Главные вкладки

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Елена Сергеевна Синичкина

    Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tri_sostoyaniya_vody.docx19.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности

    Свойства воды:  Прозрачность. Три состояния воды

    Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое

    Задача: Развитие интереса к экспериментированию.

    Предварительная работа: наблюдение за снегом, льдом, кипением чайника; изготовление цветного льда в формочках; чтение рассказа И.Г.Калининой «Снежный колобок»; беседа о пользе воды, бережном отношении к ней.

    Демонстрационный материал: таблица «Круговорот воды в природе»; стаканы с чаем, молоком, водой; колба; спиртовка; лед в блюдцах; стекло 10*15; ложка чайная.

    Раздаточный материал: стаканы с водой, цифры на каждого ребенка, салфетки.

    Ход

            Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Летом бежит, зимой спит. Весна настала – опять побежала» (река).

    Ответы детей.

            Воспитатель: Почему вы думаете, что это река? А как называется река, которая протекает в городе Лабытнанги?

    Сегодня мы будем говорить о воде, ее свойствах. В нашей стране много рек, озер, морей. Сначала это маленькие роднички, ручейки, потом они становятся все больше и больше и, наконец, превращаются в могучие реки, которые несут свои воды к морю. В реках и озерах вода пресная, питьевая.

    Но прежде чем вода пойдет по трубам в водопроводный кран ее хорошо очищают от грязи и хранят в водохранилищах.

    -А для чего нам нужна вода? Где она используется?

     Ответы детей.

            Воспитатель: Занятие у нас будет необычным. Мы проведем опыты, и многое узнаем о воде.

    Опыт №1. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. А теперь понюхайте сок. Есть ли запах у воды, у сока? Что можно сказать о воде?

    Ответы детей.

                         Первое свойство воды – она без запаха.

    Опыт №2. Отпейте глоток сока из стакана. Какой сок по вкусу? Отпейте

    глоток воды. Какая вода по вкусу?

    Ответы детей.

                        Второе свойство воды – она безвкусная.

    Опыт №3. На столе воспитателя стоит 3 стакана: с чаем, с водой, с молоком.

    Назовите, что налито в стаканах? Почему вы так думаете? Как вы догадались?

    Ответы детей.

    Воспитатель ставит карточку с цифрой позади трех стаканов по очередности, и предлагает определить, через какой стакан видна карточка (через стакан с водой). Почему?

    Ответы детей.  (вода прозрачная, а чай и молоко нет).

    Воспитатель повторяет такой же опыт с чайной ложкой. По очереди опускает ложку в стаканы. Видна ли ложка?

    Ответы детей.

                          Третье свойство воды – она прозрачная.

    Опыт №4. Возьмите стакан с водой. Поставьте цифру позади стакана с

                        водой. Видна ли цифра?

    Ответы детей.

    Возьмите стакан с соком, поставьте за ним цифру. Что вы видите? Почему?

    Ответы детей.

    Тот же опыт проводится и со стаканом с молоком.

    Воспитатель предлагает детям повторить все три свойства воды.

    Проводится физкультминутка «Танец утят» (2,5 минуты)

    Опыт№5. Воспитатель предлагает детям познакомиться с состояниями воды. Показывает детям, как переливают воду из стакана в стакан. Что я делаю? Почему я смогла перелить воду? (вода жидкая и льется).

    Ответы детей.

    Первое состояние воды – она жидкая, ее можно перелить.

    А какие жидкости вы еще знаете? А что будет с водой, если ее нагреть?

    Ответы детей.

    Мы сейчас на опыте проверим, правильно ли ответили.

    Опыт №6. Нагревание пробирки с водой на спиртовке, наблюдение за паром. Можно ли пар превратить в воду?

    Ответы детей.

    Воспитатель ставит над паром стекло. На стенке образуются капельки воды. Что произошло с паром?

    Ответы детей.

    При кипении воды образуется пар, а при охлаждении пар превращается в воду.

    Второе состояние воды – парообразное.

    Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Капелька – путешественница».

    Могучая река несла воды к морю. В этой реке жила маленькая капелька. Ей было весело греться под лучами ласкового солнышка, которое пригревало все сильней и сильней. «Ах» - сказала капелька и стала становиться все меньше и меньше, пока не стала совсем легкой как пар, и улетела высоко в небо. Там капелька превратилась в облако. Долго она путешествовала по небу, пока ей не стало холодно. Она стала опять тяжелой и упала на землю дождиком. Там капелька – путешественница попала опять в родную речку.

    - Где жила капелька? Что с ней случилось? Почему она возвратилась на землю?

    Ответы детей.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации «Путешествие капельки» или «Круговорот воды в природе» и загадывает загадку:

    «Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз).

    - Когда наступают морозы? Что случается с рекой зимой? Кто знает, что такое лед? (замершая вода)

    Ответы детей.

    Опыт №7. Воспитатель раздает детям на блюдце лед. Что это такое? Попробуйте его перелить. Попробуйте лед руками, какой он? (гладкий, твердый, прозрачный, холодный, блестящий)

    Ответы детей.

    Третье состояние воды – она твердая.

    Если оставить блюдце со льдом в группе, что с ним произойдет?

    Ответы детей.

    Ставим блюдце со льдом на батарею. В конце занятия дети проверяют, правильно ли они ответили на вопросы.

    Воспитатель: Сегодня на занятии мы очень много узнали о воде, провели опыты. Предлагаю вам перечислить три свойства воды и три состояния. Во что может превратиться вода при нагревании? При охлаждении?

    Ответы детей.

            Вода очень нужна всем на земле: и людям, и животным, и растениям. Как нужно беречь воду?

    Дети называют знакомые пословицы: «Без воды нет жизни», «Захочешь пить – подойдешь к реке», «От дождя земля расцветает», «Не умывши лица, за стол не садятся».

            Воспитатель читает отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». Почему автор в конце стихотворения говорит: «Вечная слава воде»?

    Ответы детей.

    - Правильно дети, без воды нет жизни и поэтому к воде надо относиться бережно и экономно. А сейчас дежурные сольют оставшуюся воду в чайник и польют цветы.

    Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

    Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет»

    Цель: познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий....

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства снега и льда. Где быстрее?

    Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы....

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?

    Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....