Проект "Вот подсолнух, Вот горох, огород у нас не плох!
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Мария Евгеньевна

Проект для детей старшего и подготовительного возраста. В процессе реализации дети обогатят свои знания в области строения растений, производства овощей, жизненном цикле растений. Проект объемный, потребует для реализации довольно длительной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_podsolnuh_vot_goroh_ogorod_u_nas_ne_ploh.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Вот подсолнух, вот горох, огород у нас не плох!»

Воспитатель: Евдокимова М.Е.

Тип проекта: Информационно - экологический

Вид проекта: среднесрочный (1,5-2 месяца)

Участники проекта: воспитанники старшей группы (возраст 5-6 лет), воспитатель, родители

Актуальность проекта: дети старшего дошкольного возраста поглощают информацию с невероятной скоростью и в невероятных объемах. Возраст 5-6 лет характеризуется резким скачком в физическом развитии и активным развитием личности. Дети активно осваиваю социальные отношения, учатся самостоятельно распределять роли, планировать реализацию игрового замысла, подбирать реквизит. Продолжает развиваться образное мышление, активно формируется и совершенствуется речь. Усложняются и детализируются сюжеты рисунков и конструктивной деятельности. Восприятие характеризуется анализом сложных форм, совершенствуются навыки обобщения, формируются и активно развиваются навыки словесно-логического мышления.  Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Таким образом старшие дошкольники способны к длительному наблюдению за изменениями разнообразных объектов, обобщению полученной информации, формулированию выводов, на основе выполненных наблюдений.

Наблюдение за объектами живой природы одно из самых увлекательных и познавательных занятий. Наблюдение за развитием и жизненным циклом растений, кроме того, еще и доступно технически. Несмотря на кажущуюся простоту замысла, такой проект раскроет перед детьми многие тайны живой природы. Позволит им понять, как из неприметного зернышка вырастает огромный подсолнух, на месте цветка появляется плод. Увидеть, насколько разнообразен и удивителен растительный мир, какие есть у растений хитрости, чтобы вырасти и дать плоды, кто им в этом помогает, а кто мешает.

Для современных детей, проживающих в крупных городах, так называемых «каменных джунглях», такой проект может стать самым настоящим окном в мир природы. И позволит увидеть то, что скрыто от их пытливого ума. Ведь овощи, фрукты, ягоды растут не на полках магазинов, а попадают туда благодаря труду многих людей.

В процессе реализации проекта дети получают ответы на многие сопутствующие вопросы. Например, о профессиях в растениеводстве, сельскохозяйственной технике, начальных понятиях селекции растений, разумном природопользовании. Формируется грамотное экологическое мышление, бережное отношение к природе и ее ресурсам.

Интеграция образовательных областей: в условиях реализации проекта происходит активное развитие детей в нескольких образовательных областях. Ведущую позицию занимает познавательное развитие. По замыслу проекта дети занимаются сбором и анализом информации на всех этапах реализации, ведется активное наблюдение за объектами с фиксацией изменений. Дошкольники учатся вести дневник наблюдений, анализировать полученную информацию и делать выводы. Особое внимание уделяется развитию когнитивных способностей, без них невозможно осуществить работу по сбору данных, и описанию объектов наблюдения.

Значительное расширение кругозора ожидает детей в части ознакомления с окружающим миром. Будут подробно рассмотрены представители растительного мира, особенности их строения, жизненного цикла, польза растений (дикорастущих и культурных) для человека. Значительное место в реализации проекта также занимает знакомство с социальным окружением. Ощутимо   расширяются и обогащаются знания о профессиях в области сельского хозяйства.

Формирование элементарных математических представлений происходит на практике. Непосредственно при работе над проектом дети совершенствуют свои навыки ориентировки в пространстве, количественном счете, обучаются устанавливать размерные соотношений (сравнивать объекты по величине, цвету, форме), выделять части объектов, ориентироваться во времени суток.

Ни один проект не обходится без активного взаимодействия между его участниками, и это общение невозможно без активного развития речи (диалогической и монологической), пополнения словарного запаса. В рамках проекта воспитанники учатся аргументировать свое мнение, формулировать выводы, составлять описательные рассказы по образцу.

 Проект предусматривает большой объем работ, которые затруднительно выполнить в одиночку, следовательно, активно будут развиваться навыки коммуникации между участниками проекта. Будут созданы предпосылки для развития навыков сотрудничества. Предварительного планирования и распределения работ с учетом наиболее сильных навыков каждого участника. Достаточно длительный срок реализации проекта предусматривает развитие навыков целенаправленности и саморегуляции (необходимость длительного и регулярного ухода за растениями, самостоятельной фиксации данных, и т.д.)

Не остается без внимания и художественно-эстетическое развитие дошкольников. Свои знания о строении растений они смогут закрепить, выполняя работы в различных техниках: рисунки, аппликация, лепка. Прикладное творчество во всем его разнообразии позволит создать разнообразные модели растений, сформировать и оформить гербарий с образцами, которые очень пригодятся для занятий зимой.

Цели проекта:

  • Пробудить устойчивый интерес к исследовательской деятельности
  • Заложить основы грамотного экологического мышления и бережного отношения к природным ресурсам и труду человека
  • Сформировать представление о жизненном цикле растений, их строении и особенностях развития

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного мира на примере основных огородных культур
  • Познакомить детей с потребностями растений (солнце, почва, вода, тепло)
  • Освоить на практике базовые приемы ухода за растениями
  • Изучить особые приспособления некоторых растений для более успешного выживания и размножения
  • Изучить основные профессии в растениеводстве, их функционал и базовые атрибуты.
  • Стимулировать интерес к исследовательской деятельности
  • Сформировать навык фиксации результатов наблюдения за объектами разнообразными способами (зарисовка, фотографирование, схемы)
  •  Поощрять работу в команде, самостоятельное распределение работ, планирование реализации этапов проекта.
  • Стимулировать детей к поиску и анализу информации, обобщению результатов наблюдений и формулированию выводов.

Планируемые результаты:

  • Формирование настойчивости и целеустремленности в достижении конечного результата
  • Совершенствование навыков работы с информацией
  • Умение аргументировать свою точку зрения и обосновывать выводы
  • Активный интерес к исследовательской деятельности
  • Добросовестное отношение к выполнению обязанностей
  • Формирование навыков продуктивной работы в коллективе
  • Сформированные представления о жизненном цикле, строении и разнообразии растений.
  • Сформированное представление о значении природных факторов (вода, солнце, воздух) на развитие растений
  • Обогащение активного словаря по теме проекта
  • Устойчивый интерес к фиксации результатов исследования с использованием разнообразных прикладных техник.

Итоговое мероприятие:

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап 

  • Информирование воспитанников и их родителей о предстоящем проекте
  • Опрос родителей о возможностях поддержки проекта
  •  Наблюдение за детьми, выяснение уровня знаний по теме проекта
  • Подбор необходимых наглядных материалов, дидактических игр, материалов для поделок.
  • Подготовка презентаций (в соответствии с планом мероприятий)
  • Подготовка списка рекомендованной литературы, документальных и образовательных фильмов для просмотра и изучения в кругу семьи
  • Составление списка необходимых растений (желательно минимум по 2 сорта с разными характеристиками)
  • Приобретение семян (возможно, с помощью, увлеченных садоводством и огородничеством, родителей)
  • Предварительная подготовка участков под посадку (с участием детей и возможно, родителей)
  • Подготовка необходимого инвентаря

Основной этап реализации проекта занимает от 1.5 до 2 месяцев, и в значительной мере зависит от климатических и погодных условий региона, в котором реализуется, поэтому не указаны точные даты тех или иных мероприятий. Каждый педагог может самостоятельно регулировать порядок большинства мероприятий и их количество. В качестве примера ниже приведен примерный перечень мероприятий.

Мероприятие

Содержание

Результат

1

НОД (познавательное развитие) «Удивительные растения»

Просмотр презентации об удивительных и уникальных растениях, ознакомление со строением растений. Разнообразием растительного мира, рассматривание образцов семян различных культур, беседа о потребностях растений и их пользе для человека и животных

Осознание невероятного многообразия растительного мира, усвоение знаний о строении растений. Их особенностях, потребностях. Пользе, которую они приносят людям.

2

Подготовка места для огорода

Определение на участке наиболее удачного места для высадки растений в рамках проекта. С учетом необходимых факторов: качества почвы, освещенности, доступности для ухода и полива. Обработка почвы и ее подготовка для посадки.

Расширение кругозора по теме проекта. Получение навыков по обработке и подготовке почвы к посадке растений, овладение практическими навыками (рыхление, перекопка, оценка влажности почвы). Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, планирования работ, и распределения обязанностей.

3

НОД (развитие речи) «Посевная страда»

Ознакомление детей с этапами производства растительной продукции с помощью наглядного материала (плакаты, фотографии) и образцах устного народного творчества: пословицы и поговорки. Обсуждение полученной информации, пояснение значения новых слов.

Расширение и обогащение словарного запаса по теме. Формирование и расширение знаний о профессиях в сельском хозяйстве. Пробуждение уважительного отношения к труженикам села и продуктам их труда. Формирования понимания значения пословиц и поговорок.

4

НОД (познавательное развитие/развитие речи) «Тайна семечки»

Просмотр видеоролика о прорастании семян, развитии растений. Рассматривание различных семян (в упаковке и без). Закладка семян на проращивание. Посев на рассаду

Побуждение интереса к исследовательской деятельности, совершенствование навыка сравнения/сортировки по нескольким признакам. Обогащение сенсорного опыта. Формирование навыка составления описательного рассказа по образцу.

5

Альбом «Удивительные превращения»

Создание альбома с образцами семян и иллюстрациями (выполнены детьми с помощью педагога) этапов прорастания семян. Иллюстрации могут быть выполнены в различных техниках (зарисовка, схема, фото и т.д.)

Развитие коммуникативных навыков, умения работать сообща над одним делом. Совершенствование навыков фиксации результатов наблюдений различными методами. Развитие умений передавать изображение растений разными изобразительными средствами, соблюдая максимальное сходство.

6

Наблюдение за прорастанием различных семян

Закладка семян различных культур на проращивание (в контейнеры, на салфетки. Поролоновые губки). Наблюдение за происходящими изменениями, фиксация их в альбомы (см. п. 5).

Формирование устойчивых представлений и понимания процессов, происходящих с семенем на стадии прорастания. Закрепление знаний о строении семян, их видах, частях проростка.

6

Эксперимент (познавательное развитие, исследовательская деятельность) «Солнце, воздух и вода – для растения друзья?»

Постановка наглядного эксперимента для изучения потребностей растений. Одинаковые растения помещают в разные условия (недостатка воды и избыточной влажности, темнота и солнцепек и т.д.) и отслеживают изменения в течение нескольких дней.

Формирование умения делать выводы из полученной информации, аргументировать свою точку зрения. Развивать и совершенствовать навык связной речи и ведения дискуссии. Усвоение знаний по теме эксперимента.

7

Эксперимент (познавательное развитие. Исследовательская деятельность) «Что умеют растения?»

Опционально можно провести следующие короткие эксперименты и наблюдения:

  • Добавить в воду для полива пищевой краситель и проследить за изменением окраски листьев и цветов, а также установить поглощение красителя вместе с водой через корни.
  • Посадить лук неправильно (донцем вверх, положить луковицу боком) и понаблюдать за луковицей.
  • Поворачивать растение относительно источника света и отслеживать с помощью меток изменение положения листьев.
  • Наблюдать за тем, как цепляются за опоры вьющиеся растения (зеленый и вьющийся горошек)
  • Укоренение пасынков помидоров, черенков
  • Посадка корнеплодов для цветения (морковь, свекла)

Формирование стойкого интереса к экспериментальной деятельности. Наглядное ознакомление с функцией отдельных частей растений. Знакомство с приспособительными механизмами растений.

7

НОД (практическая деятельность на прогулке, социально-коммуникативное развитие) «День прозевал – урожай потерял»

Высадка подготовленной рассады в грунт. Посев семян. Беседа о потребностях растений и зависящих от них сроках посадки.

Освоение практических навыков по посадке растений в грунт и посеве семян. Побуждение интереса к труду в команде, самостоятельному распределению обязанностей и планированию работы.

8

Дневник наблюдений (исследовательская деятельность)

Ежедневное заполнение дневника наблюдений за растениями. Заполнять дневник удобнее значками, а не текстом. Также фиксируются изменения погоды, осадки. При желании можно также фиксировать проведенные работы (полив, рыхление, подкормки). Это особенно актуально. Если проводится сравнительный эксперимент по урожаю.

Формирование навыка фиксации результатов наблюдений для дальнейшего анализа и обобщения. Приучение к стабильному и последовательному выполнению обязанностей. Развитие целеустремленности.

9

Гербарий «Наш огород»

Создание гербария из выращенных растений или их частей.

Освоение практических навыков по созданию гербария. Повторение и закрепление знаний о строении растений. Их частях, назначении, свойствах.

10

Досуговое мероприятие «Огородные диковинки»

Знакомство детей с разнообразием сортов огородных культур, понятием селекции в растениеводстве.

Расширение кругозора, совершенствование и закрепление навыков сравнения объектов по нескольким признакам

11

НОД (развитие речи) «Огородные загадки»

Разгадывание загадок на тему огорода, овощи, инструмент, действия и т.п.

Развитие слухового внимания. Памяти, логического и образного мышления.

12

Досуговое мероприятие «Праздник урожая!» (проводится по мере созревания овощей, может быть посвящено одному или нескольким продуктам)

Сбор и дегустация полученных плодов, подвижные игры.

Получение конечного продукта своей деятельности, удовлетворение результатом работы. Укрепление коммуникативных навыков внутри детского коллектива.

В течение всего основного этапа реализации проекта дети вместе с педагогами и родителями ежедневно выполняют необходимые работы по уходу за растениями, наблюдения, фиксацию результатов. Повторяют и отрабатывают практические навыки ухода, сбора и фиксации информации, подготовки данных для дальнейшей обработки. На первый взгляд мероприятий не так уж и много. Но, учитывая, что некоторые из них требуют неоднократного повторения и занимают не один день. Проект получается насыщенным и интересным.

Заключительный этап

На заключительном этапе происходит суммирование накопленного опыта и обобщение полученных данных, подготовка отчета о проделанной работе. Основные формы отчета это:

  • подготовка презентации в цифровом формате с включением фактической информации и фотографий всех мероприятий и процессов.
  • Создание лэпбука, с важной информацией: иллюстрациями этапов проекта, схемами. Наблюдениями.
  • Создание отчета в формате стенгазеты, при активном участии детей и родителей.
  • Создание интерактивного журнала с фиксацией результатов проведенных экспериментов и наблюдений.

Все указанные варианты имеют свои преимущества и недостатки поэтому окончательный выбор формы отчета остается за педагогом и детьми. Кроме того, на память о проделанной работе у ребят остаются дневники наблюдений и изготовленные своими руками гербарии, которые можно и нужно использовать в качестве наглядных пособий для занятий в дальнейшем.

 



 

Комментарии

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо