планета -Земля!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Павлова Ксения Михайловна

Цель: Формировать у детей представления о многообразии Земли, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Программное содержание:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_zemlya.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №94 "Соенеч"

Конспект занятия

по ознакомлению окружающего мира -  в средней группе

«Планета Земля»

                               тема: «Планета Земля»

Цель: Формировать у детей представления о многообразии Земли, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Программное содержание:

задачи: Образовательные:

- Формировать у детей умение взаимодействовать с окружающим миром;

- Формировать умение группировать животных по названым признакам;

- Закрепляет знания детей о правилах поведения в природе;

- Формировать представления о приспособленности растений к сред обитания;

Развивающие:

 - Развивать интерес к миру природы;

- Развивать умение отражать полученные впечатления в речи;

    Воспитывающие:

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Словарная работа: планета, природа, растения, животные, насекомые,

птицы, рыбы, человек, домашние животные, лесные животные, животные

жарких стран, животные севера, фильтр, фильтровать.

Оборудование занятия: экран, ноутбук, презентация со слайдами, музыкальный центр, музыкальные произведения (звуки леса, «космическая музыка», музыка для релаксации), декорации деревьев, ткань голубого цвета для  имитации речки,  бросовый материал, мешки для мусора, корзина для мусора, оборудование для экспериментирования (по 2 стакана на каждого ребенка – пустой стакан и стакан с «грязной» водой, воронки, ватномарлевые фильтры), клей - карандаш по количеству детей, плакат с иллюстрацией планеты Земля, вырезанные изображения животных и растений, дымящихся заводов, костров, бытового мусора.

Демонстрационный материал:  

Раздаточный материал: по 2 стакана, воронка, фильтр, клей, мешки для мусора, перчатки, вырезанные заготовки животных и т.д.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: Подготовить презентацию, плакат с иллюстрацией  планета Земля.

Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуальная)  участие средней группы в экологическом проекте «Земля – наш общий дом!»

Индивидуальная работа с детьми на ООД (какая? С кем? в какой части занятия)  Вовлекать малоподвижных детей в процесс занятия.

Структура занятия и методические приемы:

Вводная часть

1. Создание проблемной игровой ситуации.

2. Основная часть.

- Организационный момент;

- Создание проблемной ситуации;

-

3. Заключительная часть.

- Подведение итогов.

Методы и приемы: показ, беседа, объяснение.

Ход занятия:

Звучит музыка

Дети под музыку входят в группу и приветствуют гостей.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте

поздороваемся и подарим им свои улыбки.

Организационный момент.

Слайд1(Детский сад)

Воспитатель предлагает детям игру на эмоциональное разыгрывание.

Воспитатель: А теперь давайте подарим улыбки друг другу:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас

сегодня в космическое путешествие. А на чём мы отправимся в космическое

путешествие?

Ответы детей

Воспитатель: Сначала нам нужно надеть скафандры: надеваем скафандр на

правую ногу, затем - на левую ногу, надеваем правый рукав, потом - левый.

Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем. Занимаем свое космическое

кресло, пристегиваем ремни.

Дети садятся на стульчики, звучит космическая музыка

Воспитатель: И так, приготовились! Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск!

Внимание! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше

становятся деревья, дома и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг,

будьте внимательны, что это?

Слайд 2(Планета Земля)

Воспитатель:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад и стар,

Что она — большущий шар.

Что это за шар, который мы видим из Космоса?

Ответы детей (планета Земля)

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о планете Земля, которое

подготовила для нас Таися.

 Планета голубая,

 Любимая, родная,

 Она твоя, она моя,

 И называется Земля.

Воспитатель: А почему Земля – это твоя, моя или точнее наша планета?

Ответы детей (Потому что мы живём на этой планете)

Воспитатель: А на других планетах существует жизнь?

Ответы детей (нет)

Воспитатель:  только на нашей планете существует жизнь.

Воспитатель: А кто живёт на планете Земля?

Ответы детей (растения, насекомые, рыбы, птицы, звери и люди, т.е. мы с

вами)

Воспитатель: Мы с вами живем в доме со стенами, потолком и полом – это

наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего обычного

дома, то попадаем в другой мир. Это мир природы. Ребята, что можно назвать нашим общим домом?

Ответы детей (Планета Земля)

Воспитатель: Вы правы, Земля – это общий чудесный дом для всех людей,

для всех зверей, птиц, рыб, насекомых и растений.

Воспитатель: Посмотрите, сколько всего замечательного на Земле!

Слайд 3 (показ серии слайдов о многообразии жизни на Земле)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете обитателей планеты

Земля. Мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом». Я буду называть

различных животных или растения, а вы мне будете называть общее слово,

которое обозначает группу, к которой они относятся.

Дети встают в круг и воспитатель проводит игру, кидая каждому ребенку

мяч

1) Кошка, собака, корова, лошадь (Домашние животные)

2) Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые)

3) Берёза, клён, ель, липа (Деревья)

4) Окунь, акула, щука, скат (Рыбы)

5) Жираф, бегемот, лев, зебра (Африканские животные)

6) Василёк, ромашка, одуванчик, колокольчик (Цветы)

7) Синица, воробей, снегирь, ворона (Птицы)

8) Белка, волк , лиса, медведь (Лесные животные)

9) Тюлень, морж, белый медведь, северный олень (Животные севера)

10) Женщина, мужчина, девочка, мальчик (люди)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нашу планету поближе, всё ли в

порядке у нашей планеты?

Слайд 4 (грустная планета)

Ответы детей (Земля грустная, она плачет)

Воспитатель: Скажите мне, а когда вы плачете?

Ответы детей

Воспитатель: Земля живая, и как всё живое, она может заболевать. А болеет

Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар.

Земля просит нас о помощи. Хотите помочь своей планете?

Ответы детей (Хотим)

Воспитатель: В одном лесу нашей планеты случилась беда. Нам нужно

срочно возвратиться из нашего космического путешествия обратно на землю

и отправиться туда, посмотреть, что же произошло и постараться помочь.

Физкультминутка (дети встают в рассыпную)

Звучит волшебная музыка

Воспитатель: Повторяйте за мной:

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как листочки покружиться.

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с Вами в лес!

Слайд 5 (Лес)

Стоят декорации деревьев. Под деревом имитация речки (ткань). На ткани

разбросан различный мусор. Сидит девочка, и «плачет».

Звучит музыка леса

Воспитатель: Слышите, кто – то плачет.

Подходят к девочке.

Воспитатель: Что случилось девочка, почему ты плачешь?

Девочка: На моем берегу отдыхали люди . Они весь мусор побросали в воду.

Вода стала очень грязной, и погибло много рыбок!

Воспитатель: Не печалься, реченька, твоей беде мы поможем. Ребята, что

нужно сделать с мусором?

Ответы детей (собрать в пакеты и выбросить в мусорный контейнер)

Игра «Очистим планету от мусора»

Все дети с целлофановыми пакетами убирают оставшийся на поляне

«мусор», и складывают в одно место (корзину для мусора).

Воспитатель: Девочка, посмотри, мы весь мусор убрали.

Речка: Спасибо вам большое.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем очистить воду, чтобы

рыбы опять смогли в ней жить?

Ответы детей (мы можем её очистить с помощью фильтра)

Воспитатель: Девочка, наши ребята умеют фильтровать воду. С помощью чего фильтруют или очищают воду?

Ответы детей (с помощью фильтра)

Проводится опыт «Очистка воды» (воспитатель объясняет и показывает)

Опыт «Очистка воды»

Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами в стаканах вода.

Через стенки стаканов видно, что вода грязная?

Ответы детей (да)

Воспитатель: Мы займемся тем, что постараемся очистить воду. Первое, что

мы сделаем, это смастерим фильтры. Посмотрите, как работает фильтр.

Слайд 6 (Фильтр воды)

Воспитатель: Фильтр пропустит только воду, а, частицы грязи останутся. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя.

Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду в воронку с фильтром.

Сначала воспитатель, затем дети проводят опыт

Воспитатель: Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище?

Ответы детей (да)

Воспитатель: девочка, посмотри, мы очистили  воду, и теперь ты снова

можешь радостно журчать,  в воде снова будут плескаться рыбы!

Воспитатель: Ребята, а мы сможем прожить без воды?

Ответы детей

Воспитатель: Почему?

Ответы детей (чтобы пить, это дом для рыб и других обитателей рек и

морей)

Воспитатель: Без воды немыслимо существование всех живых организмов,

ведь нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Без

воды жизнь погибнет. Человек, например, может прожить без воды только 7

дней.

Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде, которое подготовила для

Нам Яна:

Хочу, чтобы вода в речке стала чистой!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда!

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная, прозрачная вода!

Девочка благодарит детей и убегает

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лесу. А в лесу много растений.

Какие растения вы знаете?

Ответы детей (травы, деревья, кустарники, цветы)

Воспитатель: А зачем нужны растения?

Ответы детей (они лечат, очищают воздух, используются в пищу, просто

для красоты)

Воспитатель: Да, главная работа растений – это очистка воздуха. Воздух,

словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли,

что без воздуха нет жизни. Давайте проведем еще один опыт: попробуем

закрыть рот и нос. Сколько времени мы сможем не дышать?

Опыт «Воздух необходим для жизни»

Ответы детей (очень мало)

Воспитатель: Человек может жить долго без пищи, немного без воды, а без

воздуха он может прожить очень мало - лишь несколько минут. В чем мы

сейчас и убедились. Всё живое на Земле не только нуждается в воде, но и

дышит. Дышат растения, рыбы, животные и, конечно, человек.

Воспитатель: - Что же мешает воздуху быть чистым, что отравляет воздух на нашей планете?

Ответы детей (заводы, дым, машины, газ, вырубка деревьев)

Показ слайдов 7 (серия слайдов о загрязнении воздуха и вырубке лесов)

Воспитатель: Заводы, дым, выхлопной газ от машин, вырубка деревьев –

все это отравляет воздух на нашей планете. Как же мы можем помочь нашей

планете, что нужно делать, чтобы на планете было как можно больше чистого воздуха?

Ответы детей (нам нужно как можно больше сажать деревьев, кустарников,

цветов и беречь те, что уже растут)

Физкультминутка «Деревья» Звучит музыка

Воспитатель: Сейчас я вас заколдую, и вы тоже станете деревьями. И

попробуете очистить воздух в этом лесу. Расставьте ноги на ширине плеч,

представьте, что это ваши корни. Чувствуете, как они крепко держат вас в

земле? Поднимите свои веточки-ручки и пошевелите листочками-пальцами.

А теперь помашите веточками-ручками. Слышите, какой ветер поднялся?

замечательные деревья выросли в нашем лесу. Но пора опять превращаться в

людей.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли помочь нашей планете, мы

убрали мусор, очистили воду, очистили воздух, превратившись в деревья, и

наша планета снова улыбается.

Слайд 8 (Улыбающаяся планета)

Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы наша планета - Земля стала ещё

прекраснее?

Ответы детей (да)

Воспитатель: Тогда давайте её вместе украсим: подарим ей ещё больше птиц, насекомых, деревьев, цветов, зверей, рыб. И планета нам будет благодарна.

Воспитатель: Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и окажемся в саду:

Звучит волшебная музыка

Снова мы глаза закроем,

Руки вытянем вперед,

Как листочки закружимся,

И в саду все очутимся.

Слайд 9 (планета Земля с её обитателями)

Коллективная аппликация «Земля – наш общий дом»

Воспитатель: Подойдите к столу. Здесь для вас уже приготовлена

иллюстрация с изображением планеты Земля и силуэты всего живого, что

есть на планете, здесь и цветы и деревья, и животные и птицы и насекомые и

рыбы – всё то, что радует нашу планету, но есть здесь и силуэты заводов с

дымящимися трубами, костров, мусора – того, от чего наша планета

расстраивается, и даже болеет. Также у вас есть клей – карандаш. Сейчас вы

подойдете к столу и сделаете аппликацию. На изображение планеты Земля вы наклеите только то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии (цветы,

грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр.) что радует планету, а то, что

заставляет её огорчаться – оставите. Будьте внимательны.

Звучит спокойная музыка и дети приступают к работе.

В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей,

подсказывает, как лучше расположить детали на аппликации.

После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает показать

получившуюся работу гостям и рассказать им, что у них получилось.

Воспитатель: Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки

и леса — все, что окружает нас. Мы должны стараться постигать тайны

природы. Давайте лучше узнаем окружающий мир, а, узнав — понастоящему полюбим его, а полюбив — будем беречь.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями и вернемся в группу.

Дети прощаются с гостями и выходят под песню «Расцветай, моя Земля!»

После занятия дети вместе с воспитателем размещают свой плакат в

группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".

С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека  на окружающую природу....

«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)

Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление...

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...