Учебно-методическое пособие: Развитие у детей навыков логического и образного мышления посредством достопримечательностей Санкт-Петербурга .
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме

Гусева Лариса Алексеевна

Игра - наш незаменимый помощник в обучении и воспитании детей. Играя с ребенком в звуки буквы, слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте. А также сформировать интерес к своему историческому прошлому и настоящему. Привить любовь к городу, в котором он живет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие: Развитие у детей навыков логического и образного мышления посредством достопримечательностей Санкт-Петербурга

      Краеведение прошло путь от повышенного внимания через забвение и вновь к пониманию перспективности краеведческих знаний в развитии идеологической теорий и практики. Известный историк петербурговед  

Г.А. Богуславский отмечает необходимость подготовки кадров для возрождения и подъема «Петербурговедения», использования при этом нестандартных приемов, направленных на сохранение и развитие феномена Петербургской культуры, нравственного потенциала нашего города, его культурной энергии, направленных не на «выживание», а на созидание. Педагог в контексте современных исследований становится центральной фигурой общества и уже на пороге человеческой жизни имеет влияние на становление личности ребенка в период от рождения до поступления в школу.

      Эмоционально-практический способ познания мира, характерный для дошкольников, требует специфической, отличной от школьной, формы подачи материала и содержания по ознакомлению детей с окружающим миром.

Основные положения при отборе содержания:

- Системный подход, когда краеведение рассматривается как интегрированная наука, включающая в себя элементы этических, искусствоведческих, исторических, литературных, музыкальных и даже математических знаний;

- Акцент внимания к краеведению в период становления человека (от рождения до 6-7 лет), т.к. здесь находится «концентратор» проблем развития личности.

Перед педагогами стоит задача воспитать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, видеть в окружающем его мире необычное, удивительное, примечательное, желающего изменить этот мир   к   лучшему,   дарящего   окружающим   доброту   не   пассивного наблюдателя, а активного члена общества.

     У нас, живущих в таком городе, как Санкт-Петербург, есть неиссякаемый источник воспитания и образования. Наш город удивительный и неповторимый.

Вот тот родник, из которого можно и нужно черпать все для становления настоящего гражданина, поистине культурного и образованного.

У детей дошкольного возраста необыкновенная тяга к добру, свету, красоте. Ожидание сказки, склонность к чудесному одна из психологических особенностей этого возраста. Знакомство с историей и культурой родного города позволяет погрузиться в волшебный мир истории, архитектуры, живописи. Санкт-Петербург один из самых фантастических и необыкновенных городов мира. Не умея объяснить, осмыслить, дети прекрасно чувствуют мир загадочного и неповторимого Санкт-Петербурга. Дошкольники очень любознательны, впечатлительны, обладают прекрасной эмоциональной памятью, которая является самой долговечной. Именно в этом возрасте раскрываются творческие способности детей, нет предела их фантазии и воображению. Все это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как «Петербуржца».

Работа по знакомству заключается в обеспечении ориентации во внешнем видимом мире, через формирование эмоционально окрашенных понятий, первичных знаний, умений, навыков, а главное - нравственных черт личности.

       Самое важное не накопление большого объема знаний о достопримечательностях города, а формирование интереса к своему историческому прошлому и настоящему.

Разнообразие нетрадиционных технологий в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность активизировать их творческий потенциал, добиваться наиболее сознательного восприятия материала. Занимательные, смекалистые словарные игры развивают речевую активность детей, т.к. речь, являясь средством усвоения общественно - исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

В нашей группе давно используются в работе с детьми занимательные игры с буквами и звуками. Давая детям и закрепляя знания о Санкт-Петербурге, я сделала подборку игр краеведческого характера: ребусы, кроссворды, изографы...

        Знаменательно, что именно Северная Пальмира явилась отечественной родоначальницей многих познавательных развлечений подобного рода. На русском языке первый кроссворд появился 11 мая 1924 года. Предположительно, что автором являлся петербургский писатель В.В. Набоков.

Подготовка кроссворда требует времени, сил и умения. Красочно оформленный кроссворд вызывает неподдельный интерес детей. Каждый ребенок становится как бы первооткрывателем, исследователем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение сопоставлять, логически мыслить, воспитывают настойчивость в достижении цели.

        Следует отметить, что работа с использованием кроссвордов может осуществляться только при наличии определенных условий: знания детьми алфавита и достаточно высокого уровня развития звуковой культуры.

В нашей группе идет систематическая работа по развитию звуковой культуры речи, отраженная во всех трех блоках обучения. Практически все дети, в подготовительной к школе группе, умеют читать и печатать слова. Поэтому я решила, что в этом возрасте дети справятся с решением кроссвордов.

Как научить детей отгадывать кроссворд? Работу целесообразно проводить по знакам и индивидуально, учитывая знания и способности каждого ребенка. В начале учебного года были выявлены знания детей по разделам программы, в течение года давались новые знания и понятия, они углублялись - Расширялся кругозор детей.

На первом этапе работы с кроссвордами, предлагалось отгадывание одного звука буквы, например: «подбери слова со звуком «М» в начале слова (мак, молоко, музей, мостовая...)», затем учила подбирать слова, имеющие определенное количество букв, например: «подбери слова из трех букв (пол, зал, рог...), из четырех букв (флаг, мост, аист...)». Все это был как бы  подготовительный этап к обучению отгадывания кроссвордов.

На следующем этапе показывала красочно оформленный кроссворд, предлагала внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести слова в соответствующие клеточки. Детям объяснялись следующие правила:

-      Начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного в нем слова.

- Каждая клеточка предназначена только для одной буквы.                                                                     -      Слово начинаем печатать с клетки, где стоит номер.

       На этом этапе от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить атмосферу сотрудничества, доверительных отношений.

На следующих этапах планируем работу с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти, полученной ранее информации и её закрепления.

Одним из любимейших занятий детворы, которое развивает речь, смекалку, сообразительность является чтение ребусов загадочных рисунков, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетанием букв, цифр и других знаков, изображениями предметов.

Учить детей отгадывать ребусы начинала с самых простых заданий. При этом знакомила со следующими правилами:

Если в ребусе встречаются отдельные буквы (Л, Б, В...) или сочетания букв (НА, СТРО...) они читаются прямо, как если бы стояли в составе обычного слова.

Цифры   в  ребусах  расшифровываются  только  буквенно  (40 сорок, 100 - сто, 7 - семь...).

      В основе ребуса, как правило, рисунки, изображающие животных, рыб, насекомых, растения, предметы домашнего обихода, фигуры, инструменты, и.т.п. Отгадывая такой ребус, нужно сообразить, что именно изображено, и при этом название предмета или объекта должно быть выражено одним словом (изображение окна - окно, изображение банки-банка).

- Для зашифровки слов используют различные предлоги (в, на, под, над, с, из...).

 Например:  ДА  в  букве О. Чтобы прочитать зашифрованное слово, ребенок должен знать буквы, их месторасположение, что поможет ему выбрать

 нужный предлог и составить слово (в данном случае предлог один   В - Вода).

   Более   сложное   задание,   когда   из   нескольких предлогов, нужно выбрать правильный, например:  слог КА    на  Л                                  

Здесь можно использовать три предлога (на, под, над),- КАНАЛ

Если дети затрудняются в выборе предлога, используем зрительный показ: шкатулка и игрушка - «Скажи, где мышка коротким словом - предлогом».

- Если перед или после рисунка стоит знак, похожий на запятую

большого размера, то в названии рисунка отбрасывается первая или последняя

буква.

- Когда между буквами стоит знак равенства, значит происходит замена одной буквы на другую (А=О в слове вместо буквы А читается О, например: майка - мойка).

Все игры подобраны по темам перспективного планирования по Петербурговедению.

Так, если в сентябре идет тема: «Знание членов семьи, их имен, домашнего адреса», то используем ребусы: ВАНЯ, ВАЛЯ, ИВАН, КОМНАТА.

Наш детский сад - коррекционный. У выпускников с нарушением речи часто встречается дисграфия. Мне попалась книжка Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» (из опыта работы) С-Пб, Фирма «Стройлеспечать» 1995г., в которой был дан перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошкольного возраста с трех лет до учащихся начальных классов. В книгу включены описания игр и заданий, помогающих детям наиболее успешно овладевать грамотой: от первого знакомства с буквой до чтения и письма текста. Например:

- зеркальность букв алфавита,

- выкладывание букв из палочек, ниток...,

- ощупывание объемных букв с закрытыми глазами,

- буква сломалась,

- обведение букв по трафарету, шаблону,

- демонстрация букв в разном положении,

- предъявление букв разного шрифта,

-  определение буквы «написанной» на спине (пальцем по коже), на ладони, в воздухе,

- систематическое придумывание слов на данную букву,

- поиск букв, положенных друг на друга.

Все эти упражнения мы так же используем в работе с детьми. Очень интересной показалась работа с изографами по предупреждению ошибок чтения и письма на уровне слова (на картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь). Мною были составлены изографы по Петербургской тематике, которые часто используются в разных видах деятельности. ( семья, подъезд, двор,...) - ребусы

Изограф: Дом

 При ознакомлении с Летним садом:

 Ребусы: вода, Крылов, статуя, трава, вода...

 Изограф: Вода

• При формировании понятия «Транспорт»:

Кроссворд «Кто на чем едет?»

Ребусы: столб, фонарь, вокзал, автобус

Изограф: Фонарь

• Знакомство с реками и каналами:

Ребусы: Нева, Мойка, Фонтанка, волна, чайка Изограф: Мост, фонтан, река, чайка Кроссворд: реки Санкт-Петербурга

•Знакомство с ансамблем Петропавловской крепости:

Ребусы: шпиль, колокольня

Изографы: часы, шпиль, пушка

• Знакомство с ансамблем стрелки Васильевского острова:

Ребусы: стрелка, колонна, вода, канал, Нева

Изографы: маяк, колонна, трезубец

 Знакомство с ансамблями Санкт-Петербурга: Ребусы: собор, музей, дворец,   купол, Сенат

Изографы: якорь, собор, дворец, щит

Кроссворды по темам.

Надо видеть восторг и удивление детей, когда из набора букв они прочитывают слова - если все ребенок сделал сам, то и слово запомнит и его смысл.

Знания детей по темам отражены в продуктивной деятельности.

Например: знакомясь с Летним садом, мы лепили барельеф осеннего дерева, статуи, сделали коллективную рваную аппликацию «Осень в Летнем саду», дети с удовольствием отражали в рисунках свои впечатления об экскурсии.

После ознакомления с мостами Санкт-Петербурга, с детьми сделали коллективную рваную аппликацию «Мосты повисли над водами». Заучивали интересные стихотворения о различных мостах, сделали подборку фотоальбома «Мосты», предлагали родителям посетить с детьми самый широкий мост, цельные мосты, цветные мосты.

Во время автобусной экскурсии по Санкт-Петербургу, обращали внимание детей на мосты, через которые проезжали, так же сделали разрезные картинки «Мосты Санкт-Петербурга».

Для закрепления полученных знаний были сделаны игры Петербургского содержания: «Так не так», «Четвертый лишний».

Для закрепления умения ориентироваться на листе бумаги, мною изготовлены Петербургские лабиринты, развивающие внимание и память.

На занятиях по развитию познавательных способностей и речи мы с детьми придумывали Петербургские слова с заданными звуками составляли Петербургскую азбуку.

Игра наш незаменимый помощник в обучении и воспитании детей. Играя с ребенком в звуки, буквы, слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте. А настоящие Петербуржцы люди всесторонне образованные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие из бросового материала по закреплению детей знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга

Пособие из бросового материала по закреплению детей знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга. В нашей подготовительной группе был проведён проект по ознакомлению детей старших дошкольников с д...

Развитие у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр

Современный образовательный процесс на ступени дошкольного образования ставит задачи воспитания и становления творческой личности ребенка. Такой ребенок должен обладать креативностью, индивидуализмом,...

Методическая разработка Развивающее пособие «Достопримечательности Санкт-Петербурга»

Возраст: старший дошкольный возрастКоличество человек: 1-3 человекаОбразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Цель: патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаЗад...