Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей речевой подготовительной к школе группы «Прогулка по Санкт-Петербургу»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кокорева Ольга Николаевна

Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sankt-peterburg.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательно - речевому  развитию

для детей речевой подготовительной к школе группы

«Прогулка по Санкт-Петербургу»

Логопед:

Кокорева Ольга Николаевна

Воспитатель:

Ручий Наталия Петровна

 

Технологии:

  1. Игровая технология
  2. Технология интегрированной образовательной деятельности
  3. Технология наглядного моделирования
  4. Технология исследовательской деятельности
  5. Технология проблемного обучения
  6. Здоровьесберегающая технология
  7. Технология сотрудничества

Санкт-Петербург

2020

ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знаний о родном городе.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить, уточнить, расширить словарь по теме "Санкт-Петербург".

Совершенствовать грамматический строй речи.

Автоматизация правильного произношения и дифференциации звуков.

Коррекционно-развивающие:

Развитие планирующей функции речи.

Формирование познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью.

Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие речевого слуха, координации речи с движением.

Совершенствование  интонационной выразительности.

Развитие зрительного внимания и межполушарного взаимодействия.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности, ответственности, активности.

Развитие эмоциональной сферы, положительных черт характера, доброжелательного отношения к окружающему миру, этического поведения петербуржца.

Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу, стране через художественно-эстетическое и познавательное развитие

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

беседы и ознакомление с литературой по теме "Санкт-Петербург";

разучивание стихов;

рассматривание иллюстраций с видами и достопримечательностями города;

чтение познавательных рассказов о городе;

отгадывание загадок и ребусов;

экскурсии-прогулки  по городу с родителями

ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска;

карточки-названия САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ, МОСКВА;

карточки с датами: 27 мая 1703 года; 04 апреля 1147 года;

флаги: РОССИИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

герб: МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБРГ;

аудиозапись гимна города;

карточки-модели островов;

карточки для игры "Третий лишний";

карточки-названия рек и карточки-подсказки с символами;

слайды: Петропавловская крепость, Адмиралтейство; Банковский, Львиный Аничков, Поцелуев, Дворцовый, Инженерный мост; вид Гражданского проспекта.

шифр для рассказа;

лабиринт - 6 штук и карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть - ВВОДНАЯ

1. ОРГМОМЕНТ: Коммуникативная игра: «Доброе утро!»

Доброе утро, мне!
Доброе утро, тебе!
Доброе утро, нам!
И нашим друзьям, и нашим гостям!

2. ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ

- Скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? Как она называется?

- Кто хочет показать ее на карте?

- Посмотрите, сколько гостей приехало сегодня к нам  гости. Предлагаю пригласить их на прогулку по одному из красивейших городов нашей необъятной Родины. А в какой город мы отправимся, вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение:

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым,

Он и плотник, и кузнец,

Петр I - удалец.

- О каком царе говорится в стихотворении?

- Какой город основал царь Петр I?

- Как вы думаете, чем отличается наш город Санкт-Петербург от других городов?

- Как показать гостям, которые никогда не были в Санкт-Петербурге, чем знаменит наш город?

- Предлагаю создать и показать нашим гостям визитную карточку Санкт-Петербурга.

3. КОЛЛАЖ  "Визитная карточка СПб" (НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ)

(Выбрать  из предложенных вариантов надписей название, день рождения, герб, флаг и расположить их красиво на предложенном листе ватмана. Во время работы звучит гимн нашего города)

- Что необходимо отразить в визитной карточке?

- Кто может найти название нашего города? (дату основания, флаг, герб)

(двое детей составляют коллаж)

- Прочти, как называется наш город.

- Скажи, когда будет день рождения нашего города.

- Объясни, почему в нашем городе такой флаг.

- Расскажи, что изображено на гербе города.

- Правильно. Герб - это прежде всего щит. Герб отражает особенность положения и роль нашего города. Город Санкт-Петербург находится на море, на реке. И на гербе мы видим два якоря: морской и речной. Еще на гербе мы видим скипетр - символ императорской власти, потому что когда создавался герб, Санкт- Петербург был столицей Российского государства. Сейчас столица России Москва, но герб Санкт-Петербурга решили сохранить прежний.

- Вы такие молодцы! Пора и по городу погулять, узнать, что нас окружает.

4. ФИЗМИНУТКА

Мы по городу шагаем (шагаем по кругу)

Много видим, называем (руку ко лбу, смотрим по сторонам)

Светофоры и машины, (разводим руки в стороны по очереди)

Зоопарк и магазины  (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты (поворот влево)

И деревья, и кусты. (потянулись вверх и сели)              

II часть - ОСНОВНАЯ

Санкт-Петербург мы загадали,
И к счастью нашему, попали
В чудесный город островов,
Каналов, разводных мостов,
Соборов, парков и дворцов,
Военных и речных судов.
Продуман город ювелирно:
Текут в каналах воды смирно;
Постройки лучших мастеров
Связали сорок островов,
А между них Нева бурливо
Несётся к Финскому Заливу.

1.  ИГРА "Мы - островитяне" (закрепить знания об островах нашего города)

(модели островов со схематичным изображением зашифрованного названия. Дети по очереди открывают карточки, отгадывают название острова и рассказывают о нем)

- Почему наш город называют городом островов?

- Кто знает, сколько островов в городе?

-  Предлагаю отгадать зашифрованные названия островов. Карточку берем по очереди, не забываем выслушивать ответы других.

АПТЕКАРСКИЙ (красный крест)

ЗАЯЧИЙ (заяц)

ВАСИЛЬЕВСКИЙ (плотник с топором)

КАМЕННЫЙ (камень)

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ (шпиль с корабликом)

ПЕТРОВСКИЙ (портрет Петра I)

Какой остров самый маленький, но самый знаменитый?

- Кто знает стихотворение об этом острове? Расскажи.

Вот, Заячий остров средь болот,
Империи будущей оплот.
Тут, крепость Пётр Великий строит,
«Окно в Европу» с ней откроет.
Как символ острова, в реке
Уселся заяц на пеньке.

2.  Игра «Третий лишний» (Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку. Развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям)

(дети читают карточки, называют лишнее слово, и объясняют, почему оно лишнее)

Санкт-Петербург – Нева – Москва

Мост – решётка – шпиль

Летний сад – статуя – мост

Улица – проспект – река

Грифон – сфинкс – улица

Ангел – Петропавловская крепость – цирк

- Мы с вами были на Заячьем острове. Какая достопримечательность города есть на этом острове?

- Почему Петр построил здесь крепость?

- Кто знает стихотворение о символе Петропавловской крепости?

Собор увенчан шпилем острым,
Который в высь стремится грозно.
Там ангел реет на ветру
На радость нам, назло врагу.
Разнесена по миру слава:
«Россия – мощная держава!».

3.  ЧТЕНИЕ ЗАШИФРОВАННОГО РАССКАЗА (* полоска с цифрами и соответствующие им парные картинки (шифр)

1.ФОНТАН; 2 ШПИЛЬ; 3 АРКА; 4 КОЛОННА; 5 АДМИРАЛТЕЙСТВО; 6 НИМФЫ; 7 ЧАСЫ; 8 КОРАБЛИК

*полоска с цифрами, указывающими последовательность слов, которые должны произносить дети

5___1___2___8____3____6____4___7____5

- В нашем городе таких символов немало. Сейчас мы с вами прочитаем рассказ об одном из таких символов. Я начну читать и, если остановлюсь, смотрите на первый значок полоски, затем - на общую полоску со значками и картинками и называйте тот предмет, который ей соответствует. И так до конца рассказа. Начинаем

- Марина и Петр решили совершить прогулку к зданию (5).

Они сели на скамейку около (1)

и стали, рассматривая это здание, рассказывать друг другу, что они знают о нем. Марина сказала, что в центре здания башня, увенчанная (2),

а позолоченный шпиль завершает (8).

Петр сказал, что по сторонам главной (3)

находятся скульптурные группы (6).

А Марина отметила красоту белоснежных (4).

Дети посмотрели на (7),

расположенные под башенкой (5)

и вспомнили, что им уже пора возвращаться домой.

- О какой достопримечательности был этот рассказ?

- Какой символ украшает шпиль Адмиралтейства?

- Кто прочтет стихотворение об этом кораблике?

Маленький кораблик

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном

Маленький кораблик

Высоко плывет-

Это символ города,

Здесь рождался флот!

- Что символизирует кораблик?

4. Игра "Объяснялки"

(карточки с названиями рек + карточки-подсказки с символами)

- Недаром в нашем городе Петр I задумал строить корабли. Ведь сначала здесь не было дорог, люди передвигались на лодках. Поэтому у нашего города есть еще одно название... Кто догадается, какое?

- Следующее задание будет связано с реками. Я попрошу вас взять карточку, прочитать название реки и попробовать дать объяснение, почему река так названа.

ВОЛКОВКА, ДАЧНАЯ, КАМЕНКА, КРАСНЕНЬКАЯ, УТКА,  ФОНТАНКА

- Молодцы!

5. ИГРА "Узнай и назови мост" (фотографии мостов)

- А кто мне подскажет, как сейчас мы переправляемся через реки?

- Правильно, нам помогают мосты. Угадайте, о каких мостах я сейчас расскажу.

- Этот пешеходный мост висит на цепях, которые держат мифологические существа с телом льва и крыльями. Их называют грифонами. (БАНКОВСКИЙ МОСТ)

- Еще один висячий мост перекинулся через канал Грибоедова. Он был построен в то же время, что и Банковский, а держат его львы. (ЛЬВИНЫЙ МОСТИК)

- Этот мост облицован гранитом. На ограде изображения русалок и морских коньков. Мост украшен четырьмя скульптурными группами – укрощение коня. На мосту есть выбоина от фашистского снаряда. А название мост получил по фамилии инженера, спроектировавшего его (АНИЧКОВ МОСТ).

- А этот мост перекинулся через реку Мойку. Если на него встать, то можно полюбоваться жемчужиной города - Исаакиевским собором. Мост украшает 4 фонаря. Давным-давно он находился на границе, где заканчивался город. Говорят, что на этом мосту прощались и целовались люди, которые покидали город.  (ПОЦЕЛУЕВ МОСТ)

- Давно стал одним из главных символов Петербурга разводной мост, который соединяет Васильевский остров и Центральную частью города. Свое название он получил благодаря соседству с Дворцовой набережной и Зимним дворцом. (ДВОРЦОВЫЙ МОСТ)

-,Еще один мост,  перекинутый через Мойку, соединяет два острова ‒ Летний сад и Спасский. Это была деревянная переправа, которая называлась «Летней». Здесь же находится и знаменитый памятник Чижику-Пыжику, установленный в 1994 году. Согласно городским поверьям, нужно загадать желание и кинуть монетку в фигурку птички, но сделать это так, чтобы она осталась лежать на камне-«постаменте» ‒ тогда желание обязательно сбудется. (1-Й ИНЖЕНЕРНЫЙ МОСТ)

- Кто хочет рассказать об еще одном прекрасном творении Петербурга - о мостах?

Есть в Питере другое диво…
Как это зрелище красиво!
В определённый час ночной
Мосты, что дремлют над Невой,
Проснутся, тяжело вздохнут
И к небу руки вознесут.

6. ИГРА - ЛАБИРИНТ «Дорога домой» (Цель: сформировать умение выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом листе)

(дети индивидуально проходят лабиринт к детскому саду)

- Красиво в нашем городе... Но нам пора возвращаться. В детский сад к игрушкам вернется тот, кто пройдет вот этот лабиринт, который тоже ведет к мосту. Этот мост расположился совсем недалеко от нашего детского сада и перекинулся через Муринский ручей. Свое имя он получил от названия одного из проспектов нашего микрорайона. Кто догадается, как назван мост?

III часть - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- Санкт-Петербург - город такой красивый, я рада что вы любите и знаете его, но знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?

Не сорить

Быть вежливым

Помогать пожилым людям

Громко не кричать

Помогать младшим

- Давайте вспомним где же мы с вами сегодня побывали, что узнали нового? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной-образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе Тема:"Заколдованный герб"

Знакомство детей в подготовительной к школе группе с родным городом,"малой родиной"Системотизировать знания детей о Родине,родном городе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (интегрированное) с детьми подготовительной к школе группы № 5 на тему: «В гостях у Старичка - Лесовичка»

НООД "Вгостях у Старичка - Лесовичка" - способствует углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; умение анализировать, делать выводы,развивает познаватель...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Ознакомление с событиями Ветхого Завета. Ноев Ковчег»

Цель: ознакомление детей подготовительной к школе группы с сюжетом Ветхого Завета – Всемирный Потоп. Задачи:Обучающие:Формировать у детей умение рассматривать картины.Формировать у детей пе...