соответствии с вашей работой на занятии.

И в завершении я хочу вас поблагодарить кое чем интересным. У меня есть закрытый сундук , но чтобы его открыть, нужно отгадать загадку.

Согласится со мной детвора,
В детстве главное-….(игра)

Молодцы! В награду за «Научную лабораторию» я дарю вам весёлого человечка, которому можно придавать любую форму, сжимая его в руках.

Дети оценивают свои старания на занятии.

Игра

Словесный

(беседа)

Коммуникативная,

Групповая форма

Умение оценивать

результат своей

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Опытно - экспериментальная деятельность "Чудо - крахмал"

Ребёнок – это исследователь. Важными чертами поведения детей являются открытие новых впечатлений, наблюдательность, любознательность. Дети экспериментируют, ищут сведения о природе, окружа...

«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности

Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где прячется крахмал»

Цель: Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.Задачи:Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;Учить рассуждать и с...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Свойства крахмала»

Цель:Развитие познавательных способностей и познавательной активности детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности....