Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы на тему: «Лекарственные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шатрова Мария Владимировна

Тема: «Лекарственные растения»

Цель:

Развивать познавательную активность у детей в процессе формирования защиты и сбережения лекарственных растений и правилам их сбора, хранения и применения.
Задачи:
Образовательные:

Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о правилах поведения в природе, о строении растений.

Развивающие:

Развивать экологическое мышление, память, воображение, любознательность, умение делать выводы.

Формировать правильную диалогическую и монологическую форму речи детей.

Обогащать словарный запас детей, способствовать свободному общению со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, всему живому на земле; видеть, понимать и ценить красоту природы.

Воспитывать элементы экологического сознания.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Методы:

Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный. 
Приемы:

Беседа, загадывание загадок, поощрение, подведение итогов. 
Здоровьесберегающие технологии:

Постоянная смена деятельности. 
Материал и оборудование:

Схемы-модели № 1 «Признаки живого», схемы-модели № 2 «Строение растений», магнитная доска, карточки с изображением лекарственных растений на каждого ребенка, контейнеры с лекарственными травами, волшебная палочка, игрушки лисы, обезьяны, медведя

Предварительная работа:

Знакомство с растениями леса, полей, лугов. Наблюдение за посадкой семян, разработка схем-моделей, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, чтение книги В. Бианки, экологическая игра «Узнай целебную траву»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nood_lekarstvennye_rasteniya.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

городского округа город Шарья Костромской области

Конспект

непосредственно - организованной образовательной деятельности

с воспитанниками подготовительной группы «Сказка»

общеразвивающей направленности

по образовательной области «познавательное развитие»

на тему: «Лекарственные растения»

                                                                                                                                                               Автор-разработчик:

                                                                                                                                                               Зеленцова Светлана Алексеевна

                                                                                                                                                               воспитатель

г. Шарья, 2018 год

Тема: «Лекарственные растения»

Участники:

Дети подготовительной группы.

Цель:

Развивать познавательную активность у детей в процессе формирования защиты и сбережения лекарственных растений и правилам их сбора, хранения и применения.
Задачи:
Образовательные: 

Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о правилах поведения в природе, о строении растений.

Развивающие: 

Развивать экологическое мышление, память, воображение, любознательность, умение делать выводы.

Формировать правильную диалогическую и монологическую форму речи детей.

Обогащать словарный запас детей, способствовать свободному общению со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные: 

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, всему живому на земле; видеть, понимать и ценить красоту природы.

Воспитывать элементы экологического сознания.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Методы: 

Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный. 
Приемы: 

Беседа, загадывание загадок, поощрение, подведение итогов. 
Здоровьесберегающие технологии: 

Постоянная смена деятельности. 
Материал и оборудование:
 

Схемы-модели № 1 «Признаки живого», схемы-модели № 2 «Строение растений», магнитная доска, карточки с изображением лекарственных растений на каждого ребенка, контейнеры с лекарственными травами, волшебная палочка, игрушки лисы, обезьяны, медведя

Предварительная работа:

Знакомство с растениями леса, полей, лугов. Наблюдение за посадкой семян, разработка схем-моделей, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, чтение книги В. Бианки, экологическая игра «Узнай целебную траву»

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации

- Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

- Я предлагаю вам отгадать загадку:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают.

И чаем нас напоют

И даже дом построят.

Земли они творенье.

Зовем мы их…

- Предлагаю присесть на стулья.

Дети здороваются.

Растения.

Звучит музыка.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в царство растений, ведь вы хотите знать, как можно больше о растениях, чтобы потом рассказать о них своим родителям, знакомым, поделиться своими знаниями? Вы согласны?
- Я предлагаю начать наше путешествие с отгадывания загадок.

- Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

- Рос шар бел, дунул ветер

И шар улетел.

- Нарядное платьице,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

- Каждый лист мой любят тропки

У обочины дары.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

- Как называются эти растения?

- А для чего они нужны человеку?

- А вы хотите узнать больше о лекарственных растениях?

- Издавна люди заметили, что животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Ответ детей.

Крапива.

Одуванчик.

Ромашка.

Подорожник.

Дети отвечают.

Чтобы лечиться, повышать иммунитет.

Ответ детей.

Словесное поощрение.

Стимулирование детской деятельности.

2 часть – основная

Цель: Формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды; обобщить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях.

.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

– А теперь, давайте отправимся на поиски лекарственных трав, вы согласны?

Дети идут парами за воспитателем.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

- Взмахом волшебной палочки я вас превращаю в путешественников:

Вправо, влево повернись.

В путешественников превратись!

- Сейчас мы с вами отправляемся, чтобы побольше узнать о лекарственных травах.

- Нужно пройти по дорожке, перешагнуть через камни, пролезть под веткой и перейти по мосту через ручей.

- Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных опушках и называется оно – тысячелистник. Подумайте, почему он так называется?

(Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листка – ажурные листья.)

- Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

- Теперь посмотрите на другое растение и отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар.

- Найдите, пожалуйста одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно растет по всей России. Мы его с вами уже его рассматривали, кто хочет о нем рассказать? (Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, стебель, резные листья и желтый цветок, похожий на шарик.)

- Послушайте, я вам расскажу, чем полезен одуванчик. В листьях одуванчика очень много витаминов, если его положить в салат – он повышает аппетит. Но свежие листья очень горькие из-за белого сока-молочка, который называется «млечный сок» Чтобы убрать горечь, нужно листья залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Сейчас стихотворение про одуванчик прочтет Сережа Б.:

Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.

Он везде произрастает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека.

- Молодцы.

А вот еще растение. Кто знает, как оно называется?

Почему оно так называется?

- Подорожник растет вдоль дороги. Листья его упругие с прочными прожилками, густой пучок корней, который укрепляется в почве и стебель с соцветием, они тоже жесткие и упругие. Поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Его называют «земным бинтом»

- А для чего нужны растения, как вы думаете?

- Растения в жизни человека играют огромную роль. Без растений невозможна жизнь на нашей планете. Они дают пищу человеку и животным; чистый воздух, очищают его от пыли, газов, дыма, копоти, шума; помогают лечиться от болезней. Они очень красивые, люди ими любуются, ведь недаром говорят: «Растение – земли украшение!»

- А теперь я предлагаю вам немного поиграть, вы согласны?

- Станем мы деревьями сильными, большими.

Ноги – это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше – ствол могучий,

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют.

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут, листья закрывают их.

Вот пришла за летом осень – листья разлетелись вмиг!
Ребята, я вам предлагаю поиграть в экологическую игру «Узнай целебную траву» Я вам буду загадывать загадки, если вы правильно отгадаете, то я открою ее на доске.

- Стоит кудряшка-белая рубашка.

В середине золотая, кто она такая?

- Ромашку используют для полоскания горла, она заживляет раны.

- Попробуйте отгадать следующую загадку:

Вдоль дорожек его встретишь.

Ранки, ссадины излечишь.

Сорвешь листочек осторожно,

Кто нас излечит?...

- О каком растении говорят, что оно жжет? Почему это растение обжигает?

- Правильно – это крапива.

- На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся – получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, борщи, крапивное пюре с яйцом. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнями:

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой.

- А теперь послушайте правила сбора лекарственных растений:

1.Хорошо знать лекарственное растение. Почему? Если попадет ядовитая трава, то можно отравиться.

2.Собирать растения лучше в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Почему? Сырые растения во время сушки будут сохнуть и не высохнут, загниют и испортятся.

3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог. Почему? Растения там отравлены выхлопными газами от транспорта.

4.Собранные растения складывать в широкую корзину. Почему? Чтобы не примять, иначе выделится сок.

5.Сушить растения в тени, а не на солнце. Почему? Они сгорят на солнце или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

6.Нельзя топтать растения при сборе, рвать с корнем и рвать до последнего. Почему? Чтобы сохранить для дальнейшего размножения.

7.Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему? Они находятся на грани исчезновения.

- А теперь я предлагаю послушать вам стихотворение В. Берестова, которое прочитает нам Ваня У.:

- Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Ответы детей.

Одуванчик.

Дети находят.

Дети рассказывают.

Сережа Б. читает стихотворение.

Подорожник.

Растет у дороги.

Дети отвечают.

Дети выполняют движения.

Ромашка.

Подорожник.

О крапиве. Высказывания детей.

Дети высказывают свои предположения после каждого правила.

Волшебная палочка.

Словесное поощрение.

Словесное поощрение.

Подбадривание.

Стимулирование детской деятельности.

Словесное поощрение.

Словесное поощрение.

Подбадривание.

3 часть – заключительная

Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- А сейчас я предлагаю поиграть в ветлечебницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. Вы согласны?

- У нашего Медведя болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.)

- А у нашей лисы простуда и сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Очень полезно будет попить отвар мать и мачехи и чабреца.)

- Вы обратили внимание какая бледная обезьяна? У нее нет сил. Что же делать? (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.)

- Я предлагаю вам напоить отварами лекарственных трав наших зверей и им будет намного легче.

- Молодцы, ребята!

- Вам понравилось сегодняшнее наше путешествие? Давайте вспомним о каких лекарственных растениях вы сегодня узнали? А у вас дома есть травы этих растений? В какое путешествие вы бы хотели отправиться в следующий раз?

Ответы детей. 

Дети советуют.

Дети отвечают.

Ответ детей.

Дети исполняют.

Ответы детей. 

Словесное поощрение.

Положительная оценка.

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность

Нам пора возвращаться в детский сад. Опять идем через ручей по мосту, пролезаем под веткой, перешагиваем через камни и идем по дороге в детский сад. Вот мы и на месте.

-Вправо, влево повернись –

В детей превратись!

- Ребята, вы сегодня все были большие молодцы. В память о нашем путешествии я хочу вам подарить вот такие медали путешественников, которые будут вам напоминать о сегодняшней нашей встрече.

- Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Лесное ассорти»

Дети выполняют движения.

Дети играют.

Волшебная палочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие в лес»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы. Тема: «Путешествие в лес»...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».

Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы с использованием технологии «синтез искусств».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»,  «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».  Виды детской деяте...

непосредственно - организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы «Подсолнухи» по образовательной области «познавательное развитие» на тему: «Лекарственные растения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Иршинская НОШ»         Конспект непосредственно - организованной образовательной деятел...

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы на тему: «Сложение. Знак действия»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности –«Сложение. Знак действия»Цель –Формирование умения составлять и решать примеры на сложение.Программные за...