Главные вкладки

    Итоговая непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы №5 на тему: «Юные знатоки»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Гордеева Лиля Хажмухаметовна

    Обобщение и систематизирование знаний детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствование навыков звукового анализа; умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схемам; закрепление умений детей давать полную характеристику звукам речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon itog_po_ob_gramote.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск

    «Центр развития ребенка - детский сад № 46»

     Итоговая непосредственно образовательная деятельность

    по обучению грамоте

    с детьми подготовительной к школе

    группы №5

    на тему: «Юные знатоки»

     Подготовила: воспитатель высшей

                                                                      квалификационной категории

                                                                              Гордеева Л. Х.

     Саранск, 2019г.

    Программное содержание.

    Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

    Развивающие: развивать фонематическое восприятие, логическое мышление и речь детей, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. 

     Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.

    Материал и оборудование: конверт с письмом; пазлы; указка; плакаты для определения образа звуков; картинки (шоколад, лук, сок, ламтишка, конфета), буквы (Ш, К, О, Л, А), шкатулка с сюрпризом. Альбомный лист бумаги, ножницы, готовые геометрические фигуры, клей, кисти салфетки, клеенка.

    Интеграция образовательных областей: «Социально коммуникативное», «Познавательное», « Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое».

    Предварительная работа: Продолжать учить определять место звука и буквы в словах, учить  обозначать слова в предложениях на схеме, используя условные обозначения, учить делить слова на слоги, учить читать слоги.

    Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

    Словарная работа: абак.

    Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

    Раздаточный материал: абак, фишки (красные, синие, зеленые).

    Ход НОД.

    Организационный  момент.

    Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

    Дети: – Здравствуйте.

    Эмоциональная настройка.

    Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

    Дети: Хорошее, радостное, веселое.

    Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

    Собрались все дети в круг.

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Крепче за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе нашла письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

    Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, если соберем картинку из частей.

    - Всё ясно, значит, письмо нам прислал Гномик. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).

    «Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все мои испытания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где спрятала сюрприз для вас. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи».

    Воспитатель: Проходим на стульчики и тихонечко садимся.

    Задание № 1

    Это ребята, загадка.

    Сели на страничку,

    Тридцать три сестрички,

    Сели рядом - не молчат,

    Нам загадки говорят.

                                        (Азбука) 

    - Сколько букв, в алфавите? (Дети: 33).

    -Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

    - Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

    (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков).

    Воспитатель: За правильные ответы получаем подсказку – картинку «Шоколад».

    Переходим к следующему заданию.

    Задание № 2. «Кто внимательный».

    Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.

    Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

    Дети: Гласные, согласные, а согласные звуки делятся на твердые и мягкие

    Воспитатель: Какие звуки называются гласными и почему?

    Дети: Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.

    Воспитатель: Какие звуки называются согласными и почему?

    Дети: Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык.

    Воспитатель: Какие буквы не обозначают звуков? (Ответы детей: «Ь» и «Ъ» знаки не обозначают звуков).

    Воспитатель: Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую фишку вы покажите?

    Дети: Красную.

    Воспитатель: Если я назову твердый согласный звук, какую фишку вы покажите?

    Дети: Синюю.

    Воспитатель: Если вы показали зелёную фишку, то какой я назвала звук?

    Дети: Мягкий согласный звук.

    Воспитатель: А, Б, Й, В, Ч, О, Ц, Я, Д,  Щ, У.

    (Выполнение задания).

    Воспитатель: Как можно определить мягкий согласный звук и твердый согласный звук? (Ответы детей).

    Воспитатель: Правильно, как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: е, ё, и, ю, я, ь. (показывают плакат). Твердые согласные звук будет обозначать, если после них стоят гласные: а, о, к, ы, э (показывает плакат).

    Воспитатель: Молодцы, дети! Получаем следующую подсказку – картинку «Лук».

    Задание № 3. «Раздели слова на слоги». 

    Воспитатель: Гномик вам приготовил слова. Вам нужно определить, сколько слогов в этом слове.

    Воспитатель: Как определить, сколько в слове слогов?

    Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Воспитатель: Сколько слогов в твоем имени? (Вероника, Игорь, Мирон…)

    (Выполнение задания).

    - Молодцы, и с этим заданием вы справились и получаете подсказку - картинку «Сок».

    Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

    Физкультминутка

    «Буквы».

    В старом дереве дупло.

    Это домик буквы О.

    (Дети делают круговые движения руками.)

    Рядом с нею на суку

    Примостилась буква У.

    (Садятся на корточки.)

    В гости к ним издалека

    Прибежала буква А.

    (Бегут на месте.)

    Прилетела буква Я

    На спине у воробья.

    (Машут руками, как крыльями.)

    Буквы стали веселиться:

    И смеяться, и кружиться.

    То попрыгают немножко,

    То похлопают в ладошки,

    То присядут отдохнут,

    То опять плясать начнут.

    (Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

    Задание № 4. «Нарисуй схему предложения».

    Воспитатель читает стих.

    Карточку со схемами

    вам в подарок гном принес

    Вы ж проявите свое умение

    Составьте со словами предложения!

    - Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.

    Выполнение детьми задания у доски.

    1. Наступила весна.

    2. Прилетели перелетные птицы.

    3. На улице светит солнце.

    А теперь скажите, сколько слов в этих предложениях? (Два, три, четыре)

    1. _______    _________ .

    2. _______    _________     __________.

    3._______    __________    __________    ___________.

    Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим, мы в конце предложения и что это, обозначает? (точку, что предложение окончено).

    Воспитатель: За правильное ответы получаете следующую подсказку – картинку «Ламтишка».

    Задание № 5. Игра «Лестница».

    Лестница состоит из 5 ступенек.

    1-ая ступенька имеет 6 клеток

    2-ая ступенька - 5

    3-я ступенька - 4

    4-я - 3

    5-я - 2.

    - Вам нужно придумать слова, начинающиеся с одной и с той же буквы и вписать в клетки лестницы.

    Например:

    о

    н

    о

    л

    я

    о

    к

    н

    о

    о

    б

    р

    у

    ч

    о

    г

    о

    р

    о

    д

                                                   

    у

    м

    у

    р

    а

    у

    р

    о

    к

    у

    л

    и

    ц

    а

    у

    м

    н

    и

    ц

    а

    Получаем следующую подсказку – картинку «Конфета».

    Воспитатель: А теперь переворачиваем  картинки и составляем слово.

    - Какой первый звук в слове «Шоколад» - (Ш).

    - Какой последний звук в слове «Лук» - (К).

    - Какой звук в середине слова «Сок» - (О).

    - Какой первый звук в слове «Ламтишка» - (Л).

    - Какой последний звук в слове «Конфета» - (А).

    Дети: ШКОЛА.

    Воспитатель: Значит, сюрприз связан со словом ШКОЛА.

     «Сделайте звуковой анализ слов».

    Воспитатель:  А теперь возьмем абак и составим слово ШКОЛА.

    - Скажем все вместе АБАК.

    - Валерия, повтори, пожалуйста (абак).

    - И последнее каждый ребенок составит свое имя.

    Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы составили схему своих слов?

    - Молодцы, дети!

    Воспитатель: Вы 1 сентября пойдете в школу, а скоро будете прощаться с детским садом. Давайте представим, как это будет? (Дети  высказывают свое представления).

    - Мы сейчас наклеим из готовых геометрических форм детский сад, а шары вырежем из квадрата и прямоугольника, путем сложения в два раза.

    Сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

    В школу осенью пойду.              Дети «шагают» пальчиками по столу   

    Там друзей себе найду,

    Научусь писать, читать,             Загибают по одному пальчику на обеих руках 

    Быстро правильно считать.        Я таким ученым буду!

    Я таким ученым буду!                Грозят указательным пальчиком правой руки

    Но свой садик не забуду.

    Дети наклеивают детский сад из готовых геометрических фигур и вырезывают воздушные шары из цветной бумаги методом сложения вдвое.

     (Выполнение задания).

    (Звучит спокойная музыка)

    После окончания дети вывешивают свои работы на доску.

    Воспитатель: Ребята, здесь шкатулка и записка « Ребята, вы нашли сюрприз, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Гном»

    Воспитатель: Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали  сегодня на занятии. (Ответы детей).

    Воспитатель: А теперь получайте подарки. Воспитатель раздает «5» на ленточке.

    Список использованной литературы:

    1. Бабаева, Т, И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СП.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -352с.»

    2. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013. - 32 c.

    3. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

    4. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука  – Волгоград: Учитель, 2009.

    5. Нечаева, Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте»/ Н.В. Нечаева. - М.: Федоров, 2014. - 256 c.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

    Материал может быть использован как готовая разработка в работе по предшкольной подготовке, с группой воспитанников, имеющих заключение общее недоразвитие речи IV уровня и фонетико-фонематическое недо...

    Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

    Автор-составитель: Чередникова Ирина ВалерьевнаМесто работы, должность: МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Тополек», учитель-логопед высшей категории.Предмет: обучение грамотеКласс...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте «Веселые звуки» (подготовительная к школе группа)

    -     Развиваем у детей  умение называть слова на заданный звук,-     Воспитываем умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей...

    КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»

    Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

    государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...