ООД по познавательному развитию "Фронтовое письмо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
ООД с детьми старшей и подготовительной группы
Тема: «Фронтовое письмо»
Цель: Воспитание у детей патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
- Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).
- Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
- Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontovoe_pismo.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
ООД с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Тема: «Фронтовое письмо»
Автор-разработчик: Манич И.С.
Возрастная адресованность: 6-7 лет
Длительность занятия: 30 минут
Инновационные технологии:
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
- технология исследовательской деятельности
- технология музейной педагогики
Санкт - Петербург
2022 г.
Конспект
ООД с детьми подготовительной группы
Тема: «Фронтовое письмо»
Цель: Воспитание у детей патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
- Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).
- Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
- Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины
Предварительная работа:
выставка «Конверты»;
выставка, посвященная ВОВ,
папка-передвижка «Дети герои».
Подборка стихотворений о войне.
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт»,
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».
Необходимые материалы и инструменты:
Оборудование: панно «Река времени», конверты современные, письмо военных лет, фотографии военных лет.
Содержание совместной образовательной деятельности детей
1.Вводная часть.
Воспитатель: Я вчера получила письмо и очень ему обрадовалась. Это письмо от моей подруги, с которой я не виделась много лет.
И мне захотелось поговорить сегодня с вами о том, нужны ли нам письма?
Ответы детей: Нужны. Узнаем какая погода, какие события произошли, поздравление с праздниками и т.д
Воспитатель: Да, я согласна с вами, что люди пишут письма и сообщения родным, любимым и друзьям, когда хотят поделиться какой-то важной новостью, передать свои мысли и эмоции, поздравить с праздником или знаменательной датой. Новые послания необходимо как можно чаще писать тем, кто вам дорог. Они являются проявлением вашей заботы и любви, жестом внимания.
2. «Знакомство с рекой времени»
Воспитатель: Необходимость разговаривать у людей появилась в древности. Скажите, пожалуйста, а вы знаете, при помощи чего раньше общались люди? (выслушиваю предположения детей)
Ответы: рисовали, звуками, стучали друг другу
Воспитатель: А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.
Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (настоящее)
А как будет называться время о прошлых событиях? (прошлое)
Воспитатель: Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? Ответы: время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.
Воспитатель: Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Ребята вы любите путешествовать? Как вы любите это делать?
Воспитатель: А вы хотели бы отправиться в путешествие по реке времени?
Да, именно по реке. Оказывается, течет не только вода, но и время. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое, на несколько веков назад и побывать в гостях у наших предков. Садимся удобнее в наши скоростные лодки и в путь.
3. Исследовательская деятельность «Древность»
Воспитатель: И первая наша остановка называется «Древность». Наши предки не могли писать и читать, и приходилось им общаться при помощи рисунков. Вспомните, на чем они наносили свои первые рисунки?
Ответы детей: камни, стены пещер, шкуры зверей.
Показ иллюстрации рисунка на камне
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать самим написать письмо при помощи рисунков.
Например, изобразите на бумаге при помощи рисунка такую фразу "Я сегодня на охоте убил одного мамонта".
Дети выполняют творческое задание.
Воспитатель: Позднее информация передавалась дымом костров, ударами в барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов, которые заучивали текст наизусть и рассказывали его адресату.
Воспитатель: Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память(показ иллюстрации)
Воспитатель: Вспомните, на чем еще писали люди в древности?
Ответы детей: кора деревьев
Да, правильно, люди писали на глине, бересте, папирусе и т.д. Показ иллюстраций
4. Исследовательская деятельность «Старина»
Воспитатель:
Наша следующая остановка «Старина». Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких военных годах?
Ответы детей: бой, как люди нападают друг на друга, как стреляют из танков, страх
Физминутка на ковре
Воспитатель: Представим, что мы все с вами солдаты, а Даня наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять.
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем, как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре, мы пилоты.
Вниз-вверх, вниз-вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.
Воспитатель: Прошло уже 77 лет после победы нашей страны в войне. Я вам хочу показать фотографию своего дедушки. Он прошел через всю войну и вернулся домой живым (показ портрета)
А еще к портрету была прикреплена эта вещь.
Предлагается детям рассмотреть военное письмо-треугольник
Что это? Как вы думаете?
Ответы детей: послание из прошлого, военная бумага, древняя бумага, карта сокровищ
Для чего создана эта вещь?
Ответы детей: для сообщений, чтобы наводить страх
Исследуйте вещь:
Ответы детей: вещь треугольной формы, бумажная, мятая, старинная, подгорелая по краям, бежевого цвета с грязью, есть надпись непонятными буквами, порванная местами.
Кем, когда и для чего она использовалась?
Ответы детей: это пиратская карта сокровищ, ее использовал человек, который жил давно (старая бумага, такой сейчас нет), эта вещь с войны (порванная и подгорелая).
Если это вещь с войны, то для чего она?
Ответы детей: для сообщений, карта боя, это письмо
Как вы думаете, а где оно написано?
Ответы детей: после боя на камне, в танке, в землянке
Воспитатель: Как вы думаете, что за это письмо?
Ответы детей: жене, маме, детям, как воевали, как скучают
Воспитатель: Это ребята – фронтовое письмо, написанное солдатом и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.
Воспитатель: Какая форма у этого письма? Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Это были тяжелые времена, найти конверт было трудно. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты, на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках.
Воспитатель: Во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем может рассказать фронтовой треугольник?
Ответы детей: как найти родных, как проходил бой…
Воспитатель: Для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.
Воспитатель: А чтобы вы сказали в письме солдату?
(выслушиваем рассказы детей)
Воспитатель: Я думаю, такие письма понравились бы каждому солдату на фронте и поддержало их боевой дух! К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою защищая нашу Родину.
5. Продуктивная деятельность «Наше время»
Воспитатель: Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.
(пересаживаемся за столы)
Воспитатель: Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную сторону оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.
Воспитатель: И сегодня я предлагаю сложить такое письмо.
(дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя)
Воспитатель: Давайте украсим наши письма, как открытку для ветерана.
(дети украшают свои письма рисунками).
Воспитатель: Я вам предлагаю вам самостоятельно расположить на нашей " Реке времени" картинки. Надо их расположить так, чтобы каждая картинка оказалась в своем времени. Чтобы не запутаться, объединимся в три группы. Одна группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», другая, те картинки, которые относятся к «старине». А третья, то, что относится к нашему времени. Расположить картинки, нужно на ту остановку времени, где они возникли.
Воспитатель: Какая лента времени у нас получилась! Мне понравилось с вами путешествовать!
Я многое сегодня узнала. А что узнали вы? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени?
Воспитатель: Я предлагаю показать нашу ленту родителям и рассказать о том, какие раньше были письма у наших предков.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Я предлагаю назвать ее остановкой нашего будущего. И вы подумаете, какие письма будут в будущем.
Литература
1. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.
2. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
3. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
4. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6. Интернет ресурсы: http://kladraz.ru/blogs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фронтовое письмо - треугольник» проект.
Образовательный, информационно-практико-ориентированный проект посвященные 70 летию Победы в Великой Отечественной Войне....
Презентация " Фронтовые письма- треугольники"
Фронтовые письма – треугольники»Цель:развитие у дошкольников гражданской позиции,развитие патриотических чувств, любви к Родинеразвитие чувства благодарности за свое мирное детство перед в...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей средней группы «Фронтовые письма»
Цель: создать условия для развития физических качеств через использование нетрадиционного оборудования.Задачи:- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к прошлому;- дать представление о зн...
Проект "Фронтовые письма"
Среди дошкольных образовательных учреждений города прошел седьмой городской фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Маленький Всезнамус»....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) «Письма деду Морозу»
В конспекте решаются задачи и из области познавательное развитие, и из области художественно-эстетическое развитие....
Конспект занятия по математике с детьми 5-6 лет (в рамках НОД (образовательная область "Познавательное развитие")) Тема: "Письма Королевы Математики"
Задачи:1. Образовательные.Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учит...
ПРОЕКТ: «Познавательно-исследовательская деятельность: «Фронтовое письмо – треугольник моим землякам» с использованием технологии: «Путешествие по реке времени»
Аннотация проектаВеликая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было...