Конспект НОД по экологическому воспитанию «Поездка в лес к диким животным»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Вячеславовна Смишко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Северяночка»

 

imageгерб дс северяночка

 

 

 

«Поездка в лес к диким животным»

 Конспект НОД по экологическому воспитанию

группы среднего дошкольного  возраста «А»

 

 

 

Воспитатель:

____Смишко ОВ___

 

 

                                                                                                         г. Нижневартовск,  2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              «Путешествие  в лес к диким животным»

 

Цель: расширить знания детей о диких животных .

Образовательные задачи:

  • систематизировать представления детей о диких животных (их внешнем виде,  питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни);
  • закреплять представления о правильном поведении в лесу;
  • обогащать «читательский опыт» (опыт слушания) за счет малых фольклорных  форм (загадки, стихи);  
  •   стимулировать умение детей импровизировать и подражать повадкам животных под музыкальное сопровождение. 

Развивающие задачи:          

  • активизировать и обобщать словарь по теме «Дикие животные»;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику пальцев рук, мышление на материале описательных загадок;
  • воспитывать бережное, доброе отношение к животным, к природе;
  • развивать умение анализировать и обобщать;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность в работе с клеем;
  • воспитывать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе;
  •  вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».          

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зверей; отгадывание загадок, создание альбома на тему: «Дикие животные».

Оборудование: мягкие игрушки (белочка с бельчонком, зайчиха с зайчонком, лиса, ёжиха с ежонком, медведь), следы диких животных, геометрические фигуры для аппликации (разных цветов) для изготовления диких животных; ёлочка из картона с дуплом, ёлки искусственные, карточки к игре «Четвёртый лишний», круги Луллия,  аудиозапись песни «Голубой вагон», пение птиц, мультимедийное оборудование для показа слайдов с изображением жилища зверей, музыкальное сопровождение: «Звериная зарядка», подвижная игра «Лиса и зайцы».

Методы и приемы: рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация.

Взаимодействие с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.

Ход занятия:
1. Организационный момент:
Звучит музыка.
Воспитатель проводит психогимнастику: «Улыбка»
Воспитатель: Добро пожаловать! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Давайте улыбнёмся нашим гостям. Пожмите друг другу руки. Давайте дружно скажем всем «Здравствуйте!» Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку.
2. Основная часть:
Дети, как вы думаете, какое сейчас время года? (Весна). Какой месяц? Что происходит в природе весной?
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны
Видно очень тёплые ноги у весны.
И. Токмакова
Звучит музыка «Звуки весны»
Воспитатель: А слышите, дети, как поют птицы, звенит капель и бегут ручьи. И звучит волшебная музыка. Это в гости нас зовет весна. И приглашает нас в путешествие по весеннему лесу. Слышите, как звенит колокольчик и зовет нас в дорогу. Пойдемте искать весну?
Звучит музыка "Звуки колокольчика"
Воспитатель:Но будьте внимательны и осторожны. В лесу нас ждут приключения и встречи с его обитателями. Что происходит в жизни диких животных весной?(Пробуждаются, линяют, у них появляются детёныши).
Запомните, что мы в лесу гости, поэтому вести себя нужно хорошо, чтобы не напугать обитателей леса. В лес мы отправимся вот  на этом поезде. Внимание, внимание наш поезд отправляется в дальний путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

Ребята, вот и  остановка. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «Пение птиц».)   Мы приехали в лес.  

Правила поведения в лесу: напомним еще раз как нужно вести себя в лесу

Дети: Не шуметь, не говорить хором, не пугать животных, соблюдать тишину.

Сюрпризный момент:

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла письмо.  Давайте, я вам прочитаю его:

«Дорогие ребята, в моём лесу происходит какая-то путаница. Злой волшебник заколдовал всех животных, и они перепутали свои дома и не знают, как их найти! Животные не понимают, куда им идти, что им есть! Куда подевались их дети? Помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места. Я очень вас прошу! Идите по следам. Прежде, чем вы отправитесь, отгадайте мои загадки.

Старичок -Лесовичок».

 Воспитатель: Скажите, как называются животные, которые живут в лесу?

 Дети: Дикие животные.

 Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?

 Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

 Воспитатель: Перечислите этих животных.

Дети: Лиса, медведь, белка, волк, ёжик.

Прежде чем мы отправимся по лесу, отгадайте, пожалуйста, загадки.

Летомходитбездороги                                                                                              

Возлесосениберёз,                                                                                                     Азимойнспитберлоге                                                                                                                                     

От мороза прячет нос (медведь).

Хитрая плутовка,                                                                                                                                                          

Рыжая головка,                                                                                                                              

Хвост пушистый - краса

А зовут её…(лиса).

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

Летом серенький,                                                                                                          

Зимой беленький,                                                                                                              

Прыгает ловко,                                                                                                                                

Любит морковку (заяц)

На спине иголки                                                                                                                            

Длинные и колкие,                                                                                                                                    

А свернётся он в клубок,                                                                                                                              

Нет ни головы, ни ног (ёжик).

Как можно назвать всех этих животных?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами за собой ухаживают. Сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи-то следы ведут нас прямо в лес.

Как вы думаете, кто это прошёл?

Дети: Медведь.

Воспитатель:  А как называют дом медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

 Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

 Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

 Посмотрите на экран (дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем).

 Воспитатель: Вот так медведь спит в своей берлоге.

 Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

 Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

 Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге.

 Только весной проснется. Чем питается медведь?

Дети: Ягодами, грибами, мёдом.  

Воспитатель: Да…Медведь - большой сладкоежка, очень любит мед.

(Ребёнок рассказывает стихотворение про медвежонка):

Бурый, неуклюжий, ласковый малыш,

Ты зимой в берлоге очень крепко спишь.

А весна наступитс мамой в лес пойдёшь,

Полный рот малины сладкой наберёшь.

Воспитатель: Давайте поместим медведя в берлогу (сделана из модуля-цилиндра).

Пойдёмте дальше по лесу, по следам. Чьи это следы?

Дети: Беличьи.

 Ой, смотрите, а вот и белочка сидит со своим детёнышем, притаились за кустом.

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

 Дети: Дупло.

 Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

 Дети: Чтобы другие звери не достали.

 Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

 Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

 Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый.

Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Скажите, а белочка меняет свою шёрстку? На какую?

Дети: Да, меняет. С рыжей на серую.

Воспитатель: Белочка, наши дети приготовили для тебя  угощение орешки.

Воспитатель: Дальше идём по следам, чьи следы встретились нам на пути?

Дети: Лисьи.

Воспитатель: Посмотрите, кто это спрятался под ёлочкой?

Дети: Лиса.

Воспитатель: А лиса разве живёт под ёлкой?

Дети: Нет, лиса живёт в норке.

Воспитатель: Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

 Воспитатель: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

 Дети: Следы заметать.

  Стихотворение  (рассказывает ребёнок).

 Лиса по лесу ходила,

 Звонки песни выводила,

 Лиса лычки драла,

 Лиса лапти плела.

 Возле елочки прошла,

Шишки и иголочки

Лисичка та нашла.

Выбегает Лиса (в роли Лисы инструктор по физической культуре).

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

(Лиса прощается с детьми и убегает).

(Лисичку -мягкую игрушку - садят в норку).

Физминутка

Весенним днём, лесной  тропой,

Звери шли довольные к себе домой:

 За мамой медведицей шел ……

 Дети: Медвежонок.

За мамой зайчихой прыгал….

 Дети: Зайчонок.

 Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

 Дети: Лисенок.

 Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

 Дети: Бельчонок.

 Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….

А это кто сидит?

Дети: Ёжик с ежонком.

 Воспитатель: Расскажите, какой он?

 Дети: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Стихотворение про ежа: (рассказывает ребёнок).

-Что ж ты, Ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

-Знаешь, кто мои соседи?

-Лисы, белки и медведи!  

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

( Показ слайда ёжик в гнёздышке).

Воспитатель: Пойдёмте дальше по лесу по следам. Чьи это следы?

Дети: Заячьи.

А вот и зайчик со своим зайчонком. Ну почему-то они возле норки сидят. А какой у них домик?

 Дети: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

 Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель:  Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Весёлая зарядка (под музыку).

(Дети зайчиху с зайчонком помещают за кустик).

Воспитатель: Ребята, у кого из животных нет детёнышей?

Дети: У медведя и лисы.

Воспитатель: Как помочь медведю и лисичке?

Дети: Сделать медвежонка и лисёнка самим.

(Вместе с детьми воспитатель перемещается к столам, на которых разложены геометрические фигуры).

Воспитатель: Кто спрятался в этом коричневом овале?

 Добавьте  ушки и хвостик, расскажи нам, кто это?

(На столике лежат ушки и хвостики. Ребенок добавляет к кружочку ушки и хвостик, называет малыша и его маму.)

Пальчиковая гимнастика:

Стоит в поле теремок, теремок,    (Поднимают руки над головой.)                                  

Он не низок не высок.  (Приседают и поднимаются на носочки.)                                                    

На двери висит замок.   (Пальцы рук складывают в замок.)                                                

Кто его открыть бы смог?  (Делают движения запястьями вперёд – назад.)  

Потянули, потянули;

Постучали, постучали;

Покрутили, покрутили!

 

Приходит Старичок – Лесовичок (в роли Старичка – Лесовичка воспитатель):

Здравствуйте ребята! Да какие же вы все большие, да какие же вы все умные! Спасибо вам, что вы помогли навести порядок в моём лесу.

Старичок-Лесовичок: Вам понравилось путешествие?

Дети: Да!

Старичок-Лесовичок: Где вы сегодня побывали?

 Дети: В лесу.

Старичок-Лесовичок: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным.

Старичок-Лесовичок: Что мы хорошего сделали?

 Дети: Нашли дома каждому животному. Помогли найти детёнышей мамам.

Старичок-Лесовичок: Какие игры вам понравились?

Дети: «Пальчиковая игра», «Четвёртый лишний»,     й      

 Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.

(Звучит мелодия «Голубой вагон» и дети возвращаются в группу на поезде).

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КАК ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».

На занятии у детей  формируются  знания  об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах диких животных перед долгой зимой....

Итоговое занятие с детьми старшей группы по экологическому воспитанию «О том, как зимуют дикие животные»

Итоговое занятие с детьми старшей группыпо экологическому воспитанию«О том, как зимуют дикие животные»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дикие животные леса»

Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных. Задачи: -закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Закрепить понятие «дикие живот...

Конспект интегрированного занятия «Поездка в лес к диким животным» для детей средней группы

Интегрированное занятие "Поездка в лес к диким животным" разработано с целью расширения знаний детей средней группы о диких животных....

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Давайте сохраним животных и птиц».

Тема: «Давайте сохраним животных и птиц»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое разви...