Проект: "Коренные жители Сибири-Буряты"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тарасова Татьяна Николаевна

Формирование у детей старшей группы первичных представлений о коренных народах Сибири через ознакомление с национальной культурой бурят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_korennye_zhiteli_sibiri-buryaty.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковский детский сад комбинированного вида»

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ:

«Коренные жители Сибири-Буряты»

Старшая группа

Воспитатель: Тарасова Татьяна Николаевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Подготовительный этап:

Наименование проекта

«Коренные жители Сибири-Буряты»

Актуальность проекта

Нашу группу посещают дети разных национальностей. Основную часть группы составляют русские дети. В группу пришли дети по национальности буряты. Дети обратили внимание на внешние различия и стали задавать по этому поводу вопросы. Возникла необходимость познакомить детей с коренными жителями Сибири-бурятами.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители, библиотекарь Марковского Дома культуры

Цель проекта

Формирование у детей старшей группы первичных представлений о коренных народах Сибири через ознакомление с национальной культурой бурят.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные: 

- формировать знания о национальном жилище бурят - юрта, музыкальных инструментах, орнаменте, играх бурят;

- знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями и своеобразием бурятского народного фольклора.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;

- повысить речевую активность детей, активизировать словарь новыми словами: юрта, улус, зимник, бурятские народные музыкальные инструменты-чанза, иочин, лимба, бишхур и др; бурятский национальный костюм-малгай, дэгэл, гутулы;

- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к культурному наследию бурятского народа;

-воспитывать уважение к традициям людей других национальностей;

- формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей;

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств

Для педагогов:

- подобрать и изучить художественную, методическую и научно –познавательную литературу по данной теме (легенды, рассказы, загадки, стихи и др);

-  подготовить практический и дидактический материал по теме;

- составить план проекта «Коренные жители Сибири- Буряты»;

- подготовить консультацию для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»;

- подготовить консультацию для родителей: «Знакомим детей с бытом народов Прибайкалья»;

- подобрать видео, аудио по теме.

Для родителей:

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по теме проекта (пополнение предметно-развивающей среды);

- активизировать взаимодействие с родителями по формированию у детей познавательной активности;

- создать условия для совместной деятельности детей и родителей в подборе и изготовлении необходимых атрибутов для игр.

Сроки реализации

Краткосрочный-7 дней

Тип проекта

Информационно-творческий

Продукт проекта

1. Макет «Байкал-жемчужина Сибири»

2. Макеты «Бурятская юрта»

3. Настенное панно «Животные, рыбы и птицы, населяющие Сибирь»

4. Настольная игра лото «Найди такой же узор»

5. Настольная игра «Сложи узор» (по мотивам народных бурятских узоров)

6. Дидактическая игра: «Одень куклу в национальный костюм»

7. Картотека бурятских народных игр

8. Картотека бурятских народных сказок

9. Альбом «Народные бурятские куклы»

10.Презентация: «Традиции и быт  Бурят»

Особенности проекта

В проекте доминирует творческий вид деятельности. Проект носит фронтальный характер так как проводится со всей группой детей. Ребенок выступает  заказчиком, исполнителем и непосредственным участником проекта.

Условия реализации проекта

Материально-технические: компьютер, принтер, проектор, различные материалы (бумага, клей, краски, карандаши, раскраски по теме, трафареты орнамента; спортивные принадлежности-лук со стрелами, щит для метания в цель, канат)

Финансовое оснащение: не потребовалось

Кадровое: дети старшей группы № 1-24 человека, два педагога, родители воспитанников

Информационные:  

1. Журнал «Сибирячок» № 3, 4,5 -2018г., № 3 2019 г., № 3 -2021г., № 5-2016г.

2.В.Стародумов. Байкальские сказки. Иркутск. Восточно –Сибирское книжное издательство 1979г.

3.«Сказки народов Сибири» Г.А.Смирнова Красноярск, Издательство «Витал» 1992г.

Интернет – ресурсы:

- https://skazkibasni.com/buryatskie-skazki

- https://abesu.org/origami-yurta

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Буряты

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Праздники_Бурятии

- https://burjatskie-skazki.larec-skazok.ru/

- https://stihi.ru/2014/01/12/4749

- https://www.bestreferat.ru/referat-109208.html

Планируемые результаты

- Дети приобретут знания о национальности буряты. Познакомятся с культурой, традициями и обычаями бурятского народа.

- Словарь детей пополниться таким терминами как: юрта, улус, зимник, чанза, иочин, лимба, бишхур, гутал, малгай, дэгэл;

- В ходе проектной деятельности дети научаться самостоятельно действовать, добывать нужную информацию делать выводы, обобщать, логически мыслить.

- Дети приобретут опыт публичного выступления при защите результатов продуктов проекта.

Основной этап.

Период

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Понедельник

1.Участие детей в беседе о родном крае -Сибири и о коренных народах, населяющих наш край, Прибайкалье с давних времен, и рассматривание иллюстраций.

2.Прослушивание песни «Цветок Байкала»

3. Участие детей в создании панно «Байкал»

1.Консультация для родителей: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

2.  Выучить с детьми  стихотворения о Байкале

1. Беседа с детьми о родном крае -Сибири и о коренных народах, населяющих наш край с давних времен

2. Приготовить иллюстрации по теме: (юрта, национальные бурятские музыкальные инструменты, национальная бурятская одежда, национальные блюда, национальные орнаменты и др.)

3. Собрать картотеку народных бурятских игр

4.Приготовить материал для создания коллективного панно «Байкал»

Вторник

1.Ррассматривание иллюстраций с изображением разных бурятских юрт, рассказ, о том, как их собирают, что находиться внутри юрты. Почему у бурят были такие жилища.

2.Слушанье бурятской сказки «Будамшу»

3.Конструирование из бумаги: «Юрта»

4.Лепка «Нерпёнок»

5. Слушание детьми бурятской народной сказки» Хитрый Будамшу»

6.Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки на Байкале»

1. Предложить

Родителям сделать с детьми национальное жилище бурят –юрту

2. Рекомендовать для чтения с детьми бурятские народные сказки.

2. Просмотр дома  познавательных фильмов по теме

1. Знакомство детей с национальным жилищем бурят –юртой, рассказ о том, как их изготавливают, рассматривание иллюстраций

2. Собрать картотеку бурятских народных сказок

3. Чтение бурятской народной сказки «Будамшу»

3.Конструирование совместно с детьми: «Юрта»

4. Чтение бурятской народной сказки» Хитрый Будамшу»

5. Создать условия для  сюжетно-ролевой игры «Рыбаки на Байкале» (приготовить атрибуты к игре)

Среда

1.Участие детей в беседе. Знакомство с бурятскими национальными узорами, их особенностями.

2.Игры детей в лото: «Найди такой же узор»,

3.Настольная игра: «Сложи узор»

4. Раскрашивание детьми национальных узоров.

5. Презентация детьми своих юрт.

6. Слушание сказки «Курица и летучая мышь»

1.Родителям предложить сделать альбом «Бурятские куклы»

2. Изготовить дидактическую игру: «Одень куклу в национальный костюм»

1. Изготовить лото: «Найди такой же узор» (по мотивам бурятских национальных узоров)

2. Изготовить настольную игру: «Сложи узор»

3. Беседа с детьми. Знакомство с бурятскими национальными узорами, их особенностями.

4.Приготовить раскраски-трафареты с бурятскими национальными узорами.

5. Чтение сказки детям

«Курица и летучая мышь»

Четверг

1. Беседа с детьми о национальном костюме бурят

2. Рисование бурятской шапки- малгай, платья-дэгэл и презентация своих работ.

3. Раскрашивание детьми трафаретов одежды

4.Настольная игра: «Одень куклу в национальный костюм»

5. Слушание сказки «Ангарские бусы»

1.Консультация для родителей: «Знакомим детей с бытом народов Прибайкалья»

2.Предложить сделать шапки –малгай для игр и развлечения.

1.Рассказ-беседа с рассматриванием иллюстраций «Бурятский национальный костюм

2. Приготовить раскраски –трафареты национальной одежды бурят

3. Чтение сказки «Ангарские бусы»

Пятница

1.Участие детей в беседе «Бурятские народные музыкальные инструменты. Прослушивание их звучания.

2. Рассматривание детьми альбома «Бурятские куклы»

3. Рисование детьми по замыслу: (юрта, национальная одежда) и презентация своих работ.

4. Слушание детьми бурятской народной сказки «Зима и лето»

1. Предложить родителям принести в группу для создания коллекции «Сувениры Байкала» экспонаты (магниты, камни, статуэтки  идр.)

1.Создать аудиокартотеку: «Песни на бурятском языке;

Звучание музыкальных инструментов-бишхур, чанза, иочин, лимба;

видео национального танца «Ёхор».

2. Беседа с детьми: «Бурятские народные музыкальные инструменты».

3. Приготовить материал для самостоятельной художественной деятельности детей (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, трафареты одежды)

4. Чтение детям бурятской народной сказки «Зима и лето»

Понедельник

1.Экскурсия в библиотеку с детьми

«Беседа о национальных бурятских праздниках и традициях»

2. Слушание бурятской народной сказки «Золотая чаша»

3. Участие детей в изготовлении макета «Байкал»

1.Предложить родителям принести атрибуты к развлечению (лук, стрелы, щит для метания в цель)

2. Рекомендовать родителям продолжать ознакомление детей с национальностью –Буряты. При посещении посёлка Аршан, свозить детей на экскурсию в бурятский Дацан

1.Организовать экскурсию в библиотеку ДК Маркова.

2.Экскурсия с детьми в библиотеку. Тематическое занятие совместно с библиотекарем «Беседа о национальных бурятских праздниках и традициях».

3.Чтение с детьми бурятской народной сказки «Золотая чаша»

4.Приготовить материал для изготовления макета «Байкал»

Заключительный этап

1. Презентация: «Традиции и быт Бурят»

2.Развлечение с детьми «Бурятские народные игры»

Перспектива развития проекта. Продолжать знакомить детей с людьми разных национальностей, населяющих наш посёлок (по выбору детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Коренные жители севера: ханты и манси"

сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....

Педагогический проект "Коренные жители Кузбасса".

Знакомство детей в коренными жителями Кузбасса. Их традициями, образом жизни....

Информационно – творческий проект «Коренные жители Югры»

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...

Проект Коренные жители Югры

Расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патрио...

Проект "Коренные жители Югры 2024г"

Север - это удивительный край с удивительным наролом. Тайга для ханты и манси - это огромный. просторный чум. Они бережно чтят природу родного края. чтобы сохранить ее для последующих поколений ,Очень...

Проект "Коренные жители Сибири"

Краткосрочный проект ...

Проект "Коренные жители Сибири"

Краткосрочный проект ...