Конспект интегрированного занятия «Поездка в лес к диким животным» для детей средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Охрименко Валентина Николаевна

Интегрированное занятие "Поездка в лес к диким животным" разработано с целью расширения знаний детей средней группы о диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_les_ohrimenko.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект интегрированного занятия

«Поездка в лес к диким животным»

для детей средней группы.

Разработчик:

Воспитатель

Охрименко Валентина Николаевна

П.г.т. Берёзово, ХМАО-Югра

2016

«Поездка в лес к диким животным»

Цель: расширить знания детей о диких животных.

Образовательные задачи:

  • систематизировать представления детей о диких животных (их внешнем виде,  питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни);
  • закреплять представления о правильном поведении в лесу;
  • обогащать «читательский опыт» (опыт слушания) за счет малых фольклорных  форм (загадки, стихи);  
  •   стимулировать умение детей импровизировать и подражать повадкам животных под музыкальное сопровождение. 

Развивающие задачи:          

  • активизировать и обобщать словарь по теме «Дикие животные»;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику пальцев рук, мышление на материале описательных загадок;
  • воспитывать бережное, доброе отношение к животным, к природе;
  • развивать умение анализировать и обобщать;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность в работе с клеем;
  • воспитывать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе;
  •  вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».          

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зверей; отгадывание загадок, создание альбома на тему: «Дикие животные».

Оборудование: мягкие игрушки (белочка с бельчонком, зайчиха с зайчонком, лиса, ёжиха с ежонком, медведь), следы диких животных, геометрические фигуры для аппликации (разных цветов) для изготовления диких животных; ёлочка из картона с дуплом, ёлки искусственные, карточки к игре «Четвёртый лишний», круги Луллия,  аудиозапись песни «Голубой вагон», пение птиц, мультимедийное оборудование для показа слайдов с изображением жилища зверей, музыкальное сопровождение: «Звериная зарядка», подвижная игра «Лиса и зайцы».

Методы и приемы: рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация.

Взаимодействие с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: А отправимся мы с вами на поезде (берутся друг за друга). Внимание, внимание наш поезд отправляется в дальний путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

Ребята, вот и  остановка. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «Пение птиц».)   Мы приехали в лес.  

А как нужно вести себя в лесу?  

Правила поведения в лесу:

Воспитатель: ребята, скажите, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не говорить хором, не пугать животных, соблюдать тишину.

Сюрпризный момент:

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла письмо.  Давайте, я вам прочитаю его:

«Дорогие ребята, в моём лесу происходит какая-то путаница. Злой волшебник заколдовал всех животных, и они перепутали свои дома и не знают, как их найти! Животные не понимают, куда им идти, что им есть! Куда подевались их дети? Помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места. Я очень вас прошу! Идите по следам. Прежде, чем вы отправитесь, отгадайте мои загадки.

Старичок -Лесовичок».

 Воспитатель: Скажите, как называются животные, которые живут в лесу?

 Дети: Дикие животные.

 Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?

 Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

 Воспитатель: Перечислите этих животных.

Дети: Лиса, медведь, белка, волк, ёжик.

Прежде чем мы отправимся в наше путешествие, отгадайте, пожалуйста, загадки.

Летом ходит без дороги                                                                                                                    

Возле сосен и берёз,                                                                                                                                    

А зимой он спит в берлоге                                                                                                                                      

От мороза прячет нос (медведь).

Хитрая плутовка,                                                                                                                                                          

Рыжая головка,                                                                                                                              

Хвост пушистый - краса

А зовут её…(лиса).

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

Летом серенький,                                                                                                          

Зимой беленький,                                                                                                              

Прыгает ловко,                                                                                                                                

Любит морковку (заяц)

На спине иголки                                                                                                                            

Длинные и колкие,                                                                                                                                    

А свернётся он в клубок,                                                                                                                              

Нет ни головы, ни ног (ёжик).

Как можно назвать всех этих животных?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами за собой ухаживают. Сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи-то следы ведут нас прямо в лес.

Как вы думаете, кто это прошёл?

Дети: Медведь.

Воспитатель:  Миша, почему же ты сидишь на пенёчке? А как называют дом медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

 Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

 Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

 Посмотрите на экран (дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем).

 Воспитатель: Вот так медведь спит в своей берлоге.

 Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

 Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

 Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге.

 Только весной проснется. Чем питается медведь?

Дети: Ягодами, грибами, мёдом.  

Воспитатель: Да…Медведь - большой сладкоежка, очень любит мед.

(Ребёнок рассказывает стихотворение про медвежонка):

Бурый, неуклюжий, ласковый малыш,

Ты зимой в берлоге очень крепко спишь.

А весна наступитс мамой в лес пойдёшь,

Полный рот малины сладкой наберёшь.

Воспитатель: Давайте поместим медведя в берлогу (сделана из модуля-цилиндра).

Пойдёмте дальше по лесу, по следам. Чьи это следы?

Дети: Беличьи.

 Ой, смотрите, а вот и белочка сидит со своим детёнышем, притаились за кустом.

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

 Дети: Дупло.

 Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

 Дети: Чтобы другие звери не достали.

 Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

 Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

 Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый.

Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Скажите, а белочка меняет свою шёрстку? На какую?

Дети: Да, меняет. С рыжей на серую.

Воспитатель: Белочка, наши дети приготовили для тебя танец: «Белочка».

( Показ слайда: белочка в дупле).

(Дети размещают белочку в дупло на дереве).

Воспитатель: Дальше идём по следам, чьи следы встретились нам на пути?

Дети: Лисьи.

Воспитатель: Посмотрите, кто это спрятался под ёлочкой?

Дети: Лиса.

Воспитатель: А лиса разве живёт под ёлкой?

Дети: Нет, лиса живёт в норке.

Воспитатель: Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

 Воспитатель: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

 Дети: Следы заметать.

  Стихотворение  (рассказывает ребёнок).

 Лиса по лесу ходила,

 Звонки песни выводила,

 Лиса лычки драла,

 Лиса лапти плела.

 Возле елочки прошла,

Шишки и иголочки

Лисичка та нашла.

Выбегает Лиса (в роли Лисы инструктор по физической культуре).

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

(Лиса прощается с детьми и убегает).

(Лисичку -мягкую игрушку - садят в норку).

Физминутка

Осенним днём, лесной  тропой,

Звери шли довольные к себе домой:

 За мамой медведицей шел ……

 Дети: Медвежонок.

За мамой зайчихой прыгал….

 Дети: Зайчонок.

 Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

 Дети: Лисенок.

 Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

 Дети: Бельчонок.

 Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….

А это кто сидит?

Дети: Ёжик с ежонком.

 Воспитатель: Расскажите, какой он?

 Дети: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Стихотворение про ежа: (рассказывает ребёнок).

-Что ж ты, Ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

-Знаешь, кто мои соседи?

-Лисы, белки и медведи!  

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

( Показ слайда ёжик в гнёздышке).

Воспитатель: Пойдёмте дальше по лесу по следам. Чьи это следы?

Дети: Заячьи.

А вот и зайчик со своим зайчонком. Ну почему-то они возле норки сидят. А какой у них домик?

 Дети: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

 Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель:  Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Весёлая зарядка (под музыку).

(Дети зайчиху с зайчонком помещают за кустик).

Воспитатель: Ребята, у кого из животных нет детёнышей?

Дети: У медведя и лисы.

Воспитатель: Как помочь медведю и лисичке?

Дети: Сделать медвежонка и лисёнка самим.

(Вместе с детьми воспитатель перемещается к столам, на которых разложены геометрические фигуры).

Воспитатель: Кто спрятался в этом коричневом овале?

 Добавьте  ушки и хвостик, расскажи нам, кто это?

(На столике лежат ушки и хвостики. Ребенок добавляет к кружочку ушки и хвостик, называет малыша и его маму.)

Пальчиковая гимнастика:

Стоит в поле теремок, теремок,    (Поднимают руки над головой.)                                  

Он не низок не высок.  (Приседают и поднимаются на носочки.)                                                    

На двери висит замок.   (Пальцы рук складывают в замок.)                                                

Кто его открыть бы смог?  (Делают движения запястьями вперёд – назад.)  

Потянули, потянули;

Постучали, постучали;

Покрутили, покрутили!

Слева – зайка, справа – мишка – (Поворачивают голову)                                 

Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны)                                   

Слева – ёжик, справа – белка  (Делают повороты головой.)                                      

Нажимайте на замок!  (Сжимают, разжимают запястья.)                                            

Зайка, мишка, ёжик, белка открывайте теремок. (Разводят руки в стороны).

Приходит Старичок – Лесовичок (в роли Старичка – Лесовичка воспитатель):

Здравствуйте ребята! Спасибо вам, что вы помогли навести порядок в моём лесу. Нашли каждому зверю свой домик, а каждой маме своего детёныша. Я очень благодарен вам за это и хочу вручить лесные подарки: орешки, грибочки.

Старичок-Лесовичок: Вам понравилось путешествие?

Дети: Да!

Старичок-Лесовичок: Где вы сегодня побывали?

 Дети: В лесу.

Старичок-Лесовичок: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным.

Старичок-Лесовичок: Что мы хорошего сделали?

 Дети: Нашли дома каждому животному. Помогли найти детёнышей мамам.

Старичок-Лесовичок: Какие игры вам понравились?

Дети: «Пальчиковая игра», «Четвёртый лишний», подвижная игра «Лиса и зайцы».

 Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.

(Звучит мелодия «Голубой вагон» и дети возвращаются в группу на поезде).

Использованная литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС. Под редакцией Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

2. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы»  ФГТ в ДОУ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015.

3. ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» средняя группа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград.

4. И.А. Помораева, В.А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. ФГОС. Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

5. О.А. Соломенникова. ФГОС. Ознакомление с природой в детском саду, средняя группа.

6. В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. ФГОС. Средняя группа.

7. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. Книга для чтения в детском саду. Москва, ОНИКС-ЛИТ.

8. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, при участии Л.Н. Елисеевой, Н.П. Бабуровой.  Книга для чтения в детском саду и дома. МОСКВА ОНИКС.

9. Л.Ю.Павлова. ФГТ. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 -7 лет с окружающим миром.

10. Г.П.Шалаева. Маленький гений «Название детёнышей и способы передвижения животных». СЛОВО-АСТ Москва.

11. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные». Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005.

12. Детская энциклопедия «Царство животных» Москва ОНИКС 21 век, 2000.

13. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2004.