Проект "День защитника Отечества", старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Владимировна Кривцова

Проект «День защитника Отечества»

старшая группа

(познавательно – творческий, краткосрочный,

групповой, среди детей одной группы).

 

Описание проекта.

Проблема:

- не достаточно полное представление об истории праздника «День защитника Отечества»;

- недостаточный уровень знаний о Российской Армии;

- формирование гендерной принадлежности;

- отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества;

- отсутствие интереса к Российской Армии.

Актуальность.

Любовь к Родине, патриотизм в Российском государстве были чертой национального характера. Но в последние годы заметна, стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Сейчас работа в данном направление актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в то время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии.

Формирование у детей гражданско-патриотического чувства любви к Родине проходит через знакомство ребят с образом человека ее защищающего, в аспекте нравственного, патриотического воспитания. В своей работе я столкнулась с проблемой незаинтересованности родителей и детей в знании своих корней, исторических событий. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению  связей между поколениями.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада № 120 является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой. Таким образом, не достаточно полное представление у детей по этой теме, привело меня к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации. Этот проект подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.

Цель проекта:

способствовать формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста  по средствам ознакомления с образом защитника Отечества.

Задачи:

- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;

- познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества»;

- расширить представления у детей о Российской Армии, об особенностях военной службы, родах войск, военной технике;

- развивать коммуникативные навыки детей через активное участие во всех видах деятельности;

- повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании у детей чувства уважения к своим предкам, гордости за свой народ.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Время реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Для реализации проекта предлагается интегрированный подход через активное участие детей в следующих видах деятельности:

1. Игровой

2. Познавательно – исследовательской

3. Продуктивной

4. Музыкальной

5. Коммуникативной

6. Двигательной

7. Восприятие художественной литературы

Продукт проектной деятельности:

обогащение личного опыта ребенка через ознакомление с образом защитника Отечества, активное участие в празднике «Есть такая профессия – Родину защищать».

Предполагаемый результат.

- Сформировано чувство сопричастности  к празднованию «Дня защитника Отечества».

- Привито чувство уважения к своим предкам, гордости  за героев Российской Армии, за свой народ.

- Установлена гармонизация отношений между взрослыми и детьми. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность.   

Продукт проектной деятельности:

- фото - выставка «Мой папа в армии»

- изготовление поделок «Подарок для папы»

- выставка рисунков «Наша Армия родная»

- конструирование «Пароход», «Самолёт»

Презентация проекта:

Спортивный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

Этапы проекта:

1 этап подготовительный:

- подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворений наизусть;

- подбор материалов для презентации, и её изготовление;

- подбор наглядного материала по теме;

- изготовление макета «Играем в армию»

2 этап выполнение проекта:

На 2 этапе с детьми продолжается работа по организации совместной и самостоятельной деятельности. Устанавливается деятельное взаимодействие с родителями. Дети совместно с родителями активно участвуют в оформлении развивающей предметно пространственной среды - это папки с рассказами о папах, дедушках «Мой папа солдат», «Защитники Отечества», «Папины победы», «Мой дедушка - герой». Происходит практическая деятельность по достижению  поставленной цели (оформление результатов в виде рисунков, фото выставок, альбомов о военных профессиях, о знаменитых людях города).

Нашим долгом является сохранить и пронести память и уважение к участникам войны, чьи имена увековечены в названиях улиц и площадей нашего города.  Память о героях хранится в каждой семье.

Дети и родители с большим интересом подключились к реализации этого проекта. Был собран материал о героях семьи. Организована встреча с ветеранами ВОВ, где дети с интересом слушали их воспоминания о былом. Для этих встреч дети изготавливали подарки, проводили экскурсию по музею детского сада «Этих дней не смолкнет слава» для детей других групп и родителей, где сами дети являлись экскурсоводами.

В работе на данном этапе использовались следующие виды совместной и самостоятельной деятельности:

- рассказ воспитателя об истории возникновения праздника, о российской армии;

- беседы с детьми;

- посещение детского музея ДОО «Этих дней не смолкнет слава»;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- слушание и пение песен;

- проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;

- изобразительная деятельность;

- изготовление открыток для пап;

- рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по ним;

- взаимодействие родителей и детей в подготовке фото выставки.

3 этап презентация проекта:

Спортивный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

 

      Литература.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013г.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от  30.12.2015 № 1493.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Под ред Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство Мозаика- Синтез, 2014г
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  6. Коломийченко Л.В. «Дорогою добра». Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  7. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Дорогою добра». Занятия для детей 5-6 лет по социально – коммуникативному развитию. –М.: ТЦ Сфера, 2016.
  8. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы. М.: АРКТИ, 2004.
  9. Рыжова Н.А, Логинова Л.В, Данюкова И.А «Мини-музей в детском саду».

Содержание.

Диагностика детей:

Для углубления работы в данном направлении был проведен мониторинг уровня основ патриотизма у детей (социально коммуникативного развития) на основе «Педагогической диагностики социально коммуникативного развития детей (Л.В. Коломейченко)

Выявлено, что 67.9%  детей имеют не достаточно полное представление о своей стране, о детском саде и  своей семье. 21,4% детей отсутствует познавательный интерес к жизни страны, недостаточное проявление чувств во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. И только 10,7% детей  имеют полное представление о семье, городе и стране,

Анкетирование родителей:

Построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Мною было проведено анкетирование родителей с целью изучения семьи, ее запросов, требований, взглядов на воспитание и развитие ребенка.

Результаты анкетирования дали возможность очертить круг проблем в вопросе гражданского воспитания в семье, готовность родителей к активному сотрудничеству.

В процессе мониторинга была проведена следующая работа: тематические беседы «Что ты знаешь о своей семье, о городе, о стране», наблюдения за детьми в самостоятельной, игровой, совместно со взрослым деятельности; рассматривание альбома и беседы о членах семьи, о героях страны; экскурсии в музей ДОО «Этих дней не смолкнет слава».

Соответственно была оформлена развивающая предметно пространственная среда, которая отражает работу по гражданскому воспитанию. Были выявлены недостающие материалы.

1 этап- подготовительный.

Задачи:

Разработать систему мероприятий по приобщению детей к основам патриотизма при ознакомлении с образом защитника Отечества.

Вовлекать родителей в поисковую деятельность по сбору информации и материалов.

Формы работы с детьми:

1. Совместное творчество детей в изготовлении поделок по данной теме.

2. Демонстрация и рассказывание детьми рассказов о семейных реликвиях.

3. Изготовление макета «Играем в армию».

4. Организация выставки «Военная техника».

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование родителей «Осознание важности и активного участия в формировании основ патриотизма у детей».

2. Совместная экскурсия в городской краеведческий музей.

3. Совместная экскурсия в музей ДОО «Этих дней не смолкнет слава».

3. Сбор экспонатов.

4. Совместный подбор иллюстративного материала.

5. Подбор муз.материала. Фонотека: «Когда поют солдаты», «Песни военных лет», «Звуки войны». Видеоролики к песням о городе, о России, о войне.

Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, кода будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому  первым шагом данного этапа явилась совместная с родителями экскурсия в городской краеведческий музей, где дети познакомились с образом героя – воина.

2 этап – практический.

Задачи: Развивать творческие способности детей, воздействовать гармонизации отношений между детьми, детьми и взрослыми. Способствовать обогащению впечатлений ребёнка посредством героизма русского воина. Обогащать развивающую предметно – пространственную среду. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и ДОО.

Формы работы с детьми:

1. Позиционирование детского музея ДОО «Этих дней не смолкнет слава».

2. Викторина «Защитники Родины».

3. Спортивный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

Формы работы с родителями:

1.Участие в спортивном празднике «Есть такая профессия – Родину защищать».

2.Совместное составление содержания викторины «Защитники Родины».

3. Оформление папок с рассказами: «Герой моей семьи», «Папины победы», «Мой дедушка - герой».

В ходе решения задач 2 этапа особое внимание было обращено не только на качество и количество полученной информации в ходе знакомства с образом воина, но и на творческую активность детей. Это - изготовление авторской д/игры «Защитники Отечества», макета «Играем в армию», оформление выставок, позиционирование детского музея ДОО, где роль экскурсовода берут на себя дети.

 

Задача воспитания детей любви, чувства уважения к воину - защитнику, Российской Армии решалась в ходе знакомства с образом воина – героя, родами войск, особенностями военной службы, военной техникой, историей возникновения праздника «День защитника Отечества».

Праздник, как говорил Сухомлинский - есть всплеск положительных эмоций, передача знаний из поколения в поколение, сплочение участников, возможность раскрыть личностные качества. Эмоциональный отклик может быть достигнут при условии практической и активной деятельности детей. Так мальчики пробуют выполнять различные упражнения, команды «Смирно!», «Вольно!», а девочки проявляют уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

3 этап- аналитический

Цель: сравнить и проанализировать уровень приобщения детей по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста  по средствам ознакомления с образом защитника Отечества, сформированости нравственных чувств в повседневном общении; составить сравнительный анализ заинтересованности и участия родителей в педагогическом процессе.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю условия для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта. В конце работы проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

О том, что цель работы достигнута, а задачи решены, свидетельствуют данные третьего оценочного этапа.

   Сравнительный анализ заинтересованности  и активности детей на основе наблюдений показал, что желание детей быть не только слушателями и созерцателями, но и активными соавторами, творцами значительно повысилось.

Важно отметить, что произошли и качественные изменения в личностном развитии детей: формируется не только познавательный интерес, но и возникает потребность и умение у детей выражать чувства радости и восхищения, сопереживания и сочувствия, любви и гордости за своих близких и свой народ.

Анализ анкетирования родителей показал,  что уже 51,4 % осознают важность воспитания  основ гражданственности и патриотизма у детей  и проявляют готовность к сотрудничеству.

Результатом проведённой работы по приобщению детей к героическому прошлому страны, стали достижения детей в самостоятельном позиционировании детского музея ДОО в качестве экскурсовода младшим детям, родителям, гостям ДОО и активном участии  в конкурсно - фествальном движении.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности, дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Результативность

- дети организуются в самостоятельной деятельности в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания гражданственности и патриотизма у детей;

- пополняется развивающая предметно пространственная среда продуктами детской деятельности.

 

Перспективный план работы с детьмипо проекту «День защитника Отечества».

 

 

Форма проведения

Задачи

1 день

• Беседа: История праздника «День Защитника Отечества».

• Подвижная игра «Попади в цель».

• Игра «Моряки».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - рассказать о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

 

-  знакомить с разными родами войск (пехота, морские войска).

2 день

• Беседа «Какие рода войск вы знаете» (моряки, летчики, ракетчики, танкисты).

• Картинки раскраски «Военные машины».

• Подвижная игра «Летчики на аэродроме».

- продолжать знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска).

 

 

- знакомить с разными родами войск, боевой техникой.

 

-  знакомить с разными родами войск (пехота, морские войска).

3 день

• Разучивание стихотворения О. Высотской «Слава Армии».

• Рассматривание альбома о военных.

• Подвижная игра «Самолеты»

- знакомить с военной техникой.

 

- Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

4 день

• Беседа «Кто может стать солдатом»

• Подвижная игра «Кто быстрее к флажку»

• Игра «Подводная лодка»

• Рассматривание выставки картин «Солдаты»

- расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

5 день

• Заучивание стихотворения «Папе»

• Рассматривание книг об Армии

- Слушание и пение песни «Наша Родина сильна».

- воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, Российскую армию.

6 день

- Упражнение «Чье звено быстрее соберется»

• Прослушивание песни «Бравые солдаты»

• Конструирование «Пограничная застава»

- формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

7 день

• Тематическое рассказывание «Мой папа служил в армии»

• Рассматривание фото - выставки «Мой папа в армии»

• Посещение детского музея ДОО.

- Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

8 день

• Чтение художественной литературы Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»

• Конструирование «Морской флот» (конструктор «Лего»)

• Отгадывание загадок про военный транспорт

- рассказать о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

 

 

 

 

 

- знакомить с военной техникой.

9 день

- ООД с компьютерной презентацией «23 февраля. Защитники Отечества».

 

- Викторина «Защитники Родины».

- продолжать расширять представления детей о Российской армии.

 

 

 

- воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ.

10 день

• Итоговая беседа «Что я знаю об армии»

• Праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

 

• Поздравление пап, вручение подарков

 

- закреплять знания о военных профессиях, названиях войск  Российской армии.

 

- Способствовать возникновению положительных эмоций у детей и взрослых от совместного участия в празднике;

возможности выражать чувства радости и восхищения, сопереживания и сочувствия, любви и гордости за своих близких и свой народ.

 

 

                          

 

                            

Сценарий спортивного праздника

«Есть такая профессия – Родину защищать».

 

Задачи:

  • способствовать возникновению положительных эмоций у детей и взрослых от совместного участия в празднике;
  • возможности выражать чувства радости и восхищения, сопереживания и сочувствия, любви и гордости за своих близких и свой народ.
  • формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Проведение мероприятия

Под музыку марша входят дети  в спортивной форме, торжественно обходят зал, перестраиваются в две колонны (колонна пограничников с зелёными погонами, колонна моряков – с синими).

Вед. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить  День защитника Отечества. Все мы любим и ценим бойцов России. Они стоят на страже мира. Героев армии знает вся страна и многие из вас хотят быть похожими на них. Быть сильными, смелыми, храбрыми, готовыми встать на защиту своей Родины.

Сегодня у нас в гостях ваши папы, которые тоже служили в Российской Армии и защищали нашу страну. Поприветствуем их…

1 мальчик: Уверенно шагаем, как будто на параде,

                       Хотим выносливыми быть, но не забавы ради.

2 мальчик: Мы физкультурой день и ночь готовы заниматься

                     Мячи огромные ловить и в беге упражняться.

3 мальчик: Хотим, скорее, подрасти, чтоб встать в солдатский строй

                     И званье гордое носить  «Российский рядовой».       

Вед. Аты – баты, шире шаг. Эй, держи равнение

         Скоро в армии родной будет пополнение!

Песня «Наша Родина сильна».

Вед. Наши мальчишки ещё ходят в детский сад, но пройдут годы и они выберут для себя любую военную специальность. Армия научит их быть выносливыми, смелыми и ловкими.

Мы начинаем соревнования, наши ребята покажут свою силу и удаль, а у болельщиков будет возможность поддержать своих героев.

Команды, занимайте свои места! Давайте познакомимся:

Команда «Пограничники»

Команда «Моряки»

Оценивать соревнования будет уважаемое жюри (представление жюри).

Вед. Итак, начинаем!

         Лежебоки и лентяи не допускаются,

          А будущие воины – приглашаются!

- Уважаемые папы, сегодня в преддверии вашего «сильного» праздника мы предлагаем вам принять активное участие в наших соревнованиях.

Разминка «Бескозырка»

- Командам приготовиться к спортивным состязаниям.

1. «Подъём и утренняя пробежка»

(первый участник бежит с флажком до стойки, оббегает её и возвращается к команде,  победит та команда, которая первая вернётся и построится).

- На старт, внимание, марш!

2. «Топкое болото»

(«Переправиться» с помощью двух обручей)

Жюри подводит промежуточные итоги.

Вед. А у нас с ребятами есть пожелания и поздравления для наших пап.

Ребёнок: Может он в футбол играть, может книжку мне читать,

                 Может суп мне разогреть, может мультик посмотреть,

                Может поиграть он в шашки, может даже вымыть чашки,

                 Может рисовать машинки, может собирать картинки,

                Может прокатить меня вместо быстрого коня.

                 Может рыбу он ловить, кран на кухне починить.

                Для меня всегда герой, самый лучший папа мой!

Танец девочек с лентами.

3. «Кто быстрее?»

4. «Попади в цель»

Песня «Папа может».

Жюри подводит промежуточные итоги.

Ребёнок: Папу поздравляю с праздником мужским:

                В юности, я знаю, в армии служил.

                Значит, тоже воин, хоть не командир.

                Праздника достоин, охранял весь мир!

Ребёнок: Папам всем мы пожелаем: не стареть и не болеть,

                  Больше спортом заниматься, чувство юмора иметь!

Песня «Капитан»

Вед. Продолжаем наши соревнования.

5. «Минёры»

(Капитану даётся ведёрко с теннисными шариками. Возле стойки лежат обручи. Задача капитана добежать до обруча и «заминировать поле». Следующий участник команды должен «разминировать», собрав все мины. Третий  «заминировать» и т.д. Побеждает та команда, которая первой закончит работу на поле).

6. «Тоннель»

(Формируем тоннель и под музыку дети и папы проползают в них)

Жюри подводит промежуточные итоги.

Вед. Нужен отдых и солдату, чтобы книгу почитать.

         Ну, а будущим солдатам  предлагаю станцевать!

Танец мальчиков «Бескозырка».

Вед. А сейчас время для подведения итогов соревнования.

(Жюри подводит итоги, награждает победителей).

Вед. Вот и подошёл к концу наш праздник. Наши защитники Отечества могут быть спокойны – у них растёт достойная смена. Все ребята сегодня показали себя ловкими, сильными, умелыми. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость. И ещё раз поздравим всех пап с наступающим праздником и подарим им наши подарки!

Песня «Бравые солдаты»     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «День защитника Отечества»

старшая группа

(познавательно – творческий, краткосрочный,

групповой, среди детей одной группы).

Описание проекта.

Проблема:

- не достаточно полное представление об истории праздника «День защитника Отечества»;

- недостаточный уровень знаний о Российской Армии;

- формирование гендерной принадлежности;

- отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества;

- отсутствие интереса к Российской Армии.

Актуальность.

Любовь к Родине, патриотизм в Российском государстве были чертой национального характера. Но в последние годы заметна, стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Сейчас работа в данном направление актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в то время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии. 

Формирование у детей гражданско-патриотического чувства любви к Родине проходит через знакомство ребят с образом человека ее защищающего, в аспекте нравственного, патриотического воспитания. В своей работе я столкнулась с проблемой незаинтересованности родителей и детей в знании своих корней, исторических событий. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению  связей между поколениями.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада № 120 является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой. Таким образом, не достаточно полное представление у детей по этой теме, привело меня к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации. Этот проект подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.

Цель проекта: 

способствовать формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста  по средствам ознакомления с образом защитника Отечества.

Задачи:

- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;

- познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества»;

- расширить представления у детей о Российской Армии, об особенностях военной службы, родах войск, военной технике;

- развивать коммуникативные навыки детей через активное участие во всех видах деятельности;

- повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании у детей чувства уважения к своим предкам, гордости за свой народ.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Время реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Для реализации проекта предлагается интегрированный подход через активное участие детей в следующих видах деятельности:

1. Игровой

2. Познавательно – исследовательской

3. Продуктивной

4. Музыкальной

5. Коммуникативной

6. Двигательной

7. Восприятие художественной литературы

Продукт проектной деятельности: 

обогащение личного опыта ребенка через ознакомление с образом защитника Отечества, активное участие в празднике «Есть такая профессия – Родину защищать».

Предполагаемый результат.

- Сформировано чувство сопричастности  к празднованию «Дня защитника Отечества».

- Привито чувство уважения к своим предкам, гордости  за героев Российской Армии, за свой народ.

- Установлена гармонизация отношений между взрослыми и детьми. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность.    

Продукт проектной деятельности:

- фото - выставка «Мой папа в армии»

- изготовление поделок «Подарок для папы»

- выставка рисунков «Наша Армия родная»

- конструирование «Пароход», «Самолёт»

Презентация проекта:

Спортивный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

Этапы проекта:

1 этап подготовительный:

- подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворений наизусть;

- подбор материалов для презентации, и её изготовление;

- подбор наглядного материала по теме;

- изготовление макета «Играем в армию»

2 этап выполнение проекта: 

На 2 этапе с детьми продолжается работа по организации совместной и самостоятельной деятельности. Устанавливается деятельное взаимодействие с родителями. Дети совместно с родителями активно участвуют в оформлении развивающей предметно пространственной среды - это папки с рассказами о папах, дедушках «Мой папа солдат», «Защитники Отечества», «Папины победы», «Мой дедушка - герой». Происходит практическая деятельность по достижению  поставленной цели (оформление результатов в виде рисунков, фото выставок, альбомов о военных профессиях, о знаменитых людях города).

Нашим долгом является сохранить и пронести память и уважение к участникам войны, чьи имена увековечены в названиях улиц и площадей нашего города.  Память о героях хранится в каждой семье.

Дети и родители с большим интересом подключились к реализации этого проекта. Был собран материал о героях семьи. Организована встреча с ветеранами ВОВ, где дети с интересом слушали их воспоминания о былом. Для этих встреч дети изготавливали подарки, проводили экскурсию по музею детского сада «Этих дней не смолкнет слава» для детей других групп и родителей, где сами дети являлись экскурсоводами.

В работе на данном этапе использовались следующие виды совместной и самостоятельной деятельности:

- рассказ воспитателя об истории возникновения праздника, о российской армии;

- беседы с детьми;

- посещение детского музея ДОО «Этих дней не смолкнет слава»;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- слушание и пение песен;

- проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;

- изобразительная деятельность;

- изготовление открыток для пап;

- рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по ним;

- взаимодействие родителей и детей в подготовке фото выставки.

3 этап презентация проекта:

Спортивный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

      Литература.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013г.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от  30.12.2015 № 1493.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Под ред Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство Мозаика- Синтез, 2014г
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  6. Коломийченко Л.В. «Дорогою добра». Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  7. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Дорогою добра». Занятия для детей 5-6 лет по социально – коммуникативному развитию. –М.: ТЦ Сфера, 2016.
  8. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы. М.: АРКТИ, 2004.
  9. Рыжова Н.А, Логинова Л.В, Данюкова И.А «Мини-музей в детском саду».

Содержание.

Диагностика детей: 

Для углубления работы в данном направлении был проведен мониторинг уровня основ патриотизма у детей (социально коммуникативного развития) на основе «Педагогической диагностики социально коммуникативного развития детей (Л.В. Коломейченко)

Выявлено, что 67.9%  детей имеют не достаточно полное представление о своей стране, о детском саде и  своей семье. 21,4% детей отсутствует познавательный интерес к жизни страны, недостаточное проявление чувств во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. И только 10,7% детей  имеют полное представление о семье, городе и стране,

Анкетирование родителей:

Построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Мною было проведено анкетирование родителей с целью изучения семьи, ее запросов, требований, взглядов на воспитание и развитие ребенка.

Результаты анкетирования дали возможность очертить круг проблем в вопросе гражданского воспитания в семье, готовность родителей к активному сотрудничеству.

В процессе мониторинга была проведена следующая работа: тематические беседы «Что ты знаешь о своей семье, о городе, о стране», наблюдения за детьми в самостоятельной, игровой, совместно со взрослым деятельности; рассматривание альбома и беседы о членах семьи, о героях страны; экскурсии в музей ДОО «Этих дней не смолкнет слава».

Соответственно была оформлена развивающая предметно пространственная среда, которая отражает работу по гражданскому воспитанию. Были выявлены недостающие материалы.

1 этап- подготовительный.

Задачи:

Разработать систему мероприятий по приобщению детей к основам патриотизма при ознакомлении с образом защитника Отечества.

Вовлекать родителей в поисковую деятельность по сбору информации и материалов.

Формы работы с детьми:

1. Совместное творчество детей в изготовлении поделок по данной теме.

2. Демонстрация и рассказывание детьми рассказов о семейных реликвиях.

3. Изготовление макета «Играем в армию».

4. Организация выставки «Военная техника».

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование родителей «Осознание важности и активного участия в формировании основ патриотизма у детей».

2. Совместная экскурсия в городской краеведческий музей.

3. Совместная экскурсия в музей ДОО «Этих дней не смолкнет слава».

3. Сбор экспонатов.

4. Совместный подбор иллюстративного материала.

5. Подбор муз.материала. Фонотека: «Когда поют солдаты», «Песни военных лет», «Звуки войны». Видеоролики к песням о городе, о России, о войне.

Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, кода будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому  первым шагом данного этапа явилась совместная с родителями экскурсия в городской краеведческий музей, где дети познакомились с образом героя – воина.

2 этап – практический.

Задачи: Развивать творческие способности детей, воздействовать гармонизации отношений между детьми, детьми и взрослыми. Способствовать обогащению впечатлений ребёнка посредством героизма русского воина. Обогащать развивающую предметно – пространственную среду. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и ДОО.

Формы работы с детьми:

1. Позиционирование детского музея ДОО «Этих дней не смолкнет слава».

2. Викторина «Защитники Родины».

3. Спортивный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

Формы работы с родителями:

1.Участие в спортивном празднике «Есть такая профессия – Родину защищать».

2.Совместное составление содержания викторины «Защитники Родины».

3. Оформление папок с рассказами: «Герой моей семьи», «Папины победы», «Мой дедушка - герой».

В ходе решения задач 2 этапа особое внимание было обращено не только на качество и количество полученной информации в ходе знакомства с образом воина, но и на творческую активность детей. Это - изготовление авторской д/игры «Защитники Отечества», макета «Играем в армию», оформление выставок, позиционирование детского музея ДОО, где роль экскурсовода берут на себя дети.

Задача воспитания детей любви, чувства уважения к воину - защитнику, Российской Армии решалась в ходе знакомства с образом воина – героя, родами войск, особенностями военной службы, военной техникой, историей возникновения праздника «День защитника Отечества».

Праздник, как говорил Сухомлинский - есть всплеск положительных эмоций, передача знаний из поколения в поколение, сплочение участников, возможность раскрыть личностные качества. Эмоциональный отклик может быть достигнут при условии практической и активной деятельности детей. Так мальчики пробуют выполнять различные упражнения, команды «Смирно!», «Вольно!», а девочки проявляют уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

3 этап- аналитический

Цель: сравнить и проанализировать уровень приобщения детей по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста  по средствам ознакомления с образом защитника Отечества, сформированости нравственных чувств в повседневном общении; составить сравнительный анализ заинтересованности и участия родителей в педагогическом процессе.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю условия для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта. В конце работы проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

О том, что цель работы достигнута, а задачи решены, свидетельствуют данные третьего оценочного этапа.

   Сравнительный анализ заинтересованности  и активности детей на основе наблюдений показал, что желание детей быть не только слушателями и созерцателями, но и активными соавторами, творцами значительно повысилось.

Важно отметить, что произошли и качественные изменения в личностном развитии детей: формируется не только познавательный интерес, но и возникает потребность и умение у детей выражать чувства радости и восхищения, сопереживания и сочувствия, любви и гордости за своих близких и свой народ. 

Анализ анкетирования родителей показал,  что уже 51,4 % осознают важность воспитания  основ гражданственности и патриотизма у детей  и проявляют готовность к сотрудничеству.

Результатом проведённой работы по приобщению детей к героическому прошлому страны, стали достижения детей в самостоятельном позиционировании детского музея ДОО в качестве экскурсовода младшим детям, родителям, гостям ДОО и активном участии  в конкурсно - фествальном движении.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности, дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Результативность

- дети организуются в самостоятельной деятельности в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания гражданственности и патриотизма у детей;

- пополняется развивающая предметно пространственная среда продуктами детской деятельности.

Перспективный план работы с детьмипо проекту «День защитника Отечества».

Форма проведения

Задачи

1 день 

• Беседа: История праздника «День Защитника Отечества».

• Подвижная игра «Попади в цель».

• Игра «Моряки».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - рассказать о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

-  знакомить с разными родами войск (пехота, морские войска).

2 день

• Беседа «Какие рода войск вы знаете» (моряки, летчики, ракетчики, танкисты).

• Картинки раскраски «Военные машины».

• Подвижная игра «Летчики на аэродроме».

- продолжать знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска).

- знакомить с разными родами войск, боевой техникой.

-  знакомить с разными родами войск (пехота, морские войска).

3 день

• Разучивание стихотворения О. Высотской «Слава Армии».

• Рассматривание альбома о военных.

• Подвижная игра «Самолеты»

- знакомить с военной техникой.

- Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

4 день

• Беседа «Кто может стать солдатом»

• Подвижная игра «Кто быстрее к флажку»

• Игра «Подводная лодка»

• Рассматривание выставки картин «Солдаты»

- расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

5 день

• Заучивание стихотворения «Папе»

• Рассматривание книг об Армии

- Слушание и пение песни «Наша Родина сильна».

- воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, Российскую армию.

6 день

- Упражнение «Чье звено быстрее соберется»

• Прослушивание песни «Бравые солдаты»

• Конструирование «Пограничная застава»

- формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

7 день

• Тематическое рассказывание «Мой папа служил в армии»

• Рассматривание фото - выставки «Мой папа в армии»

• Посещение детского музея ДОО.

- Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

8 день

• Чтение художественной литературы Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»

• Конструирование «Морской флот» (конструктор «Лего»)

• Отгадывание загадок про военный транспорт

- рассказать о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

- знакомить с военной техникой.

9 день

- ООД с компьютерной презентацией «23 февраля. Защитники Отечества».

- Викторина «Защитники Родины».

- продолжать расширять представления детей о Российской армии.

- воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ.

10 день

• Итоговая беседа «Что я знаю об армии»

• Праздник «Есть такая профессия – Родину защищать».

• Поздравление пап, вручение подарков

- закреплять знания о военных профессиях, названиях войск  Российской армии.

- Способствовать возникновению положительных эмоций у детей и взрослых от совместного участия в празднике;

возможности выражать чувства радости и восхищения, сопереживания и сочувствия, любви и гордости за своих близких и свой народ.

                         

                           

Сценарий спортивного праздника

«Есть такая профессия – Родину защищать».

Задачи:

  • способствовать возникновению положительных эмоций у детей и взрослых от совместного участия в празднике;
  • возможности выражать чувства радости и восхищения, сопереживания и сочувствия, любви и гордости за своих близких и свой народ.
  • формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Проведение мероприятия

Под музыку марша входят дети  в спортивной форме, торжественно обходят зал, перестраиваются в две колонны (колонна пограничников с зелёными погонами, колонна моряков – с синими).

Вед. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить  День защитника Отечества. Все мы любим и ценим бойцов России. Они стоят на страже мира. Героев армии знает вся страна и многие из вас хотят быть похожими на них. Быть сильными, смелыми, храбрыми, готовыми встать на защиту своей Родины.

Сегодня у нас в гостях ваши папы, которые тоже служили в Российской Армии и защищали нашу страну. Поприветствуем их…

1 мальчик: Уверенно шагаем, как будто на параде,

                         Хотим выносливыми быть, но не забавы ради.

2 мальчик: Мы физкультурой день и ночь готовы заниматься

                       Мячи огромные ловить и в беге упражняться.

3 мальчик: Хотим, скорее, подрасти, чтоб встать в солдатский строй

                       И званье гордое носить  «Российский рядовой».        

Вед. Аты – баты, шире шаг. Эй, держи равнение

            Скоро в армии родной будет пополнение!

Песня «Наша Родина сильна».

Вед. Наши мальчишки ещё ходят в детский сад, но пройдут годы и они выберут для себя любую военную специальность. Армия научит их быть выносливыми, смелыми и ловкими.

Мы начинаем соревнования, наши ребята покажут свою силу и удаль, а у болельщиков будет возможность поддержать своих героев.

Команды, занимайте свои места! Давайте познакомимся:

Команда «Пограничники»

Команда «Моряки»

Оценивать соревнования будет уважаемое жюри (представление жюри).

Вед. Итак, начинаем!

            Лежебоки и лентяи не допускаются,

             А будущие воины – приглашаются!

- Уважаемые папы, сегодня в преддверии вашего «сильного» праздника мы предлагаем вам принять активное участие в наших соревнованиях.

Разминка «Бескозырка»

- Командам приготовиться к спортивным состязаниям.

1. «Подъём и утренняя пробежка»

(первый участник бежит с флажком до стойки, оббегает её и возвращается к команде,  победит та команда, которая первая вернётся и построится).

- На старт, внимание, марш!

2. «Топкое болото»

(«Переправиться» с помощью двух обручей)

Жюри подводит промежуточные итоги.

Вед. А у нас с ребятами есть пожелания и поздравления для наших пап.

Ребёнок: Может он в футбол играть, может книжку мне читать,

                    Может суп мне разогреть, может мультик посмотреть,

                  Может поиграть он в шашки, может даже вымыть чашки,

                   Может рисовать машинки, может собирать картинки,

                  Может прокатить меня вместо быстрого коня.

                    Может рыбу он ловить, кран на кухне починить.

                  Для меня всегда герой, самый лучший папа мой!

Танец девочек с лентами.

3. «Кто быстрее?»

4. «Попади в цель»

Песня «Папа может».

Жюри подводит промежуточные итоги.

Ребёнок: Папу поздравляю с праздником мужским:

                  В юности, я знаю, в армии служил.

                  Значит, тоже воин, хоть не командир.

                  Праздника достоин, охранял весь мир!

Ребёнок: Папам всем мы пожелаем: не стареть и не болеть,

                     Больше спортом заниматься, чувство юмора иметь!

Песня «Капитан»

Вед. Продолжаем наши соревнования.

5. «Минёры»

(Капитану даётся ведёрко с теннисными шариками. Возле стойки лежат обручи. Задача капитана добежать до обруча и «заминировать поле». Следующий участник команды должен «разминировать», собрав все мины. Третий  «заминировать» и т.д. Побеждает та команда, которая первой закончит работу на поле).

6. «Тоннель»

(Формируем тоннель и под музыку дети и папы проползают в них)

Жюри подводит промежуточные итоги.

Вед. Нужен отдых и солдату, чтобы книгу почитать.

            Ну, а будущим солдатам  предлагаю станцевать!

Танец мальчиков «Бескозырка».

Вед. А сейчас время для подведения итогов соревнования.

(Жюри подводит итоги, награждает победителей).

Вед. Вот и подошёл к концу наш праздник. Наши защитники Отечества могут быть спокойны – у них растёт достойная смена. Все ребята сегодня показали себя ловкими, сильными, умелыми. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость. И ещё раз поздравим всех пап с наступающим праздником и подарим им наши подарки!

Песня «Бравые солдаты»     

                                   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День защитника Отечества" (старшая группа)

Республика    Башкортостанг. Стерлитамак                МБДОУ   № 61"День защитника Отечества"       (старшая группа)Разработала: ...

Образовательный проект «23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Старшая группа

Образовательный проект«23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»(краткосрочный)Длительность: 2 - 3 недели.Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный ур...

Спортивное развлечение «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны» ко дню Защитника Отечества (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №40»муниципального образования города Братска....

Фотоотчет проекта "День защитника Отечества" старшая группа.

Матерал содержит фотографии, на которых дети принимают участие в различных деятельностях  в рамках проекта "День защитника Отечества"....

Сценарий развлечения, посвященного Дню Защитника Отечества (старшая группа)

Сценарий развлечения, посвященного Дню Защитника Отечества в старшей группе...

"ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" - ТЕСТОПЛАСТИКА Тема: «Медаль для защитника отечества» Старшая группа

Цель: Закрепить навыки рельефной лепки из солёного теста в процессе изготовления подарка для папы ко Дню защитника отечества. Дать представления о свойствах соленого теста, техники работы с...