Образовательная деятельность с дошкольниками «Как зайчик менял шубу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей среднего дошкольного возраста  с процессом линьки зайца в условиях дикой природы, закрепляет ранее полученные знания об условиях обитания дикого зайца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: Средняя группа

Тема: «Как зайчик менял шубу»

Основные цели: продолжать знакомить детей с жизнью животных в зимних условиях; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных.

Дидактические материалы: бумажные следы зайца, кора дерева, мех (вата), бумажные комки двух цветов, игрушка кролика.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей среднего дошкольного возраста  с процессом линьки зайца в условиях дикой природы, закрепляет ранее полученные знания об условиях обитания дикого зайца.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

- Ребята, какое время года сейчас идет?

- Вы любите зиму?

- За, что вы любите зиму?

-  Кому из вас нравится гулять по зимнему лесу?

- А что можно увидеть только в зимнем лесу?

- Деревья, снег, животных (воспитатель выслушивает все ответы детей).

- А что могут оставлять животные на снегу? (Следы).

- Чьи следы можно увидеть на снегу. (Воспитатель выслушивает все ответы детей).

- Закройте глаза и приготовьтесь к волшебству. Сейчас мы с вами окажемся в зимнем лесу, раз, два, три - волшебство произойди.

- Ребята, будьте внимательны, ищите следы. (Дети находят следы)

- А вот и первые следы. Вы знаете, чьи они? (Зайчика, кролика). Давайте посмотрим, куда они нас приведут (дети вместе с воспитателем приходят в изостудию).

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (кролик).

(Воспитатель говорит за Кролика измененным голосом)  «Здравствуйте, ребята. Я приехал к своему двоюродному брату - Зайцу. И был очень удивлен, что Зайчик поменял цвет свое шубки. Я не знаю, как он это сделал. Помогите мне узнать».

  1. Актуализация

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о подготовке лесных животных к зиме. 

– Ребята, для чего Зайчик поменял свою серую шубку на белую? (защита от врагов - на белом снегу зайчика будет невидно; зимняя шубка теплее летней).

-Дети, а у зайчика есть враги в лесу?

Дидактическая игра «Кого боится зайчик?» (игра проводится на интерактивной доске). Цель: закрепить знания детей о диких животных, которые представляют угрозу для зайцев.

  1. Затруднение в ситуации. 

Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

- Дети, а как же зайчик меняет свою шубку?  Может она у него на молнии? Или у зайчика есть гардероб летней и зимней одежды? (воспитатель выслушивает все варианты детей).

- У вас очень интересные ответы. Но в лесу нет магазинов.

- Смогли мы ответить на вопрос?

- Почему не смогли? (мы не знаем, как зайчик меняет шубку).

4.  «Открытие» нового знания (способа действия). 

Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

- А как мы можем это узнать?

Дети:

 - Спросить у того, кто знает, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в Интернете, спросить у волшебного экрана.

- Никто не знает, как зайчик меняет шубку, книг, энциклопедий и Интернета у нас нет. Что же делать?

Дети:

- Спросить у волшебного экрана.

Воспитатель:

- Давайте спросим у волшебного экрана. (Воспитатель показывает видеофрагмент, как зайчик линяет. После просмотра видео, воспитатель объясняет детям увиденное, если они затрудняются).

-  Ребятки звери не покупают себе шубки в магазине и не снимают их с помощью молнии.  Шубка у зверей вырастает сама.  Из-под старого меха вырастает новый  пушистый и тёплый мех – этот процесс смены меха называется линькой. А чтобы избавиться от старого меха, животные трутся о кору дерева и на коре остаются ворсинки и клочки старого меха.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка. 

Дидактическая задача: закрепить знания о том, как зайчик меняет шубку, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

- Хотите проверить через опыт, как у зайчика происходит линька?

Опыт «Как зайчик меняет шубку»

-Посмотрите, что я нашла в лесу. (кора дерева)

- Возьмите в руки кору дерева и потрогайте ее. Какая кора на ощупь? (неровная).

- Она везде одинаковая? И спереди и сзади?

- А теперь, возьмите кусочки меха (ватные диски) и потрите их об кору дерева.

- Посмотрите на кору, что вы видите на ней? (ворсинки, шерсть)

-Правильно.  На шершавой стороне коры остаются старые ворсинки меха.

- Ребята, расскажите Кролику, как Зайчик меняет шубку (дети рассказывают Кролику про линьку). Кролик вам очень благодарен за то, что вы рассказали ему про линьку.

- Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Раз-два-три волшебство произойди.

6. Осмысление.

Дидактическая задача: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

- Ребята, где мы сегодня были? (в лесу). Кому помогли? Что нового узнали?  (Узнали, что зайчик линяет. И для этого он чешется своей шубкой об кору деревьев).

Рефлексия «Снежный ком».

Те дети, которые на занятии узнали, что-то новое возьмите белый комок снега (ком бумаги). А ребята, которые ничего нового не узнали, возьмите серый комок снега.

Комментарий к сценарию: Данная тема «Как зайчик менял шубку» является одной из тем календарного и перспективного планирования по познавательному развитию (окружающий мир) и соответствует задачам среднего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по технологии «Ситуация».

Литература:

Интернет ресурсы – видео линьки зайца «Прощание с зимой»

https://www.youtube.com/watch?v=fmPNugyrGNw


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ «Как зайчик менял шубку»

Слайд 2

Номинация : Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Как зайчик менял шубу» Основные цели: продолжать знакомить детей с жизнью животных в зимних условиях; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. "В гости к зайчику"

Непосредственно образовательная деятельность.Образовательная область «Познание», «Здоровье».«В гости к зайчику»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Лепка "Зайчики на полянке" в средней группе.

Этот конспект предполагает развитие творческих способностей детей, творческого воображения и восприятия; тренирует моторику рук, воспитывает экокультуру и желание работать в коллективе. Через игровую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у зайчика в лесу" с презентацией для первой младшей группы.

Это познавательное развитие.Развиваем тактильныуе ощущения, обогащаем словарь: холодная,тёплая,сырая вода: закрепляем умение отличать и называть величины предметов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Научите меня видеть чудеса» (по рассказу В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»)

"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взросл...