Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей речевой подготовительной к школе группы «Прогулка по Санкт-Петербургу»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sankt-peterburg.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательно - речевому развитию
для детей речевой подготовительной к школе группы
«Прогулка по Санкт-Петербургу»
Логопед:
Кокорева Ольга Николаевна
Воспитатель:
Ручий Наталия Петровна
Технологии:
- Игровая технология
- Технология интегрированной образовательной деятельности
- Технология наглядного моделирования
- Технология исследовательской деятельности
- Технология проблемного обучения
- Здоровьесберегающая технология
- Технология сотрудничества
Санкт-Петербург
2020
ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знаний о родном городе.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить, уточнить, расширить словарь по теме "Санкт-Петербург".
Совершенствовать грамматический строй речи.
Автоматизация правильного произношения и дифференциации звуков.
Коррекционно-развивающие:
Развитие планирующей функции речи.
Формирование познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью.
Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения.
Развитие речевого слуха, координации речи с движением.
Совершенствование интонационной выразительности.
Развитие зрительного внимания и межполушарного взаимодействия.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности, ответственности, активности.
Развитие эмоциональной сферы, положительных черт характера, доброжелательного отношения к окружающему миру, этического поведения петербуржца.
Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу, стране через художественно-эстетическое и познавательное развитие
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
беседы и ознакомление с литературой по теме "Санкт-Петербург";
разучивание стихов;
рассматривание иллюстраций с видами и достопримечательностями города;
чтение познавательных рассказов о городе;
отгадывание загадок и ребусов;
экскурсии-прогулки по городу с родителями
ОБОРУДОВАНИЕ:
магнитная доска;
карточки-названия САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ, МОСКВА;
карточки с датами: 27 мая 1703 года; 04 апреля 1147 года;
флаги: РОССИИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
герб: МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБРГ;
аудиозапись гимна города;
карточки-модели островов;
карточки для игры "Третий лишний";
карточки-названия рек и карточки-подсказки с символами;
слайды: Петропавловская крепость, Адмиралтейство; Банковский, Львиный Аничков, Поцелуев, Дворцовый, Инженерный мост; вид Гражданского проспекта.
шифр для рассказа;
лабиринт - 6 штук и карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть - ВВОДНАЯ
1. ОРГМОМЕНТ: Коммуникативная игра: «Доброе утро!»
Доброе утро, мне!
Доброе утро, тебе!
Доброе утро, нам!
И нашим друзьям, и нашим гостям!
2. ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ
- Скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? Как она называется?
- Кто хочет показать ее на карте?
- Посмотрите, сколько гостей приехало сегодня к нам гости. Предлагаю пригласить их на прогулку по одному из красивейших городов нашей необъятной Родины. А в какой город мы отправимся, вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение:
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым,
Он и плотник, и кузнец,
Петр I - удалец.
- О каком царе говорится в стихотворении?
- Какой город основал царь Петр I?
- Как вы думаете, чем отличается наш город Санкт-Петербург от других городов?
- Как показать гостям, которые никогда не были в Санкт-Петербурге, чем знаменит наш город?
- Предлагаю создать и показать нашим гостям визитную карточку Санкт-Петербурга.
3. КОЛЛАЖ "Визитная карточка СПб" (НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ)
(Выбрать из предложенных вариантов надписей название, день рождения, герб, флаг и расположить их красиво на предложенном листе ватмана. Во время работы звучит гимн нашего города)
- Что необходимо отразить в визитной карточке?
- Кто может найти название нашего города? (дату основания, флаг, герб)
(двое детей составляют коллаж)
- Прочти, как называется наш город.
- Скажи, когда будет день рождения нашего города.
- Объясни, почему в нашем городе такой флаг.
- Расскажи, что изображено на гербе города.
- Правильно. Герб - это прежде всего щит. Герб отражает особенность положения и роль нашего города. Город Санкт-Петербург находится на море, на реке. И на гербе мы видим два якоря: морской и речной. Еще на гербе мы видим скипетр - символ императорской власти, потому что когда создавался герб, Санкт- Петербург был столицей Российского государства. Сейчас столица России Москва, но герб Санкт-Петербурга решили сохранить прежний.
- Вы такие молодцы! Пора и по городу погулять, узнать, что нас окружает.
4. ФИЗМИНУТКА
Мы по городу шагаем (шагаем по кругу)
Много видим, называем (руку ко лбу, смотрим по сторонам)
Светофоры и машины, (разводим руки в стороны по очереди)
Зоопарк и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты (поворот влево)
И деревья, и кусты. (потянулись вверх и сели)
II часть - ОСНОВНАЯ
Санкт-Петербург мы загадали,
И к счастью нашему, попали
В чудесный город островов,
Каналов, разводных мостов,
Соборов, парков и дворцов,
Военных и речных судов.
Продуман город ювелирно:
Текут в каналах воды смирно;
Постройки лучших мастеров
Связали сорок островов,
А между них Нева бурливо
Несётся к Финскому Заливу.
1. ИГРА "Мы - островитяне" (закрепить знания об островах нашего города)
(модели островов со схематичным изображением зашифрованного названия. Дети по очереди открывают карточки, отгадывают название острова и рассказывают о нем)
- Почему наш город называют городом островов?
- Кто знает, сколько островов в городе?
- Предлагаю отгадать зашифрованные названия островов. Карточку берем по очереди, не забываем выслушивать ответы других.
АПТЕКАРСКИЙ (красный крест)
ЗАЯЧИЙ (заяц)
ВАСИЛЬЕВСКИЙ (плотник с топором)
КАМЕННЫЙ (камень)
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ (шпиль с корабликом)
ПЕТРОВСКИЙ (портрет Петра I)
Какой остров самый маленький, но самый знаменитый?
- Кто знает стихотворение об этом острове? Расскажи.
Вот, Заячий остров средь болот,
Империи будущей оплот.
Тут, крепость Пётр Великий строит,
«Окно в Европу» с ней откроет.
Как символ острова, в реке
Уселся заяц на пеньке.
2. Игра «Третий лишний» (Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку. Развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям)
(дети читают карточки, называют лишнее слово, и объясняют, почему оно лишнее)
Санкт-Петербург – Нева – Москва
Мост – решётка – шпиль
Летний сад – статуя – мост
Улица – проспект – река
Грифон – сфинкс – улица
Ангел – Петропавловская крепость – цирк
- Мы с вами были на Заячьем острове. Какая достопримечательность города есть на этом острове?
- Почему Петр построил здесь крепость?
- Кто знает стихотворение о символе Петропавловской крепости?
Собор увенчан шпилем острым,
Который в высь стремится грозно.
Там ангел реет на ветру
На радость нам, назло врагу.
Разнесена по миру слава:
«Россия – мощная держава!».
3. ЧТЕНИЕ ЗАШИФРОВАННОГО РАССКАЗА (* полоска с цифрами и соответствующие им парные картинки (шифр)
1.ФОНТАН; 2 ШПИЛЬ; 3 АРКА; 4 КОЛОННА; 5 АДМИРАЛТЕЙСТВО; 6 НИМФЫ; 7 ЧАСЫ; 8 КОРАБЛИК
*полоска с цифрами, указывающими последовательность слов, которые должны произносить дети
5___1___2___8____3____6____4___7____5
- В нашем городе таких символов немало. Сейчас мы с вами прочитаем рассказ об одном из таких символов. Я начну читать и, если остановлюсь, смотрите на первый значок полоски, затем - на общую полоску со значками и картинками и называйте тот предмет, который ей соответствует. И так до конца рассказа. Начинаем
- Марина и Петр решили совершить прогулку к зданию (5).
Они сели на скамейку около (1)
и стали, рассматривая это здание, рассказывать друг другу, что они знают о нем. Марина сказала, что в центре здания башня, увенчанная (2),
а позолоченный шпиль завершает (8).
Петр сказал, что по сторонам главной (3)
находятся скульптурные группы (6).
А Марина отметила красоту белоснежных (4).
Дети посмотрели на (7),
расположенные под башенкой (5)
и вспомнили, что им уже пора возвращаться домой.
- О какой достопримечательности был этот рассказ?
- Какой символ украшает шпиль Адмиралтейства?
- Кто прочтет стихотворение об этом кораблике?
Маленький кораблик
В городе огромном
В небе над Невою
Синем и просторном
Маленький кораблик
Высоко плывет-
Это символ города,
Здесь рождался флот!
- Что символизирует кораблик?
4. Игра "Объяснялки"
(карточки с названиями рек + карточки-подсказки с символами)
- Недаром в нашем городе Петр I задумал строить корабли. Ведь сначала здесь не было дорог, люди передвигались на лодках. Поэтому у нашего города есть еще одно название... Кто догадается, какое?
- Следующее задание будет связано с реками. Я попрошу вас взять карточку, прочитать название реки и попробовать дать объяснение, почему река так названа.
ВОЛКОВКА, ДАЧНАЯ, КАМЕНКА, КРАСНЕНЬКАЯ, УТКА, ФОНТАНКА
- Молодцы!
5. ИГРА "Узнай и назови мост" (фотографии мостов)
- А кто мне подскажет, как сейчас мы переправляемся через реки?
- Правильно, нам помогают мосты. Угадайте, о каких мостах я сейчас расскажу.
- Этот пешеходный мост висит на цепях, которые держат мифологические существа с телом льва и крыльями. Их называют грифонами. (БАНКОВСКИЙ МОСТ)
- Еще один висячий мост перекинулся через канал Грибоедова. Он был построен в то же время, что и Банковский, а держат его львы. (ЛЬВИНЫЙ МОСТИК)
- Этот мост облицован гранитом. На ограде изображения русалок и морских коньков. Мост украшен четырьмя скульптурными группами – укрощение коня. На мосту есть выбоина от фашистского снаряда. А название мост получил по фамилии инженера, спроектировавшего его (АНИЧКОВ МОСТ).
- А этот мост перекинулся через реку Мойку. Если на него встать, то можно полюбоваться жемчужиной города - Исаакиевским собором. Мост украшает 4 фонаря. Давным-давно он находился на границе, где заканчивался город. Говорят, что на этом мосту прощались и целовались люди, которые покидали город. (ПОЦЕЛУЕВ МОСТ)
- Давно стал одним из главных символов Петербурга разводной мост, который соединяет Васильевский остров и Центральную частью города. Свое название он получил благодаря соседству с Дворцовой набережной и Зимним дворцом. (ДВОРЦОВЫЙ МОСТ)
-,Еще один мост, перекинутый через Мойку, соединяет два острова ‒ Летний сад и Спасский. Это была деревянная переправа, которая называлась «Летней». Здесь же находится и знаменитый памятник Чижику-Пыжику, установленный в 1994 году. Согласно городским поверьям, нужно загадать желание и кинуть монетку в фигурку птички, но сделать это так, чтобы она осталась лежать на камне-«постаменте» ‒ тогда желание обязательно сбудется. (1-Й ИНЖЕНЕРНЫЙ МОСТ)
- Кто хочет рассказать об еще одном прекрасном творении Петербурга - о мостах?
Есть в Питере другое диво…
Как это зрелище красиво!
В определённый час ночной
Мосты, что дремлют над Невой,
Проснутся, тяжело вздохнут
И к небу руки вознесут.
6. ИГРА - ЛАБИРИНТ «Дорога домой» (Цель: сформировать умение выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом листе)
(дети индивидуально проходят лабиринт к детскому саду)
- Красиво в нашем городе... Но нам пора возвращаться. В детский сад к игрушкам вернется тот, кто пройдет вот этот лабиринт, который тоже ведет к мосту. Этот мост расположился совсем недалеко от нашего детского сада и перекинулся через Муринский ручей. Свое имя он получил от названия одного из проспектов нашего микрорайона. Кто догадается, как назван мост?
III часть - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Санкт-Петербург - город такой красивый, я рада что вы любите и знаете его, но знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?
Не сорить
Быть вежливым
Помогать пожилым людям
Громко не кричать
Помогать младшим
- Давайте вспомним где же мы с вами сегодня побывали, что узнали нового? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной-образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе Тема:"Заколдованный герб"
Знакомство детей в подготовительной к школе группе с родным городом,"малой родиной"Системотизировать знания детей о Родине,родном городе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".
В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей в подготовительной к школе группе «Страна, в которой мы живем»
Конспект по социально-личностному развитию детей...
Итоговая непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (интегрированное) с детьми подготовительной к школе группы № 5 на тему: «В гостях у Старичка - Лесовичка»
НООД "Вгостях у Старичка - Лесовичка" - способствует углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; умение анализировать, делать выводы,развивает познаватель...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по правилам дорожного движения с детьми подготовительной к школе группы «Прогулка по городу, или научим Буратино правилам дорожного движения»
Обобщение знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице....
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Ознакомление с событиями Ветхого Завета. Ноев Ковчег»
Цель: ознакомление детей подготовительной к школе группы с сюжетом Ветхого Завета – Всемирный Потоп. Задачи:Обучающие:Формировать у детей умение рассматривать картины.Формировать у детей пе...