Главные вкладки

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Елена Сергеевна Синичкина

    Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл svoystva_vody._otkuda_beretsya_voda.docx20.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности

    Свойства воды. Откуда берется вода?

    Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

    Задачи:

    Продолжать знакомить детей с глобусом ( показать моря, реки, океаны).

    Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

    Воспитывать бережное и экономичное отношение к воде. Уметь рационально её использовать.

    Форма проведения: групповая

    Методы: наглядные, словесные, метод проблемного обучения.

    Приёмы: иллюстрированный материал (демонстрационный, индивидуальный), ТСО, моделирование, чтение стихов, вопросы, элементарные поисковые действия, опыты, выполнение движений, опора на опыт ребенка.

    Предшествующая работа:  Просмотр диафильмов: «Почему в море вода соленая» (эстонская нар. сказка), «Сказка о Морском царе и Настасье Премудрой». Чтение рассказов о воде из книги «Что такое.

    Кто такой» Том 1.Рассматривание картинок с иллюстрациями использования воды живыми существами. Чтение рассказа « Что такое кислый дождь».

    Оборудование: глобус, карта, картины с изображением реки, озера, пустыни, моря. Предметные картинки ( на каждого ребенка) с изображением сюжетов использования воды человеком. Схема - картина круговорота воды в природе. Книга « Атлас для малышей» А. Усачёва. Банка с мелкими лёгкими предметами для опыта. Ёмкости для снега, льда, воды. Модель родника и модель ручья.

    Ход занятия:

    Собираю детей вокруг себя и предлагаю им отгадать загадку:

    « Она без вкуса, запаха и цвета,

    Но всеми учеными признано это:

    С любого грязнули всю грязь без следа

    Смоет обычная наша?.... ( вода )

    - Правильно, сегодня мы поговорим о воде. Вода - очень ценный продукт. Какая она, вода? ( Вода не имеет формы, вкуса и запаха, она бесцветна, но растворяет различные краски. Вода способна смачивать и очищать предметы)

    Если посмотреть на модель нашей Земли - глобус, то можно увидеть на нём большое количество голубого цвета. Это океаны, моря, озера, реки.

    На нашей Земле океанов - четыре:

    Индийский - самый соленый в мире.

    Океан Атлантический славен сельдями,

    Ледовитый всё время спит подо льдами,

    А Тихий, конечно же , вовсе не тихий -

    А буйный, глубокий и самый великий!

    - Сколько океанов? Какие?

    - Если на карту Земли посмотреть

    Земли на Земле всего одна треть,

    Но странный вопрос возникает тогда:

    Планета должна называться - Вода?

    - Почему, ребята? ( Потому что воды больше чем земли)

    - Какая вода в морях и океанах? (соленая, непригодная для питья).

    - Откуда берётся вода в домах? ( Из водопровода). Как попадает в водопровод ? ( Из рек, её качают сильные насосы, очищают от грязи, подогревают ). Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, а как? ( закрывать кран, чтобы она зря не текла).

    - Кому нужна вода? ( Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку). Посмотрите на свои картинки и расскажите, как человек использует воду? ( для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для полива растений и т. д.)

    - Зачем вода растениям? Как они её получают? Нужна ли вода животным? Где они её берут? ( ответы детей)

    Показываю пустыню и рассказываю, что все, кто там живёт ( растения, животные, люди), страдают без воды; они научились её запасать, экономить, прятаться от изнуряющей жары. ( Рассказ сопровождаю картинками)

    - Откуда берётся вода на Земле?

    - «Бегут в темном подземном царстве ручьи - подземные воды. В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы. Под землёй нет ни рыб, ни птиц. И ручейки упорно пробираются наверх, где светит солнце и где все им будут рады». ( Показываю детям модель: представьте себе, что груша с водой - это подземная кладовая воды, крышка - поверхность земли, а отверстие в ней - то место, где вода из под земли выходит наружу. Надавливаю на грушу. Вода начинает бить вверх и заполняет крышку ).

    … Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, где - нибудь в низине, вверх начинает бить фонтанчик ( звучит аудиозапись журчание родника). Родник родился! В лесной тишине раздаётся его звонкий хрустальный голос. Родничок совсем крохотный, тонкой струйкой побежал он по земле. ( аудиозапись журчания ручья). Каждый камешек для него - гора, каждый прутик - дерево. Извиваясь , бежит ручеёк куда - нибудь вниз, под уклон. Встречается с другими, крепнет, набирается сил, начинает врезаться в землю. Так постепенно становится ручеёк рекой. ( аудиозапись журчания реки).

    ( Показываю детям модель ручья: небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Верхний конец укреплён на подставке, а нижний опущен в блюдце. Лью воду, чтобы она журчала по желобу в блюдце)

    А если наклона нет? Тогда вода застаивается, и образуются болота. Очень много болот в тундре, т.к. тундра - большая равнина.

    - Как вы думаете, каким образом ещё попадает вода в реки? ( После дождя).

    - Подумайте, что может случиться весной, если зима была очень снежной? ( Если дети не отвечают, то предлагаю им потрогать снег и лёд и понаблюдать за их таянием в ладонях, сделать выводы: после таяния снегов воды в реке станет много, она может выйти из берегов и затопить окрестности).

    - Давайте проведём эксперимент: перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками.( Вливать воду или положить снег или лёд, пока она не польётся через край и не вытолкнет предметы из банки) Читаю стихотворение « Откуда берется вода»:

    Вода собирается из ручейка,

    Ручьи по пути собирает река,

    Река полноводно бежит на просторе,

    Пока, наконец, не вливается в море.

    Физ. - минутка: Дети - ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель - море. У него косынка голубого цвета. Под музыку П.И.Чайковского ( из сб. «. Времена года» Апрель.) дети изображают родники, ручейки. Ручьи сбегают в реку. Река несёт свои воды в море.

    - Предлагаю детям вспомнить, что вчера вечером мы наливали блюдце с водой и оставляли на окне. Смотрим - в блюдце воды нет. Куда делась вода?

    ( Частицы воды поднялись в воздух). Это называется испарением. Показываю детям капельки, которые образовались на крышке кастрюли с горячей водой. Показываю схему круговорота воды в природе, объясняю, как это происходит. Читаю стихотворение : (продолжение)

    Моря пополняют запас океана:

    Сгущается влага над ним, как сметана,

    Она поднимается выше…..пока

    Не превращается в облака.

    А облака, проплывая над нами,

    Дождем проливаются, сыплют снегами

    Снега превратятся весной в ручейки,

    Ручьи побегут до ближайшей реки…

    Всё это и зовётся в народе:

    Круговорот воды в природе.( Хоровой повтор)

    - Недавно я читала вам рассказ « Что такое кислотный дождь» из книги «Экология в картинках» . Показываю на глобусе Балтийское море, Швецию.

    - Что такое кислый дождь? Отчего он получается? Кому он вредит? Откуда берётся дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислотных дождей не было?

    - Подвожу итог: о чём мы сегодня говорили? Нужна ли нам вода? Как нужно её экономить и беречь? Даю оценку деятельности детей на занятии.

    Переключение на дальнейшую деятельность. Можно предложить нарисовать Дождик или реку ( по желанию детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

    Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

    Конспект опытно- экспериментальной деятельности "Водичка, водичка"

    Конспект опытно - экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста....

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Секреты воды"

    Цель: формирование  познавательного развитиия детей 3-4 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности при исследовании воды и ее свойств....

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

    Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...