Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Свойства крахмала»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Яна Викторовна Захарова

Цель:

Развитие познавательных способностей и познавательной активности детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_na_temu_krahmal.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»

Конспект опытно – экспериментальной деятельности

 

 «Свойства крахмала».

https://skazproto.ru/wp-content/uploads/2017/03/krakhmal-kartofelnyy-768x512.jpg

Выполнил: воспитатель

                                                                               Захарова Я.В.

Дивногорск, 2023

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Возраст:  дети 5-7 лет

Цель:

Развитие познавательных способностей и познавательной активности детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять и расширять знания детей о крахмале;

- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

-развивать у детей познавательный  интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;

-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;

-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;

-поддерживать  у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Предварительная работа:

Работа в рамках экспериментальной деятельности в системе, расширения знаний по теме, развития самостоятельного мышления, умения взаимодействовать со сверстниками.

  1. Введение в проблемную ситуацию, определение темы деятельности «Свойства крахмала», выдвижение гипотезы – крахмал есть в картофеле, с крахмалом можно провести интересные опыты.
  2. Проектирование (планирование) деятельности
  3. Работа над проектом – его практическая часть. Поисково-исследовательская деятельность детей (поиск информации, экспериментирование, творчество)
  4. Презентация проекта – итоговое мероприятие игры-эксперименты «чудо-крахмал»

Ход деятельности:

Здравствуйте ребята. Вы любите кисель, а вы, наверное, знаете, из чего его готовят, и откуда такое название? Как готовят кисель? Для чего в кисель добавляют крахмал? В каких продуктах есть крахмал?

-Так что же это за вещество – крахмал, и какие свойства есть у этого интересного продукта, о которых мы не знаем.  Хотите в этом разобраться?

 

Опыт №1.  Игра «Что на тарелке?»

-Я предлагаю вам  рассмотреть 4 вещества (крахмал, соль, сахар и муку).

Для этого мы разделимся на 4 команды. (кому какая фишка выпадет по цвету). Я раздам каждой команде по тарелочке с веществами. Когда вы опознаете по запаху, цвету, ощущениям вещество, поднимайте руку.

-Что на 1, 2, 3, 4 тарелочке.

-Вы угадали все вещества. И сегодня мы поговорим о крахмале. Давайте разотрем крахмал между пальцами, что вы чувствуете? По внешнему виду крахмал очень похож на муку. Крахмал отличается от муки твердостью и поскрипыванием.

Вывод: Итак, мы выяснили, что крахмал – это сыпучий порошок белого цвета, без вкуса и запаха; в отличие от соли, сахара и муки, при трении скрипит.

- Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы сами получить крахмал? Из чего мы можем его получить? Я предлагаю вам попробовать выделить крахмал из картофеля.

 Опыт №2.

Для этого нам понадобится чищеный картофель, терка, марля.

Для начала нам необходимо, перетереть картофель, для этого мы используем терку. Терка довольно опасный предмет, при не осторожном обращении с ней можно получит травму. Поэтому разрешите сегодня мне выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу).

Во  что превратился клубень катофеля?  (на столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование: чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли, чашка с натертым картофелем, ложка)

- Ребята,  рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал. (Выслушать предложения детей, если никто не ответит, то рассказать о процессе получения крахмала) 

А сейчас, чтобы выделить крахмал,  возьмите несколько ложечек натертого картофеля и положите их на середину марлевого кусочка, сложите края марли и выдавите сок из картофеля.

- Сок картофеля мутный и на дне можно увидеть осадок белого цвета – это и есть крахмал.

Вывод: Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях. 

Опыт №3.

Чтобы убедиться, что мутный осадок - это и есть крахмал. Мы проведём с вами следующий эксперимент.

Для этого нам потребуется  3 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка. В одном стакане мы растворим порошок крахмала. Также нам понадобится стакан с соком картофеля. А другой стакан оставим с чистой водой. Для начала растворим ложку крахмала в стакане воды и капнем туда йод – если жидкость станет синей, значит, в ней находится крахмал, в чистой воде йод имеет коричневый цвет.

Объяснение, если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капнем йод на маленький кусочек хлеба, картофель, в сок картофеля, таблетку и  других подготовленных образцов и понаблюдайте, что происходит. Как вы думаете, почему на некоторых продуктах синий цвет ярче, чем на других? Обратить внимание, что от количества крахмала в продукте зависит выраженность (яркость) цвета капли йода попавшей на продукт.

Вывод: крахмал находится во многих продуктах (картофеле, хлебе, киселе), а также при изготовлении таблеток. Чем больше количество крахмала, тем ярче синий цвет от капли йода.

Физкультминутка: «Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

Вывод:

Крахмал очень интересный материал с его помощью можно изготовить необычную жидкость, которая называется ньютоновская. (Крахмал, вода, краситель.)

Неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.

Чтобы получить неньютоновскую жидкость, смешиваем воду и крахмал. Из полученной смеси можно полепить что-то, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже. Интересно попробовать переливать жидкость – если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать.

В свободное время я предлагаю вам поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если вы попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положите на нее ручку, то она погрузится в жидкость.

На память о нашей встрече я хочу подарить вам веселых человечков, которые тоже сделаны из крахмала. Кто знает как они называются?  Веселому  человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и развивать ваши пальчики (капитошка).

Вывод:  О каких свойствах крахмала мы сегодня с вами узнали? Какие свойства крахмала вы сегодня узнали впервые? Какой удивительный и интересный оказывается может быть крахмал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет»

Цель: познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства снега и льда. Где быстрее?

Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?

Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....