Итоговая непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы №5 на тему: «Юные знатоки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

Обобщение и систематизирование знаний детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствование навыков звукового анализа; умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схемам; закрепление умений детей давать полную характеристику звукам речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog_po_ob_gramote.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск

«Центр развития ребенка - детский сад № 46»

 Итоговая непосредственно образовательная деятельность

по обучению грамоте

с детьми подготовительной к школе

группы №5

на тему: «Юные знатоки»

 Подготовила: воспитатель высшей

                                                                  квалификационной категории

                                                                          Гордеева Л. Х.

 Саранск, 2019г.

Программное содержание.

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, логическое мышление и речь детей, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. 

 Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.

Материал и оборудование: конверт с письмом; пазлы; указка; плакаты для определения образа звуков; картинки (шоколад, лук, сок, ламтишка, конфета), буквы (Ш, К, О, Л, А), шкатулка с сюрпризом. Альбомный лист бумаги, ножницы, готовые геометрические фигуры, клей, кисти салфетки, клеенка.

Интеграция образовательных областей: «Социально коммуникативное», «Познавательное», « Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое».

Предварительная работа: Продолжать учить определять место звука и буквы в словах, учить  обозначать слова в предложениях на схеме, используя условные обозначения, учить делить слова на слоги, учить читать слоги.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Словарная работа: абак.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Раздаточный материал: абак, фишки (красные, синие, зеленые).

Ход НОД.

Организационный  момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: – Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе нашла письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, если соберем картинку из частей.

- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Гномик. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все мои испытания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где спрятала сюрприз для вас. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи».

Воспитатель: Проходим на стульчики и тихонечко садимся.

Задание № 1

Это ребята, загадка.

Сели на страничку,

Тридцать три сестрички,

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят.

                                    (Азбука) 

- Сколько букв, в алфавите? (Дети: 33).

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков).

Воспитатель: За правильные ответы получаем подсказку – картинку «Шоколад».

Переходим к следующему заданию.

Задание № 2. «Кто внимательный».

Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.

Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети: Гласные, согласные, а согласные звуки делятся на твердые и мягкие

Воспитатель: Какие звуки называются гласными и почему?

Дети: Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.

Воспитатель: Какие звуки называются согласными и почему?

Дети: Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык.

Воспитатель: Какие буквы не обозначают звуков? (Ответы детей: «Ь» и «Ъ» знаки не обозначают звуков).

Воспитатель: Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую фишку вы покажите?

Дети: Красную.

Воспитатель: Если я назову твердый согласный звук, какую фишку вы покажите?

Дети: Синюю.

Воспитатель: Если вы показали зелёную фишку, то какой я назвала звук?

Дети: Мягкий согласный звук.

Воспитатель: А, Б, Й, В, Ч, О, Ц, Я, Д,  Щ, У.

(Выполнение задания).

Воспитатель: Как можно определить мягкий согласный звук и твердый согласный звук? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: е, ё, и, ю, я, ь. (показывают плакат). Твердые согласные звук будет обозначать, если после них стоят гласные: а, о, к, ы, э (показывает плакат).

Воспитатель: Молодцы, дети! Получаем следующую подсказку – картинку «Лук».

Задание № 3. «Раздели слова на слоги». 

Воспитатель: Гномик вам приготовил слова. Вам нужно определить, сколько слогов в этом слове.

Воспитатель: Как определить, сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Воспитатель: Сколько слогов в твоем имени? (Вероника, Игорь, Мирон…)

(Выполнение задания).

- Молодцы, и с этим заданием вы справились и получаете подсказку - картинку «Сок».

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка

«Буквы».

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать начнут.

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Задание № 4. «Нарисуй схему предложения».

Воспитатель читает стих.

Карточку со схемами

вам в подарок гном принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

- Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.

Выполнение детьми задания у доски.

1. Наступила весна.

2. Прилетели перелетные птицы.

3. На улице светит солнце.

А теперь скажите, сколько слов в этих предложениях? (Два, три, четыре)

1. _______    _________ .

2. _______    _________     __________.

3._______    __________    __________    ___________.

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим, мы в конце предложения и что это, обозначает? (точку, что предложение окончено).

Воспитатель: За правильное ответы получаете следующую подсказку – картинку «Ламтишка».

Задание № 5. Игра «Лестница».

Лестница состоит из 5 ступенек.

1-ая ступенька имеет 6 клеток

2-ая ступенька - 5

3-я ступенька - 4

4-я - 3

5-я - 2.

- Вам нужно придумать слова, начинающиеся с одной и с той же буквы и вписать в клетки лестницы.

Например:

о

н

о

л

я

о

к

н

о

о

б

р

у

ч

о

г

о

р

о

д

                                               

у

м

у

р

а

у

р

о

к

у

л

и

ц

а

у

м

н

и

ц

а

Получаем следующую подсказку – картинку «Конфета».

Воспитатель: А теперь переворачиваем  картинки и составляем слово.

- Какой первый звук в слове «Шоколад» - (Ш).

- Какой последний звук в слове «Лук» - (К).

- Какой звук в середине слова «Сок» - (О).

- Какой первый звук в слове «Ламтишка» - (Л).

- Какой последний звук в слове «Конфета» - (А).

Дети: ШКОЛА.

Воспитатель: Значит, сюрприз связан со словом ШКОЛА.

 «Сделайте звуковой анализ слов».

Воспитатель:  А теперь возьмем абак и составим слово ШКОЛА.

- Скажем все вместе АБАК.

- Валерия, повтори, пожалуйста (абак).

- И последнее каждый ребенок составит свое имя.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы составили схему своих слов?

- Молодцы, дети!

Воспитатель: Вы 1 сентября пойдете в школу, а скоро будете прощаться с детским садом. Давайте представим, как это будет? (Дети  высказывают свое представления).

- Мы сейчас наклеим из готовых геометрических форм детский сад, а шары вырежем из квадрата и прямоугольника, путем сложения в два раза.

Сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

В школу осенью пойду.              Дети «шагают» пальчиками по столу   

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,             Загибают по одному пальчику на обеих руках 

Быстро правильно считать.        Я таким ученым буду!

Я таким ученым буду!                Грозят указательным пальчиком правой руки

Но свой садик не забуду.

Дети наклеивают детский сад из готовых геометрических фигур и вырезывают воздушные шары из цветной бумаги методом сложения вдвое.

 (Выполнение задания).

(Звучит спокойная музыка)

После окончания дети вывешивают свои работы на доску.

Воспитатель: Ребята, здесь шкатулка и записка « Ребята, вы нашли сюрприз, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Гном»

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали  сегодня на занятии. (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь получайте подарки. Воспитатель раздает «5» на ленточке.

Список использованной литературы:

1. Бабаева, Т, И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СП.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -352с.»

2. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013. - 32 c.

3. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

4. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука  – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Нечаева, Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте»/ Н.В. Нечаева. - М.: Федоров, 2014. - 256 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Материал может быть использован как готовая разработка в работе по предшкольной подготовке, с группой воспитанников, имеющих заключение общее недоразвитие речи IV уровня и фонетико-фонематическое недо...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Автор-составитель: Чередникова Ирина ВалерьевнаМесто работы, должность: МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Тополек», учитель-логопед высшей категории.Предмет: обучение грамотеКласс...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте «Веселые звуки» (подготовительная к школе группа)

-     Развиваем у детей  умение называть слова на заданный звук,-     Воспитываем умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей...

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Дифференциация звуков [л] - [р].

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речиДифференциация звуков [л] - [р].Коррекцио...


 

Комментарии

Макеев Александр Константинович

Я вижу несовершенства в данной методике.
Классификация звуков речи неполная. Алфавит кириллица содержит 33 буквы, а звуков-знаков речи-мышления 30. Но буквы кириллицы отображают только 26 элементарных звуков-знаков речи, так как содержит 7 букв, которые дублируют звуки речи, уже имеющие индивидуальную буку, отображающие последовательность их двух или трёх звуков-знаков речи-мышления: Ю, Ё, Я, Е, И, Щ, Й (или Ь).
Правильно познакомить детей с шестью типами звуков речи и с пятью зонами производства звуков речи.
Шесть типов звуков речи производятся на выдохе:
1. Плотным сближением нижних и верхних зональных участков ротового отдела речевого аппарата. При этом производится голосовой тон голосовыми связками гортани. Так производится смычный (сонорный) согласный звук речи.
2. Широким расхождением нижних и верхних зональных участков ротового отдела речевого аппарата. При этом производится голосовой тон голосовыми связками гортани. Так производится гласный звук речи.
3. Одновременным сближением и расхождением нижних и верхних зональных участков ротового отдела речевого аппарата. При этом не производится голосовой тон голосовыми связками гортани. Так производится глухой щелевой (шипящий) согласный звук речи.
4. Одновременным сближением и расхождением нижних и верхних зональных участков ротового отдела речевого аппарата. При этом производится голосовой тон голосовыми связками гортани. Так производится звонкий щелевой (шипящий) согласный звук речи.
5. Из плотного сближения быстрое взрывное расхождение нижних и верхних зональных участков ротового отдела речевого аппарата. При этом не производится голосовой тон голосовыми связками гортани. Так производится глухой взрывной звук речи.
6. Из плотного сближения быстрое взрывное расхождение нижних и верхних зональных участков ротового отдела речевого аппарата. При этом производится голосовой тон голосовыми связками гортани. Так производится звонкий взрывной звук речи.
Педагог предлагает детям прикоснуться большим и указательным пальцем к своей трахее, гортани. И произносить разные звуки речи. Они ощутят пальцами вибрацию своей трахеи и (или) гортани при произношении тех звуков речи, которые произносятся с голосом, то есть, с участием голосовых связок гортани, сближенных до голосовой щели между ними, и под действием потока выдыхаемого воздуха голосовые связки вибрируют, модулируя в выдыхаемом воздухе звук голосового тона.

Пять зон артикуляции, расположенных в ротовом отделе речевого аппарата от самой наружной к самой внутренней:

1. Губно-губная.

2. Задней поверхности резцов – передней части языка.

3. Задней поверхности дёсен верхних резцов – передней части языка.

4. Переднего нёба – передней части языка.

5. Заднего (мягкого) нёба) – задней части языка.

М-У; Ф-В; П-Б (буквы звуков речи, производимых в первой зоне элементарных артикуляций)

Н-О; С-З; Ц-(Дз) (буквы звуков речи, производимых во второй зоне элементарных артикуляций)

Л-А; Ъ-Й; Т-Д (буквы звуков речи, производимых в третьей зоне элементарных артикуляций)

Р-Э; Ш-Ж; Ч-J (буквы звуков речи, производимых в четвёртой зоне элементарных артикуляций)

R-Ы; Х-; (буквы звуков речи, производимых в пятой зоне элементарных артикуляций)

Дети должны знать про удивительный звук-знак речи мягчитель Й он же Ь. Как самостоятельный звук речи и после гласного мягчитель звучит йотой. А после гласного и (или) перед гласным мягчитель не имеет собственного звучания, сливается с предшествующим согласным и последующим гласным производится при этом соответствующий мягкий согласны и мягкий гласный.
Например, в слове мяч.
Литература

Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. – 108 с.