Экскурсия "Ранняя весна"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Серенко Светлана Ивановна

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия   «Ранняя весна»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить их.

Задачи:

Образовательная: расширение представлений о весенних изменениях в природе: таяние снега, появление сосулек, изменение продолжительности дня и ночи.

Развивающая: развитие умений различать и называть хвойные и лиственные деревья, различать сосновые и еловые шишки; развитие представлений детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к жизни леса весной, культуры поведения в лесу весной.

Материалы: картинка с изображением признаков ранней весны , картинка грача, игрушка птица-веснянка, еловые и сосновые шишки, 4 корзинки.

Приемы: художественное слово, беседа, наглядность, экскурсия, игра.

Ход прогулки:

Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:

Красавица-девица идёт,

Ярко солнышко ведёт,

А старушка-холодушка

Перед нею пятится,

В глушь лесную прячется.

                                 (Весна)

- О какой весенней примете вы узнали из загадки?

Воспитатель читает стихи В. Берестова “Песенка весенних минут”.

Что ни сутки,

По минутке,

День длинней,

Короче ночь.

Потихоньку,

Полегоньку,

Прогоняем зиму

Прочь.

Воспитатель: -А какую еще примету весны вы услышали?

Дети: дни становятся длиннее, а ночи – короче.

Воспитатель: - С чего же начинается приближение весны? (Начнет ярче светить солнышко.)

Какое оно? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).
Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом.

- А что же стало со снегом? (Снег стал таять).

-Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый, холодный).

-Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).

-Ребята, а снег, который лежал на крыше, при таянии во что превращается? (в сосульки)

Упражнение с движениями “Сосулька”.

Вниз головой висит сосулька.

(руки опускаем вниз)

От солнца насморк у неё.

(трогаем нос)

То от тепла она заплачет,

(собираем “слёзы” в ладонь)

То платьице ушьёт своё.

(проводим руками по талии вниз

и горизонтально “отрезаем длину”)

Придёт мороз и закалит.

(дрожим)

Немного за ночь подрастёт,

(руки вытягиваем вверх, встаём на носочки)

Окрепнет телом, потолстеет,

(обхватываем себя руками)

Тяжёлой станет – упадёт.

(приседаем)

Воспитатель: что надо делать, чтобы обезопасить себя, чтобы сосульки не нанесли нам вреда?

Дети: не ходить под крышами домов, там, где висят сосульки.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а весна сейчас какая, ранняя или поздняя? (ранняя)

-А как называется первый весенний месяц? (март)

Март – переходное время. Морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, появляются первые проталинки. Прощай, зима! Правду говорят: “Как зима ни злится, всё равно весне покорится”. Никогда не увидишь такого голубого неба, как бывает весной. Идёт весна, и ведёт за собой пернатых друзей.

-Какие птицы первыми прилетают в наши края? (Грачи). Давайте и мы с вами пройдем сейчас в лес и посмотрим, не прилетели ли к нам первые птицы.

Вот и первое дерево нашего леса. Как оно называется? (сосна) Посмотрите, а вот и птица сидит, как она называется (картинка). (грач) “Грач на горе – весна во дворе” – указывает народная примета.

Идет весна по улице, звенит сосульками звонкими (динь-динь-динь)

Капает капелью (кап-кап-кап)

Ручейком в канавке (жур-жур-жур)

Травкой у порожка (шух-шух-шух)

Птичкою на ветке (чив-чив-чив)

Ребята, а я слышу, действительно, птичка запела. Давайте посмотрим, кто же это (синичка на  дереве)

Посмотрите, как много разных деревьев у нас в лесу. Вы знаете, как они называются?

-А какие сейчас деревья?

-А я вижу несколько зеленых деревьев, как они называются одним словом?

-А какие хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются?

Пойдемте, рассмотрим с вами поближе ель.

Ой, ребята. Посмотрите, ветер-проказник разбросал все шишки на полянке, нам нужно навести порядок, поможете.

Труд-игра: собери еловые и сосновые шишки.

(делимся на 2 команды, одни собирают еловые шишки, другие – сосновые)

Птица: Молодцы, как чисто у нас стало! Теперь можно и поиграть.

Воспитатель: Давайте, мы с вами поиграем в интересную игру.

Хороводная игра:

Горошина

Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

(петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками)

Он горошину нашел,

(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)

А горошина упала

Покатилась и пропала

(петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)

Ох, ох, ох, ох!

Где - то вырастет горох?

(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)

Птица: Молодцы, ребята, замечательно играете.

Воспитатель: А давайте построим снеговика, пока снег еще не весь растаял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...