Экологический проект в средней группе «Эколята - дошколята».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Уряднова Валентина Михайловна

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_v_sredney_gruppe.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект в средней группе «Эколята - дошколята».

        Название проекта: «Эколята-дошколята»

        Руководитель проекта: воспитатель Уряднова Валентина Михайловна

       Срок реализации: краткосрочный проект (20.04.2022-27.04.2022)

        Участники проекта:

        - дети средней группы (4 - 5 лет);

        - воспитатель –      

  - родители воспитанников.

         Актуальность:

        В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

 

человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот

период закладывается позитивное отношение к природе, к

“рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным

содержанием экологического воспитания является формирования у

ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям

и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в

дошкольном детстве.  

 Проблема: В дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание

человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот

период закладывается позитивное отношение к природе, к

“рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным

содержанием экологического воспитания является формирования у

ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям

и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в

дошкольном детстве.  

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

        Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».

        Цель: - создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, повышения двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ;

содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.

        Задачи: - развитие у детей внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней, формирование у ребенка культуры природолюбия;

- осознание ребенком необходимости сохранения, охраны и спасения Природы родного края для выживания на земле самого человека;

- формирование понимания неразделимого единства человека и Природы, понимания общечеловеческой ценности Природы;

- развитие потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;

- знакомство со сказочными героями Эколятами – друзьями и защитниками Природы;

- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы

      - развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

        - способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).

        - развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Ожидаемый результат:
        - формирование основ экологической грамотности у детей;
        - воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
        - вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
        - развитие у детей коммуникативных навыков;
        - развитие творческих способностей.

Этапы реализации проекта

        

        1. Этап – Подготовительный

        Внедрение в проект образы сказочных героев  изучение и создание информационной базы,

 Подбор материала по проекту

   Оформление консультаций для родителей;

        2. Этап – Основной

        Формы работы

        Работа с детьми:

        Экологические беседы

         Познавательное чтение.

        Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

        Прослушивание музыкальных произведений.

        Изобразительная деятельность.

        Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.

        Работа с родителями:

        Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

        3. Этап – Заключительный этап

       Подведение итогов деятельности в рамках проекта  результаты мониторинга по экологическому воспитанию

 Презентация проекта.

        Продукт проекта: Создание в группе стендов (уголков) «Эколята – Дошколята» Квест –игра по экологии «Путешествие в лес с Эколятами».

Реализация проекта

        Работа с детьми:

        Беседы: «Берегите лес»,  «Поможем природе»,  «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа?», «Живая и неживая природа»,  «Почему воду нужно беречь?», «Растения помогают человеку жить»,  «Зимний лес и его обитатели»,», «Что такое «Красная книга».

        Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей»,  «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», «Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т.        Загадывание загадок:

        О природе.

О диких животных.

О птицах.

О домашних животных.

О деревьях и растениях.

        Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами», «Облака – белогривые лошадки».

        Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».

         Художественно-эстетическое развитие:

       Лепка

        - «Братья наши меньшие»

        - « Герои Эколят»

        - «Цветы»,

         Рисование гуашью и акварелью      

  - «Братья наши меньшие»

        - «Герои Эколят»

        -«На полянке»

        Аппликация / Конструирование

        -«Верба»

        - «Дикие животные»,

        - «Кормушки для птиц».

        

        Дидактические игры: 

        - «Домашние животные»

        - «Времена года»

        - «Третий лишний» (птицы)

        - «Что где растет?»

        - «Доскажи словечко» 

        - «Природа и человек»

         - «Когда это бывает?»

        Подвижные и малоподвижные игры:

- «Лиса и зайцы».

- «Эстафета «Собери мусор».

- «Пустое место»

- «Узнай по голосу»

«У медведя во бору...».

Спортивные соревнования Эколят (на призы Эколят). Старты Эколят, спортивные игровые программы Эколят, турниры Эколят(на улице).

Сюжетно - ролевые игры:

- «На даче»,

- «Поливаю огород»,

- «Засолка на зиму».

Музыкальная деятельность:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»,

А. Вивальди «Времена года»,

Просмотр мультфильмов: 

Фиксики, серия  «Чему учит экология», «Мальчик и Земля»,

Смешарики, серия «Маленькое, большое море»,  «Мусор».

Работа с родителями:

        Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

        Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

        Совместное творчество детей и родителей.

        Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Чувашской Республики».

        

        

Список используемых источников

        1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-Пресс», 2008

        2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017

        3. Николаева  С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013

        4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

        5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

6. Интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для средней группы "Эколята - дошколята"

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, под ним понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания- форм...

Экологический проект в старшей группе «Эколята-дошколята»

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение ...

Долгосрочный экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

Долгосрочный экологический проект «Эколята – дошколята друзья и защитники природы» Актуальность проекта: В современном мире проблемы экологического воспитания стали оч...

Экологический проект в подготовительной группе «Эколята-Дошколята»

Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.Сроки реализации проекта:с 1 сентября 2021г. по 31 мая 2022г.Участники проекта:дети, педагоги, родители.Образовательные области:коммуникати...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»...

Экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята – защитники природы».

Формирование системы экологических представлений  о природе у детей, создание условий для формирования  элементов экологической культуры...