Итоговая непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (интегрированное) с детьми подготовительной к школе группы № 5 на тему: «В гостях у Старичка - Лесовичка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

НООД "Вгостях у Старичка - Лесовичка" - способствует углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; умение анализировать, делать выводы,развивает познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; воспитывает понимания необходимости сохранения его целостности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog_priroda_-19_god.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск

«Центр развития ребенка – детский сад № 46»

Итоговая непосредственно образовательная деятельность

по познавательному развитию

(интегрированное)

с детьми подготовительной к школе

группы № 5

на тему:

«В гостях у Старичка - Лесовичка»

Подготовила: воспитатель высшей   квалификационной категории

                                                         Гордеева Л.Х.

Саранск, 2019 г

 «В гостях у Старичка - Лесовичка».

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы;  расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; рисование.

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники лепки.
Коррекционные задачи: развитие фонематического слуха; речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук; координации речи и движений.

Интеграция образовательных областей: «Социально коммуникативное», «Познавательное», « Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое».

Предварительная работа: Чтение художественной литературы и беседа по теме, отгадывание загадок, чтение стихотворений, рассматривание картин, иллюстраций о природе, животных, растений, насекомых.

Методические приемы: художественное слово; загадывание загадок;  физкультминутка, пальчиковая гимнастика; игра ТРИЗ «Хорошо – плохо». Дидактические игры «4-й лишний», «Кто, где живет?», викторина «Мы друзья природы», «С какого дерева или куста лист?». Продуктивная деятельность.

Материал и оборудование: плакаты «Береги природу», «Кому нужны деревья в лесу?», «Дары леса», «Лиственный лес», «Смешанный лес», «Хвойный лес». Предметные картинки (деревья, травянистые растения, кустарник, грибы, птицы). Сигнальные карты, конверт с письмом. Тонированный лист альбомной бумаги, графитный карандаш, цветные карандаши.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Голоса леса», фонограмма «Звуки леса».

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.

Дети: Всем, всем добрый день.

          Прочь с дороги наша лень.

          Не мешай учиться,

          Не мешай трудиться.

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

                                  Сияет солнце, воды блещут,

                                  На всем улыбка, жизнь во всем,

                                  Деревья радостно трепещут,

                                  Купаясь в небе голубом.

                                  Поют деревья, плещут воды,

                                  Любовью воздух растворен,

                                  И мир, цветущий мир природы,

                                  Избытком жизни упоен.

   - Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся:, земля, камни, песок, глина, воздух, вода, Луна, Солнце.

Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? (ответы детей: нет!). - Что дает человеку природа?

Дети: Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Дети: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

Воспитатель: Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам  открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе.  Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», «ЗАЧЕМ?».

И так, я предлагаю начать нашу викторину, под названием:

«Мы друзья природы».

Викторина представляет не большой опрос. Вам нужно как можно больше правильно ответить на вопросы.

Ход викторины.

Воспитатель:

- Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

- Кто в лесу плетет паутину? (Паук).

- Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы).

- У какого дерева белый ствол? (У березы).

- Как называется дом муравьев? (Муравейник).

- Кто носит свой дом на спине? (Улитка).

- Что такое зеленый покров земли? (Трава).

- Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца).

- Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок).

- Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью).

- Чем питается бабочка? (Нектаром)

- На каком дереве растут желуди? (На дубе)

- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник).

- Карась, щука, сом, окунь это (рыбы).

- У какого зверя рыжая шубка? (У лисы, белки).

- Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок).

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

                                Знаю лес и лес люблю,

                                В гости вас к себе зову.

                                Я люблю гулять по лесу,

                                В лесу хожу я каждый день.

                                Все в лесу мне интересно:

                                Каждый куст и каждый пень.

                                Я веселый старичок,

                                Старичок-Лесовичок!

- Ну что, ребята, примем приглашение Старичка - Лесовичка? (Да!)

- Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель: Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево или куст по листку или ветке.

Дидактическая игра «Узнай дерево или куст по листку, ветке».

(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ел, ольха, ясень, сирень).

Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?

Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель: А какие еще бывают леса?

Ребенок: Кусты и деревья, листочки на ветках,

                 Лиственный лес это, помните, детки.

                 Дуб в нем, березки, липы, рябинки,

                 Лещина, шиповник, ясень, осинки.

                 Если иголочки вместо листвы,

                 Хвойным тогда этот лес назови.

                 Если же есть и листва, и хвоинки,

                 Рядом и ели растут, и осинки,

                 Смешанным лес тот зовется, друзья –

                 Тут все деревья от «А» и до «Я».

Воспитатель: Первая остановка «Животные леса».

Воспитатель: Кому нужны деревья в лесу? (Животным, птицам, насекомым).

Дети:

- Зайцы зимой питаются корой дерева.

- Лоси питаются листьями и побегами с деревьев.

- Кабанам нужны желуди дуба.

- Белка строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу.

- Медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу

- Птицы на деревьях строят гнезда.

- Деятель из-под коры деревьев добывает насекомых.

- Гусеницы и жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник.

Воспитатель: Какую пользу приносят деревья?  (Листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).

Воспитатель: Идем дальше.

                          Всех на свете он добрей,

                         Лечит он больных зверей.

- Ребята, кто это? (Дети – Айболит)

Воспитатель: Вторая стоянка на нашем пути: «Айболит». 

- Чем он лечил больных зверей?

Ребенок: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на поляне. А какие – мы сейчас расскажем.

Ребенок 1. 

Ты найдёшь его всегда,
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи,
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!

Ребенок 2. 

Мы для маленькой Алины

Наберём в лесу малины!

Чтобы вылечить болезнь,

Надо ягод много съесть

– В чае тёплом растворить,

 Чашек несколько испить;

Завернуться в одеяло,

Чтоб ещё теплее стало –

И с испариною прочь

Вся болезнь уйдёт за ночь!

                                     

Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?

Дети: мать-и-мачеху, клевер, липу.

                        Ребенок: Липа – средство от простуды.

                                         Знают все о том повсюду.

                                         Хоть невзрачен липы цвет,

                                         Но полезней чая нет.

                                         При ангинах и простудах

                                         Пьют целебный липы чай.

Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса».

- Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети: Лес нам дает плоды, цветы, ягоды, грибы.

Игра «4-й лишний».

Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее.

Мать - и - мачеха, крапива, клевер, сирень.

Дети: Сирень лишний, потому что он

кустарник.

Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.

Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?

Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.

Воспитатель: Наш путь продолжается (проводится физкультминутка «Прогулка в лесу»). Включается фонограмма «Звуки леса».

                                         Дети по лесу гуляли,

                                         За природой наблюдали,

                                         Вверх на солнце посмотрели,

                                         И их лучики согрели.

                                         Бабочки летали,

                                         Крылышками махали.

                                         На нос села пчела,

                                         Посмотрите вниз, друзья.

                                         Мы листочки приподняли,

                                         В ладошку ягоды собрали.

                                         Хорошо мы погуляли!

                                         И немножечко устали!

Воспитатель: Остановка «Музыка леса». 

Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?

Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.

Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – расскажем стихи.

Ребенок 1. Дятлу есть в лесу работа:
                   Заглушая птичий свист,
                   Он выстукивает что-то,
                    Как лихой телеграфист.
                    Ставит точки и тире
                    На березовой коре.

Ребенок 2. Всю ночь,
                   С темноты до рассвета,
                   На ветке сидела сова.
                   И песню сложила про это.
                   А утром забыла слова.

Ребенок 3. Вот еще одна подружка,
                   А зовут ее - кукушка.
                   Сядет скромно на суку
                   И кричит: - Ку-ку, ку-ку!

Ребенок 4. Эта маленькая птица
                   Петь большая мастерица.
                   На берёзке средь ветвей
                   Трель заводит соловей.

Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?
Дети: Кукушка и соловей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Дети: Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.

Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?
Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.

Воспитатель: как назвать их одним словом?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями и нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети проходят через импровизированные ворота).

Воспитатель: Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателям. Рассмотрите рисунки. Какие дети поступают правильно? (работа с сигнальными картами: зеленый правильно, красный неправильно).

Для этого поиграем в игру «Хорошо - плохо». 

Я буду говорить действия, а вы отвечать. Если поступки хорошие, то поднимаете зеленую сигнальную карту, если плохие - «красную».


Если, я приду в лесок и сорву ромашку?
(нет).
Если разведу костёр, а тушить не буду?
(нет).
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
(да).
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет.)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да).
А в лесу я насорю и убрать забуду? (нет).
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да.)


- Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

Воспитатель: Дети, давайте в благодарность Старичоку – Лесовичку нарисуем, все, что увидели, и понравилось, вам во время прогулки в лес.

Пальчиковая гимнастика. Божья коровка

По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Продуктивная деятельность.

Спокойная музыка. На столах у детей: тонированный лист альбомной бумаги, графитный и цветные карандаши.

Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом. Провожу индивидуальную работу. Предупреждаю об окончании работы.

(Готовые работы вывешиваются на доску).

Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. На каких остановках мы побывали?

Дети: «Животные леса», «Айболит», «Дары леса», «Музыка леса»,

Воспитатель: Назовите игры, в которые мы играли (Ответы детей: викторина «Мы друзья природы», д./игра «Узнай дерево по листку», «4й лишний», «Хорошо и плохо»).

Ребенок читает стих.

Давайте вместе Землю украшать.
                                                    (Е. Смирнова).

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать.
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна -
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Список использованной литературы:

1. Бабаева, Т, И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СП.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -352с.»

2. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-512с.

3. Грехова Л. И. В союзе с природой.: Илекса, 2000.

4. Кондратьева Л. Н. Мы. Программа экологического образования детей. СПб

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.

5. Владимирская Л. А. От осени до лета/. Л. А. Владимирская - Волгоград: «Учитель», 2011., 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к старичку Лесовичку». Образовательная область: «Познание».

Цель: Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу.Задачи:ОО «Познание»: - воспитывать бережное отноше...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема «В гости к Старичку – Лесовичку»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности                     для детей подготовительн...

Итоговая непосредственно- образовательная деятельность "Познавательное развитие" ( ФЭМП, Окружающий мир) во второй группе раннего возраста "В гости к солнышку"

Итоговая непосредственно- образовательная  деятельность "Познавательное развитие"( ФЭМП, Окружающий мир) во второй группе раннего возраста "В гости к солнышку"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы №5 на тему: «Юные знатоки»

Обобщение и систематизирование знаний детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствование навыков звукового анализа; умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схе...