Главные вкладки

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Почему не тонут айсберги?
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Елена Сергеевна Синичкина

    Цель: Ознакомление детей со свойствами льда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл svoystva_vody._pochemu_ne_tonut_aysbergi.docx25.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности

    Свойства воды. Почему не тонут айсберги?

    Цель: Ознакомление детей со свойствами льда.
    Задачи: 

    • Поддерживать у детей желание экспериментировать.
    • Учить делать простые умозаключения.
    • Развивать тактильное восприятие детей.
    • Учить детей бережному отношению к богатствам природы
    • Обогатить эмоциональный опыт детей.


    Оборудование: 
    Небольшие кусочки льда, большой кусок льда, тазик с водой, стаканчики, изображения айсберга, глобус, несколько корабликов из бумаги, картинки, плотный картон, полосы бумаги (белые, светло-розовые, светло-сиреневые), клей.

    Ход мероприятия:

    Воспитатель: Есть на нашей планете необычная земля, Назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

    Антарктида, Антарктида,
    Холодна ты даже с виду,
    Ты на глобусе цветном
    Ледяным лежишь пятном
    А на деле Антарктида
    Холодней, чем даже с виду,
    В холодильнике и то 
    Было б жарче, чем в пальто.


    Воспитатель: ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в Ледяную страну! Посмотрите (показать на глобусе), вокруг Антарктиды моря и океаны, как же нам удобнее туда добраться?
    (подвести к тому, что мы поплывем на корабле)
    Воспитатель: У нас есть вот такие кораблики, и мы с вами готовы плыть.
    (Вносим таз с водой, ставим туда несколько корабликов)
    Вот мы приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее. Как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз?
    Дети: (ответы детей)
    Воспитатель: Правильно! Вода замерзнет, и во что она тогда превратиться?
    Дети: В лёд!
    Воспитатель: Совершенно верно, когда вода замерзает, она превращается в лед
    (кладем в таз маленькие кусочки льда)
    Посмотрите, в нашем море-океане появились льдинки, это значит, что мы уже близко. Рассмотрите льдинки, потрогайте их. Какой лед на ощупь?
    Дети: Холодный, скользкий.

    Опыт № 1 (Определяем прозрачность)

    Воспитатель: А теперь давайте подумаем, какого цвета лед?
    Дети: Ответы детей
    Воспитатель: Давайте проведем небольшой эксперимент. Выньте льдинки из воды и положите его на картинку. Видно картинку сквозь льдинку?
    Дети: Да
    Воспитатель: Значит лёд прозрачный.
    Воспитатель: Как вы думаете, можно ли лёд использовать вместо стекла, если он прозрачный?
    Дети: Нет. Он растает.
    Воспитатель: А зимой, в сильный мороз.
    Дети (ответы детей) - подвести к пониманию хрупкий, менее надежный. 
    Воспитатель: А как вы думаете, имеет ли лёд форму?
    Дети: Ответы детей

    Опыт № 2 (Имеет ли лёд форму)

    Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите стаканчики и положите в них льдинки. Меняет ли форму лед?
    Дети: Нет
    Воспитатель: а как вы его раскладывали?
    Дети: Руками
    Воспитатель: Лёд не меняет своей формы, куда бы вы его не положили

    Воспитатель: Ребята, эти льдинки начинают мешать нашим корабликам плыть, как вы думаете, как нам их растопить?
    Дети: Ответы детей
    Воспитатель: А как мы сможем убедиться, что лед тает?
    Дети: Превратиться в воду, уменьшится
    Воспитатель: А как мы можем ускорить процесс таяния?
    Дети: Ответы детей

    Опыт № 3 (Воздействие температуры)
    Воспитатель: Наденьте на одну руку варежку и возьмите в обе руки льдинки. На какой руке лед тает быстрее? Почему
    Дети: Ответы детей
    Воспитатель: Лед тает быстрее на теплой ладони, а варежка разделяет тепло руки от холода льда. А теперь давайте положим одну льдинку на блюдце и оставим на столе, а вторую льдинку положим на блюдце и поставим его на батарею. Какая растаяла быстрее?
    Дети: Которая на батарее
    Воспитатель: Правильно, температура воздействует на лед, когда тепло, он тает.

    ФИЗМИНУТКА

    Воспитатель: Неплохо бы и нам с вами теперь погреться. Давайте встанем и немного подвигаемся.


    Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

    Поле без следа,

    Без конца и края. (Кружимся на месте)

    Синяя вода,

    Ты спешишь куда?

    Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками)

    К морю синему,

    Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх)

    Там, где волны сильные

    Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

    К морю синему

    Поскорей неси меня, (Кружимся на месте)

    Поскорей неси меня,

     

    Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами почти приблизились к Антарктиде, и в нашем море появилась огромная ледяная гора
    (Показываем детям большой кусок льда)
    Вы знаете, как она называется?
    Дети: Ответы детей
    Воспитатель: Правильно, это айсберг! Посмотрите, какой он большой и тяжелый. Как выдумаете будет ли он плавать, как маленькие льдинки или утонет?
    Дети: Плавает
    Воспитатель: Давайте проверим!

    Опыт № 4 (Определение плавучести)

    Воспитатель: Погружаем наш айсберг в воду. Он утонул?
    Дети: Нет
    Воспитатель: А как вы думаете, почему? Ведь он такой тяжелый, а плавает в воде, как наш кораблик.
    Дети: Ответы детей:
    Воспитатель: А теперь ребята, возьмите увеличительное стекло и рассмотрите хорошенько наш айсберг, что можно увидеть внутри него?
    Дети: Пузырьки воздуха
    Воспитатель: Правильно! Замерзая, лёд становится легче воды. Выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому даже такие огромные айсберги не тонут
    (показываем картинку с айсбергом)

    https://lh4.googleusercontent.com/wmHq6bs0wCypv-vla9SZJ9ElY3M1wmWyIi5h_504U2zn0BDB1DCuYCecVKa3keYwq9qZiGuhBb5XDRKQezZum6PRx5bIjUQmi2gOcon_pu8D4_U8mWSP07zq0TGZX_DkeRpaaAcxzCSP9j0Nsw

    Воспитатель: Большая часть у айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого?
    Дети: Ответы детей
    Воспитатель: Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
    Такой большой айсберг может раздавить и наши кораблики. Давайте поможем им проплыть мимо него

    Физминутка «спасите кораблик»

    Ставим в таз несколько корабликов и просим детей провести кораблики от края до края, дуя на них.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами многое узнали о свойствах льда, о далекой Антарктиде и огромных айсбергах. А теперь, я предлагаю вам сделать айсберг из бумаги. Такой айсберг не навредит кораблям и будет напоминать нам об этом путешествии!

    Раздаем детям полосы бумаги, которые они приклеивают к картону, согнув треугольником.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

    Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды» для детей второй младшей группы

    Создание условий для формирования исследовательских и познавательных интересов в ходе эксперимента с водой....

    Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Почему не тонут корабли?»

    Цель: Выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть. Задачи: Закрепить знания детей о кораблях, свойствах воздуха, соленой воды.Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от матери...

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

    Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...

    Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...