Итоговое занятие с детьми старшей группы по экологическому воспитанию «О том, как зимуют дикие животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рахманова Гулия Рашидовна

Итоговое занятие с детьми старшей группы

по экологическому воспитанию

«О том, как зимуют дикие животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_f.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие с детьми старшей группы

по экологическому воспитанию

«О том, как зимуют дикие животные»

   Цель: 1. Расширять и углублять представление детей о зимовке диких животных (медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, пища).

           2. Учить отыскать причины изменений условий из обитания, устанавливать причинно – следственные связи. Развивать Доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать в трудных условиях.

Словарная работа: маскировка, затаились, дупло, сугроб.

Индивидуальная работа: Активизировать речевую активность, побуждать к ответу     Данила и Снежану.

Предварительная работа: Чтение «лесной газеты» В. Бианки; рассматривание книг Чарушина о животных, картин о зиме; дидактическая игра «Кто чем питается».

Демонстративный материал: 

  1. модель на защитные свойства диких животных в зимнее время;
  2. схемы на охрану жизни диких животных;
  3. создание в групповой комнате лесной поляны;
  4. дидактическая игра «Кто, чем питается».

Раздаточный материал: шарфики, рукавички

Структура занятия

        1ч. Подготовка к экскурсии

        2ч. Рассматривания, ответы детей на вопросы

        3ч. Работа с моделью, карточками

        4ч. Заключение

Ход занятия

  • Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, как зимуют дикие животные. А каких диких животных вы знаете? Хотите ли вы попасть в зимний лес?
  • Давайте закроем глаза, расслабимся и представим себе, что мы отправились в лес. (звучит музыка, дети выполняют упражнения на расслабление. Открывается занавес, дети открывают глаза, воспитатель предлагает надеть рукавички, шарфики и на лыжах «отправиться» по лесной поляне)
  • Ах, как замечательно в лесу! Что можно сказать о сегодняшнем дне? Какой замечательный воздух….
  • Ребята, посмотрите, здесь чьи – то следы. Кто оставил эти следы? Как можно назвать одним словом всех, кто оставил эти следы? А кто же здесь пробежал? Как вы узнали, что это заячьи (лисьи, волчьи) следы? В каком же направлении убежал заяц? Давайте попробуем пройти по его следам, сможем ли мы понять, куда он убежал. Как вы думаете, почему зайцы так запутывают свои следы? Всегда ли можно заметить зайцев в лесу? Почему? А что, всегда заяц бывает белым? (Нет, осенью на кустиках можно увидеть серые клочки шерсти, значит, он линяет, становится белым, а весной – белые, значит, его шерсть опять темнеет.)
  • Про какую особенность приспособления к зиме зайца сочинили загадку? Кто, ребята, помнит? (Зимой белый, летом серый).
  • Правильно. А кто ещё меняет шерсть? (Белки)
  • Какого цвета шерсть белки в зимнее время? Почему? (Серая, т.к. деревья зимой голые, без листьев. Сядет белка на серый ствол, вот её и не заметно.)
  • Самое необходимое чтобы шерсть белки была под цвет деревьев.
  • А где же её можно увидеть? Попробуем поискать. Почему мы не можем её увидеть? (Где – нибудь затаилась.)
  • Давайте присядем на пенёчки и немного отдохнём. А я вам загадаю загадку (логическая загадка).

«Каждый по-своему готовится к зиме. Непоседа – белка собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, а если найдет на земле грибок, сорвёт его и повесит сушить на дереве – зимой ей очень пригодиться. Целый день белка работает и просматривает на соседа – старого ежа, который к осени стал ленивым, неповоротливым, заберётся в сухие листья да дремлет. «Что – то ты, ёж совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет.» Рассмеялся ёж и что – то сказал белке, так тихо, что я не расслышала. Что же ёж сказал белке? А какие еще дикие животные, кроме ежа, впадают в зимнее время в спячку? (Ёж, медведь) А вы знаете, почему они себя так ведут? (Ёж питается летом насекомыми, а как только наступают холода, в природе всё меняется: деревья сбрасывают свои листья, насекомые прячутся в кору деревьев, в щели, в почву, поэтому ежу нечем питаться. И если бы не спячка эти животные бы вымерли. Так же как и еж приспосабливается и медведь к изменениям в природе. Вот почему на снегу зимой нельзя увидеть следы ежа и медведя.)

  • Ну что ж, давайте немного погуляем по лесной поляне. Может кто – нибудь увидит что – нибудь интересное.
  • Посмотрите, какой большой – большой сугроб возле дерева. Может ли здесь устроить свою берлогу медведю? Конечно может. А вы, ребята, не боитесь, что он проснётся? А разве он не просыпается? (Есть такие медведи, их ещё называют «шатунами», которые просыпаются зимой и бродят по лесу злые и голодные). Давайте-ка мы побыстрее отъедем от этого сугроба подальше. А кто знает загадки о медведе?
  • А это что за кормушка? (Кормушка с сеном) Для кого, ребята, поставили здесь сено? Как вы думаете, какие животные здесь бывают? Кто же позаботиться о них?
  • Ну что ж, думаю, что нам пора в детский сад. (стихотворение «До свидания лес» Сладкова)
  • Закроем глаза и представим, что мы в детском саду (упражнения на расслабление, дети садятся на стульчики).
  • Много зверей вы увидели в лесу? А знаете, почему? (Они затаились)
  • А сейчас я вам покажу модель одну. Что вы о ней можете сказать? (белая и темная полоса) Какую фигуру вы видите на ней? (фигура на тёмной полосе)
  • А теперь вы можете сказать, какая фигура наложена? Почему же вы сразу не смогли сказать какая фигура? (любая фигура становится незаметной, если её цвет совпадает с фоном, на котором она находится)
  • Представьте себе, глядя на эту модель, что полоса это поверхность земли (снег и земля), а треугольник – это заяц беляк. И его очень трудно заметить, т.к. цвет его шерсти и снега один.
  • А теперь какая здесь фигура? (движет по белой полосе туда и обратно) Почему же в этот раз быстрее вы заметили и назвали фигуру, ведь её цвет совпадает с фоном? (т.к. он двигается)
  • Фигура становится незаметной, если при совпадении цвета с фоном она ещё и неподвижна.

Так животные, которые меняют цвет окраски шерсти, становятся незаметными, когда перестают двигаться. Они замирают, «маскируются». Так зайцы и белки приспосабливаются и избегают опасности нападения на них (защищаться от врага).

А для некоторых диких животных такая маскировка нужна для добывания корма.

  • Знаете ли вы, чем питаются в зимнее время дикие животные? Ну что ж, тогда мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». К тому животному, который изображён на картине вы должны по моему слову подобрать соответствующий вид пищи.
  • А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. Переверните карточки с изображением пищи животных. Если голубой круг, значит правильно. О том, чем питается дикие животные вы знаете. Вспомните, ребята, когда мы были в лесу, мы видели кормушку с сеном и говорили о том, что это люди заботятся о диких животных. А теперь посмотрите на эти схемы и попробуйте рассказать, как ещё человек может заботиться о бесприютных и голодающих.
  • О чем же мы с вами беседовали? Кто что узнал нового о диких животных?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие с детьми старшей группы по математике "Незнайка"

Итоговое занятие с детьми старшей группыпо математике"Незнайка"...

Перспективный план работы с детьми старшей группы по экологическому воспитанию.

Перспективный план по экологическому воспитанию для работы с детьми старшей группы. Планирование на каждый месяц  с одним занятием в неделю....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по экологическому воспитанию.

Конспект совместной деятельности "Удивительные свойства воды"...

Итогового занятия с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по сказке «Маша и медведь ».

Итогового занятия с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по сказке «Маша и медведь »....

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Кто как готовится к зиме - дикие животные»

Конспект по развитию речи в старшей группена тему: «Кто как готовится к зиме - дикие животные»Цели: расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, в...