Перспективное планирование по теме "Знакомство с достопримечательностями Санкт - Петербурга"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Платонова Виктория Викторовна

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме

« Знакомство с достопримечательностями Санкт – Петербурга»

Cентябрь

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

« Дом, в котором я живу».

Уточнить знания детей об отличительных особенностях города.

Понятия: улица, проспект, набережная, перекресток, площадь.

Макет нашего микрорайона.

Д.и. « Где я живу?»,

« Где ты живешь?»

Провести беседу на тему « Воспитание юных петербуржцев».

Прививать любовь к родному городу.

Предложить  в выходной день съездить с детьми в центр города.

Предложить выучить стихотворение о городе.

Аппликация

« Петербургский дом».

Дать знания о составных частях зданий. Понятия: фундамент, фасад, фронтон.

Материал для аппликации.

Иллюстрации петербургских домов, книга Л.К.Ермолаева, И.М. Лебедева

«  Чудесный  город».

Конструирование

« Дом моей мечты»

Познакомить с элементами украшений петербургских зданий: колонны, пилястры, решетки, арки.

Уметь замечать красоту зданий, развивать эстетический вкус.

Конструкторы разных видов.

Книга Л.Я. Махинько

« Я - петербуржец».

Разучивание стихотворения « В Петербурге, в Петербурге…».

РПС

Визитная карточка города.

Дать знания об имени города (в честь кого он назван, сколько раз и как переименовался), о гербе, о дне рождения Петербурга. Познакомить с основателем города Петром 1. Воспитывать  интерес к истории города.

Герб Санкт - Петербурга.

Портрет Петра 1 .

Д.и. «Сложи герб города»,

Стихи о городе. Раскраски с изображением герба,

П.и. « По болоту Петр пошел».

Октябрь

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

«Петербург- город рек и каналов ».

Познакомить с одной из особенностей Петербурга – расположен на множестве рек и каналов.

Дать знания о реках города:

Нева, Фонтанка, Мойка и другие.

Карта города с высоты. Изображение набережной Невы, спуска к реке, парапета, решетки.

Схема реки Невы: исток, приток, устье, русло, дельта, проток. Ассоциативные изображения названий рек.

Д.и. « Плыл кораблик по волнам»

Литература: В. Бундина

« Город и реки».

Настольно – печатная игра « Прогулка по рекам и каналам Санкт- Петербурга».

Стихи о реках.

Ребус « Фонтанка»

Провести беседу на тему «Географическое расположение нашего города».

Закрепить с детьми понятия: исток, русло, устье, дельта и другие.

Рекомендуемая литература для чтения детям В. Бундина

« Город и реки».

Предложить посетить экскурсию по рекам и каналам.

РПС

РПС

«Мосты повисли над водой - 1».

Познакомить со строением и функциональным назначением мостов. Понятие: пролет, опора, разводной мост.

Макет моста с разводным пролетом.

Литература: В. Бундина

« Город и реки»,

Л.К. .Ермолаева, И.М. Лебедева « Чудесный город».

Д.и. « Парные картинки».

Иллюстрации или фото мостов.

Материал к ИЗО деятельности.

Карта - схема нашего города.

Разучивание стихов и песен о реках.

ИЗО

«Мосты повисли над водой - 2».

Дать знания об украшении мостов: решетки, фонари, кони, грифоны. Учить узнавать мосты.

Ноябрь

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

«Твоих оград узор чугунный».

Познакомить с одними из чугунных украшений города - решетками. Учить отличать решетки Летнего сада, Литейного моста, набережной реки Мойки. Учить составлять самостоятельно узор решетки.

Развивать художественный вкус.

Д.и. « Сложи узор»,

« Узнай по описанию».

Стихи В. Блинов « Что такое Летний сад».

Папки- передвижки

на тему « Твоих оград узор чугунный»

( решетки мостов, набережных, Летнего сада).

Папка- передвижка

« Что надо знать о петербургских фонарях» ( история возникновения фонарей в городе).

Предложить прогуляться по старинному Санкт- Петербургу (обратить внимание детей на фонари, решетки набережных, парков).

ИЗО

Рисование

« Набережные Невы».

Закрепить знания об особенностях  набережных Санкт - Петербурга.

Учить рисовать элементы украшения решеток.

Иллюстрации решеток.

Д.и. «Узнай по описанию».

Игра- лото « Твой Петербург»

РПС

«Фонари»

Продолжать знакомить детей с украшениями улиц Санкт- Петербурга.

Учить узнавать фонари Троицкого,  Иоановского мостов и другие.

Книга « 1000 вопросов о Ленинграде».

Макеты фонарей.

Д.и. « Узнай по описанию».

Беседа на тему:

« Санкт- Петербург. Что? Где? Когда?»

ИЗО

Рисование

« Петербургские Фонари»

Развивать эстетический вкус.

Учить рисовать петербургские фонари с характерными деталями: завитками, изогнутыми линиями.

Иллюстрации и фото петербургских фонарей.

Декабрь

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

«Львы стерегут город»».

Продолжать знакомить детей с украшениями улиц и набережных Санкт- Петербурга. Познакомить с чугунными и каменными сторожами города – львами.

Рассматривание фотографий львов, грифонов.

Стихи о львах и грифонах.

Чтение В.В. Нестеров

« Львы стерегут город».

Помощь в подборе стихов, художественных произведений.

Папка- передвижка

«Сфинксы – мифические существа».

Предложить прогуляться по старинному Санкт- Петербургу (обратить внимание детей на фонари, решетки набережных, парков).

ИЗО

Лепка

« Львы стерегут город»

Учить лепить сторожевого льва, передавая особенности позы, развивать творческие способности.

Д.и. « Твой Петербург»

Д.и. « Назови  особенности льва на …»

РПС

«Загадки петербургских сфинксов»

Продолжать закреплять знания детей о городе и его украшениях через загадки.

Развивать мышление, память, смекалку.

Книга « 1000 вопросов о Ленинграде».

Макеты фонарей.

Учить решать мини – кроссворды.

ИЗО

Рисование

« Петербургские сфинксы»

Развивать эстетический вкус.

Учить рисовать петербургские фонари с характерными деталями: завитками, изогнутыми линиями.

Иллюстрации и фото сфинксов.

П.и. « Каменный лев».

Д.и.« Мы по городу идем».

Январь

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

«Петербург - город островов»

Дать знания о том, что Петербург расположен на островах. Понятие остров.

Познакомить с самыми крупными островами, с происхождением их названий.

Учить находить их на карте города. Продолжать знакомить детей с историей строительства Петербурга.

Карта города с высоты птичьего полета. Схемы «остров, «полуостров».

Альбом «Город мой любимый» Н.Т.Смирнова.

Д.и. «Волшебный сундучок»

Продолжать знакомить детей с историей строительства Петербурга.

Нарисовать рисунок с детьми на тему « Мой любимый город».

Предложить посетить в выходной день Петропавловскую крепость.

Консультация « Как знакомить детей с собором Петропавловской крепости».

Консультация « Что дети должны знать о блокаде Ленинграда».

Папка передвижка

« Никто не забыт, ничто не забыто».

РПС

« Заячий остров»

Место рождения города – Петропавловская крепость.

Дать знания о Петропавловской крепости: начало строительства, место строительства, строение крепости, жизнь крепости,

традиции (полуденный выстрел)

Книга Л.К. .Ермолаева, И.М. Лебедева

« Чудесный город».

Напольный строитель, план Петропавловской крепости.

Картинки-обводки

Иллюстрации и фотографии Петропавловской крепости, план.

Понятия: куртина, казематы, бастионы и др.

Д.и. « Закончи предложение».

РПС

«Собор Петропавловской крепости»

Дать знания о Петропавловском соборе: архитектор, части собора, убранство. Воспитывать интерес к истории города.

Изображения колонн, пилястр, шпиля, купола.

Д.и. «Собери правильно колокольню» (пазлы)

Силуэтная аппликация  « Петропавловский собор».

Беседа

« О блокаде и блокадниках»

Дать детям знания о тех трудных днях, которые выстоял наш народ в дни блокады.

Понятие, что такое блокада, жизнь ленинградцев в блокаду, память о них вечно в наших сердцах.

Иллюстрации о блокаде.

Чтение литературы:

Н. И. Воронова

« Память».

Стихи о блокаде.

Плакат ко дню блокады, открытки ветеранам.

Февраль

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

«Владыка морей»

Адмиралтейство.

Дать знания об Адмиралтействе, как о памятнике истории и архитектуры: создатель, место-

Расположение в городе, особенности архитектурного убранства, жизнь Адмиралтейства в прошлом и настоящем.

Книга Л.К. .Ермолаева, И.М. Лебедева

« Чудесный город».

Стихи С. Скаченкова. Иллюстрации, фотографии, план Адмиралтейства. Картинки- обводки.

Изучение  и рассматривание плана Адмиралтейства.

Заучивание стихов об Адмиралтействе.

Д.и. « Путешествие по городу»

Предложить литературу об Адмиралтействе.

Целевая прогулка к Адмиралтейству.

Помощь в подготовке к викторине.

ИЗО

Рисование

«Адмиралтейство»

Закрепить знания об основных элементах украшения здания: арка, шпиль, колонны, куранты, флюгер, скульптуры. Учить видеть красоту старинных зданий и отражать это в изобразительной деятельности.

Альбом  Н. Т. Смирновой

« Город мой любимый».

Д. и. « Найди лишнюю картинку», « Собери правильно».

Иллюстрации, фото. Книга- макет « Построй город  Санкт- Петербург».

Д.и. « Твой Петербург».

Чтение литературы.

Рассматривание

иллюстраций.

Д.и. лото « Твой Петербург».

РПС

Викторина

« Я знаю город»

Закрепить знания об отличительных чертах СПб.

Развивать речь и обогащать словарь за счет слов – архитектурных терминов. Развивать мышление, память, внимание, смекалку. Воспитывать интерес к истории города, уважение к его строителям и жителям.

Конверты с заданиями, кубик, песочные часы, альбомные листы, карандаши.

Изготовление эмблем с названием команд.

Март

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

Ансамбль

« Стрелка Васильевского острова».

Дать детям понятие

 «ансамбль», познакомить с элементами ансамбля, Ростральными колоннами, зданием Биржи.

Знакомить с архитекторами -создателями, архитектурным убранством.

Понятия биржа, пакгауз, ростра, галерея, трезубец, маяк.

Развивать мышление, внимание, учить решать мини- кроссворды.

Д. и. « Узнай по описанию»,

 домино

« Петербург».

Картинки- обводки.

Макет стрелки Васильевского острова.

Иллюстрации, фотографии.

Д.и. « Силуэты Петербурга», « Что перепутано?»

Рассматривание плана стрелки Васильевского острова.

Чтение стихов.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Д. и. « Собери пазлы».

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Предложить подбор художественной литературы, стихов, загадок по теме.

Целевая прогулка

 « Стрелка Васильевского острова»

РПС

ИЗО

Аппликация

« Ростральная колонна».

Учить, самостоятельно, составлять архитектурные ансамбли и отражать это в изобразительной деятельности.

 Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту старинных зданий.

Материал к изобразительной деятельности.

Иллюстрации, фотографии.

Д.и. по теме, по желанию детей.

ИЗО

Рисование

« Ростральная колонна».

Апрель

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

« Летний сад»

Познакомить детей с Летним садом.

Дать знания об истории его создания, особенностях месторасположения в городе.

Познакомить с планом сада, его главными достопримечательностями: решетки, скульптуры, памятник Крылову, летний дворец Петра1, пруд, гранитная ваза, «чайный» и

 « кофейный» домики. Развивать чувство прекрасного.

Словарная работа: решетка, старинный, ажурная, аллея, скульптура.

Макет Летнего сада.

План Летнего сада с дополнительными деталями, изображение летнего дворца Петра 1.

Изображения, фотографии решетки, скульптур, аллей и др.

Литература: М. Борисова « У красавицы Невы», стихи Ахматовой.

Альбом Н.Т. Смирновой « Город мой любимый».

Чтение рассказов, стихов о Летнем саде, заучивание

наизусть.

Д.и. « Сложи картинку», «Узнай части по картинки», « Я покажу, а ты опиши».

Слушание музыки

А. Вивальди.

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации « Полет над Невой».

Кроссворды, ребусы.

Оказание помощи в проведении экскурсии.

Продолжать воспитывать у детей любознательность, умение культурно вести себя в общественных местах.

Продолжать воспитывать любовь и уважение к родному городу.

 Папка- передвижка

 « Прогулка по Летнему саду».

РПС

ИЗО

Рисование

« Прогулка по Летнему саду».

Продолжать развивать желание и умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, доводить замысел до конца.

Материал к изобразительной деятельности.

Иллюстрации, фотографии.

Театрализация

« В гости к дедушке Крылову»

Познакомить детей с басней

« Стрекоза и муравей», с ее жанровыми особенностями. Обучать навыкам выразительного чтения,

элементам  перевоплощения, развивать творческие способности детей.

Атрибуты к постановке басни И.А.Крылова.

Портрет Крылова.

Изображение животных у памятника И. А.Крылова.

Чтение басен И.А. Крылова.

Заучивание басни «Стрекоза и муравей».

Помощь в подготовке атрибутов к спектаклю.

Май

Занятие

Тема

Программное содержание

Предметно – развивающая среда

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

РПС

Игра

 « Ключи от города»

Обобщить знания детей о Петербурге, его значении, местонахождении, отличительных особенностях истории строительства, достопримечательностях.

Уточнить знания об отличительных особенностях его архитектурного убранства.

Развивать речь, мышление, память.

Воспитывать любовь и уважение к  родному городу.

Пособия для игры: сундук, 7 замков и 7 ключей.

Рисунки и поделки детей для оформления группы, магнитофон, диски,

макеты, иллюстрации, сувениры.

Чтение произведений о Санкт - Петербурге.

Д.и. « Сложи картинку», «Узнай части по картинке», « Я покажу, а ты опиши»,

« Сложи куб», «Найди лишнюю картинку»,

« Волшебный сундучок»

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации « Полет над Невой».

Кроссворды, ребусы.

Сделать альбом

« Люби и знай свой город»

Консультация на тему « Воспитание юного петербуржца».

Закрепить знания, которые дети получили в течение года по теме

 « Знакомство с родным городом»

Определить основные этапы работы в этом направлении на следующий учебный год.

ИЗО

Аппликация

« Я в этом городе живу»

( по замыслу детей)

Учить задумывать содержание своей работы, составлять композицию. Закреплять умение вырезать разнообразные предметы, используя освоенные ранее приемы.

Материал к изобразительной деятельности.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как познакомить детей с историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Рекомендации родителям по проведению прогулок со своими детьми с целью знакомства с достопримечательстями Санкт-Петербурга....

Учебно-методическое пособие: Развитие у детей навыков логического и образного мышления посредством достопримечательностей Санкт-Петербурга .

Игра - наш незаменимый помощник в обучении и воспитании детей. Играя с ребенком в звуки буквы, слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте. А также сформировать интерес к свое...

Вечер развлечений на тему:" Достопримечательности Санкт-Петербурга"

Материал  итогового вечера развлечений для старших дошкольников об основании и строительсве нашего города.О значении этих объектов в старину и в наши дни....

Презентация "Достопримечательности Санкт-Петербурга".

Данная презентация предназначена для детей средней группы с целью развития  их познавательной активности, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Достопримечательности Санкт-Петербурга» (с использованием ИКТ).

Цель - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений

В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений. Определен круг достопримечател...

Перспективное планирование "Ознакомление детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга"

Перспективное планирование работы с детьми по ознакомлению с достопримиечательностями города Санкт-Петербурга...