Паспорт педагогического проекта "Азбука безопасности"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день: это дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитые и опасные для детей растительный мир. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_azbuka_bezopasnosti.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Азбука безопасности»
Проблема: Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем существенно изменились условия жизни человека, но безопасность жизнедеятельности и сейчас представляет серьезную проблему и в первую очередь безопасность детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома. Предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, газовые и электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы. и т. п.). Особую опасность представляют детские шалости, приводящие к пожару.
Цель: Систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
- воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему
- воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.
-повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта): подбор и изучение методической литературы по теме; цикл познавательных занятий по безопасности; исследовательская и практическая деятельность детей по изучению правил безопасности; выставка рисунков «Правила безопасности».
Вид проекта: групповой.
Состав участников: воспитанники младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Межпредметные связи:
Название раздела программы | Содержание, задачи |
Познание | Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на безопасную тематику, ситуаций безопасного поведения во время опасности в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве. |
Коммуникация | Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок. |
Художественное творчество | Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование) |
Чтение художественной литературы | Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание пословиц, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного. |
Здоровье | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение. |
Социализация | Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, сюжетно – ролевые игры. Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей. |
Физическая культура | Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: книги, интернет-ресурсы.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. Магнитофон.
2. Диски с мультфильмами «Смешарики: Азбука безопасности», «Смешарики: Азбука здоровья», «Уроки тетушки Совы: Уроки осторожности».
3. Плакаты по основам безопасности жизнедеятельности.
4. Иллюстрации по теме проекта.
5. Настольно-печатные игры.
6. Дидактические игры.
7. Ноутбук.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Поисковый | Сбор информации | Сентябрь 2021г. |
Аналитический | Анализ информации | Сентябрь 2021г. |
Практический | Активная деятельность педагогов и детей | Октябрь 2021г. - январь 2022г. |
Презентационный | Презентация педагогического проекта | Январь 2022г. |
Организационные формы работы над проектом:
Формы работы | Сроки |
Занятия | Октябрь 2021г.- январь 2022г. |
Наблюдения | Октябрь 2021г.- январь 2022г. |
Эксперименты, опыты | Октябрь 2021г.- январь 2022г. |
Беседы | Октябрь 2021г.- январь 2022г. |
Игры | Октябрь 2021г.- январь 2022г. |
Форма проведения презентации: выставка рисунков «Правила безопасности»; мультимедийная презентация.
Пояснительная записка
Автор проекта: воспитатель младшей группы Шаповалова Людмила Владимировна.
Участники проекта: воспитанники младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Срок реализации: сентябрь 2021г.- январь 2022г. (средней продолжительности).
I этап – подготовительный (поисково-аналитический).
Проблема: Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем существенно изменились условия жизни человека, но безопасность жизнедеятельности и сейчас представляет серьезную проблему и в первую очередь безопасность детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома. Предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, газовые и электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы. и т. п.). Особую опасность представляют детские шалости, приводящие к пожару.
Актуальность проблемы: Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека. Анализ статистических данных показывает, что количество ДТП с участием детей существенно увеличивается во время летних каникул. В связи с этим, в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, проводится профилактическая акция «Внимание - дети!» Надо отметить, что в последнее время сокращается доля ДТП, происходящих по вине детей, и теперь в большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений правил дорожного движения водителями, нарушений правил перевозки детей.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цель: Систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
- воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему
- воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.
-повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• создание условий для усвоения и закрепления знаний детей по охране и безопасности жизни;
• становление готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
• формирование элементарных навыков самосохранения;
• расширение кругозора воспитанников.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
II этап – практический.
Формы работы | Тема |
Работа с детьми | |
НОД | «Внешность человека может быть обманчива», «Не попади в беду на дороге», аппликация «Автобус», аппликация «Светофор», «Опасные предметы», рисование «Пожарная машина спешит на помощь» |
Экскурсии | Экскурсия на кухню, экскурсия к пешеходному переходу. |
Наблюдения | «Работа водителя», «Работа дворника», «Работа инструктора по физической культуре» |
Чтение | С. Маршак «Кошкин дом», Г. Шалаева «Спичка – невеличка», К. Оленев «Пожарная машина», К. Чуковский «Путаница», С. Еремеев «Правила движения», Н. Плещеев «Стойте, ждите, проходите!», Н. Носов «Автомобиль», Р. Фархади «Светофор» |
Рассматривание иллюстраций | «Дорожные знаки», «Опасные ситуации», «Азбука безопасности на дороге», «Улицы города», «Транспорт», «Безопасность в быту», «Осторожно: огонь», «Азбука здоровья», лесные пейзажи, содержащие различные водоемы. |
Беседы | «Если я дома один», «Спички детям не игрушки», «Как вести себя на дороге», «Правила поведения на дороге», «Правила для пешеходов», «Витамины для моего здоровья», «Безопасность зимой»
|
Игры | Настольные игры: «Город, в котором мы живем», «Знаки дорожного движения», «Ребенок на улице города», «Ребенок дома», «Ребенок и другие люди», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка». Дидактические игры: «Разрешается-запрещается», «Дорожные знаки», «Внимание!Дорога!», «Съедобное-несъедобное», «Какой огонек зажегся? », «Что говорит светофор? », «Можно – нельзя», «Отбери предметы, которые нельзя трогать», «Найти и обезвредить», «Сто бед», «Я иголки не боюсь», «Куда поедет автомобиль? », «Хорошо – плохо», «Кому что нужно», «Польза и вред огня», «Чем тушат пожар», «Найди свой знак», «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «Подскажи словечко», «Как избежать неприятностей», «Чем опасны электроприборы». Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Веселый пешеход», «Воробушки и автомобиль». Сюжетно-ролевые игры: «Шофёры», «Автобус». Игра – инсценировка «Кошкин дом», «Правила уличного движения». Настольный и плоскостной театр по сказкам «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом». |
Работа с родителями | |
Беседы | «Ребенок и дорога», «Безопасность ребенка» |
Консультации | «Безопасность в вашем доме», «Дети и незнакомцы» «Правила дорожного движения», «Режим дня».
|
Рекомендации | «Здоровый образ жизни семьи», «Родители - главный пример для ребенка!» |
Анкеты | «Вы и Ваши дети на улицах города» |
Продукты проекта для педагогов:
1. Библиография по теме проекта.
2. Перспективное планирование по данной теме.
3. Конспекты по теме проекта.
4. Презентация проекта.
Продукты проекта для детей:
1. Папка «Стихи. Загадки».
2. Выставка рисунков «Правила безопасности».
3. Макет «Дорожное движение»
Продукты проекта для родителей:
1. Анкетирование.
2. Консультации.
3. Презентация проекта на собрании.
4. Совместное творчество с детьми.
III этап – презентационный.
1. Выставка рисунков «Правила безопасности».
2. Сборник стихов, загадок о бытовой технике, транспорте (при участии родителей).
3. Презентация проекта «Азбука безопасности».
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009.-144с.
2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения/ Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загреба-ева. - М. : Дрофа, 2007.- 75 с. – (Дошкольник. Основы безопасности жизнедеятельности) .
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. - АЙРИС-пресс Издательство, 2008. – 200с.
4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2010.- 64с. - (Вместе с детьми) .
5. Средняя группа: Разработки занятий. Пожарная безопасность. / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.- 96с.
6. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
7. ПДД. Занимательные материалы. Младшая и средняя группы/ Сост. Л. Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 96с
8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд, испр. и доп. – М. : Мозаика – синтез, 2005.-208с
9. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.- 112с.
10. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей дет. Сада. - 3-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1979.-63.
11. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2009.- 80с. - (Вместе с детьми) .
12. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М: ТЦ Сфера, 2010.- 64 с. – (Вместе с детьми) .
13. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. -сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.
Приложение
1. Перспективное планирование по теме «Азбука безопасности».
2. Конспекты занятий по данной теме.
3. Анкеты для родителей.
4. Консультации для родителей.
5. Стихи, загадки на данную тему.
6. Фотоотчёт.
Перспективное планирование совместной детско-взрослой деятельности по
теме проекта «Азбука безопасности»
Месяц | Неде ля меся ца | Совместная деятельность взрослого и ребёнка | ||||
НОД | Беседа | Наблюдение экскурсия | Чтение, рассматрива- ние | Игра | ||
Октябрь | I | «Витамины для моего здоровья» | Экскурсия на кухню | Рассматривание альбома «Азбука здоровья» | Настольные игры: «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», дидактическая игра «Съедобное-несъедобное» | |
II | «Если я дома один» | Г. Шалаева «Спичка – невеличка» | Настольная игра: «Ребенок дома», дидактические игры «Отбери предметы, которые нельзя трогать», «Найти и обезвредить», | |||
III | «Внешность человека может быть обманчива» | Настольная игра: «Ребенок и другие люди», дидактические игры «Можно – нельзя», «Сто бед» | ||||
IV | «Как вести себя на дороге» | С. Еремеев «Правила движения», рассматривание макета «Улицы города» | Настольная игра «Город, в котором мы живем», дидактические игры «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки» | |||
Ноябрь | I | Экскурсия к пешеходному переходу | Рассматривание «Дорожные знаки» | Настольная игра «Знаки дорожного движения», дидактические игры: «Разрешается-запрещается», «Найди свой знак» | ||
II | «Не попади в беду на дороге» | Н. Плещеев «Стойте, ждите, проходите!», рассматривание плаката «Азбука безопасности на дороге» | Дидактические игры: «Внимание! Дорога!», «Подскажи словечко», подвижная игра «Воробушки и автомобиль» | |||
III | «Правила поведения на дороге» | «Работа водителя» | Рассматривание коллекции «Транспорт» | Дидактическая игра «Куда поедет автомобиль?», подвижная игра «Цветные автомобили» | ||
IV | аппликация «Автобус» | Н. Носов «Автомобиль» | Настольная игра «Ребенок на улице города», дидактическая игра «Угадай профессию» | |||
Декабрь | I | «Правила для пешеходов» | Дидактическая игра «Какой огонек зажегся?», подвижная игра «Светофор» | |||
II | аппликация «Светофор» | Р. Фархади «Светофор» | Дидактическая игра «Что говорит светофор?», подвижная игра «Веселый пешеход» | |||
III | «Безопасность зимой» | «Работа дворника» | Рассматривание плаката «Осторожно: огонь» | Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» | ||
IV | «Опасные предметы» | С. Маршак «Кошкин дом», рассматривание плаката «Безопасность в быту» | Дидактические игры «Я иголки не боюсь», «Чем опасны электроприборы | |||
Январь | II | «Спички детям не игрушки» | «Работа инструктора по физической культуре» | К. Чуковский «Путаница» | Дидактическая игра «Польза и вред огня» | |
III | рисование «Пожарная машина спешит на помощь» | К. Оленев «Пожарная машина» | Дидактическая игра «Чем тушат пожар», игра – инсценировка «Кошкин дом» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"
Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...
Паспорт педагогического проекта в младшей группе на тему "Игрушки"
Педагогический проект на тему "Игрушки" в младшй группе...
Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»
Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...
Паспорт педагогического проекта «Азбука безопасности»
Главной задачей семьи и ДОУ является забота о сохранении жизни ребенка. Дети не умеют еще управлять своим поведением на улице, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому...
Паспорт педагогического проекта по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Умники и умницы идут по улице» для детей 6-7 лет.
В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного...
Паспорт педагогического проекта "Безопасные дороги"
Сформировать у детей навыки правильного поведения в роли пешехода и пассажира транспортного средства....
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕМУ: "МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ" С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Проект по безопасности "Минутки безопасности"...