Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Борисова Юлия Анатольевна

добро пожаловать в экологию, старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Напряжённая экологическая  обстановка заставляет нас искать различные подходы к образованию в области окружающей среды. В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, когда знания преподносятся в увлекательной и доступной форме. В этом возрасте ребёнок уже выделяет себя из окружающей среды,  формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоциональное, ценностное отношение к окружающему его миру.

Экологическое воспитание в дошкольном  учреждении включает в себя выработку гуманного отношения к природе, системное её строение, осознанного поведения в природе. Напряжённая экологическая  обстановка заставляет нас искать новые подходы к образованию в области окружающей среды. Вот высказывание доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Верным помощником в данном процессе является игра. Она учит ребёнка правильно воспринимать окружающий мир, увлекает его, ведёт его в свой заманчивый мир. В игре каждый ребёнок раскрывает свои возможности и способности.

Каждый ребёнок сам по себе – маленький исследователь, поэтому участвуя в проектной деятельности, он получает удовлетворение в познавательной активности, в развитии творческих способностей, в средствах самовыражения.

Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники, русские народные традиции, обычаи.

Основная цель работы.

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, воспитании ответственного, бережного отношения к Природе.

Использование данного перспективного плана решает основные задачи экологического воспитания дошкольника.

  • Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего среды, растительном и животном мире.
  • Показать единство живой и неживой природы.
  • Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • Приобщать ребёнка к миру природы.
  • Помочь осознать единство человека и природы как основы экологического сознания.

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок,  исследовательской и трудовой деятельности.

Обучение проводится в различной форме: НОД; исследовательская деятельность; игра-путешествие.

Формы подведения итогов по проделанной работе.

  • Проведение мониторинга по проделанной работе.
  • Организация выставки детских работ, фотовыставки.
  • Проведение открытых занятий, праздников, игровых конкурсов, викторин.

Работа с родителями:  посещение занятий родителями; индивидуальные беседы, проведение родительских собраний, выставок совместной деятельности родителей и детей.

Прогнозируемый результат реализации программы.

  • Имеется большой багаж представлений о природе.
  • Бережное отношение ко всей природе, живой и не живой.
  • Умение восхищаться её красотой.
  • Осознание того, что мы, люди, часть природы, и без всего того, что есть в ней, нам просто не выжить…
  • Правильное взаимодействие с окружающей природой.
  • Доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.
  • Умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
  • Знание условий существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .

Успех реализации программы обеспечивается условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
  • постоянным общением детей с природой;
  • подготовкой экологически развивающей среды;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.

                                             

ФГБДОУ Центр развития ребёнка,

Детский сад 1387 УДП РФ

Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы, репродукции картин известных русских художников)

Группа №4 Старшая

Выполнила: Борисова Юлия Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Москва 2019

Перспективное планирование в старшей группе

  1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Сентябрь

Неделя 1

Занятие №1

Наблюдение за черепахой.

 Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6лет

Цветные карандаши

Коллаж «Что нам осень принесла?»

Задание в рабочей тетради №2.

Цель: уточнить представление детей о черепахе, как о живом существе. Рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

Дид.игра «Черепаха»

Пальчиковая гимнастика «Черепаха»

Стр.58

Неделя 2

Занятие №2

Рассматривание и сравнение овощей и фруктов.

Мнемотаблица «Осень».

Рабочая тетрадь №1. Для детей 5-6 лет. Цветные карандаши.

Задание в рабочей тетради № 3. Мнемотаблица «Осень»

 Цель: Обобщить представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать умение составлять описательный рассказ.

Дид.игра «Угадай по описанию»

61

Неделя 3

Занятие №3

Беседа о домашних животных.

Рабочая тетрадь №1. для детей

5-6 лет

Цветные карандаши.

Демонстрационная картина  и динамические модели.

Задание в рабочей тетради №9

Демонстрационная картина «Домашние животные»

Цель: Развивать у детей умение составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей. Развивать логическое и ассоциативное мышление на основе нахождения признаков сходства домашних животных с другими объектами.

Экологическая игра «Покорми животных»

Цель; Обогащать и уточнять знания детей о животных и о том, чем они питаются.

Стр. 61

Неделя 4

Занятие №4

Беседа по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

Портрет В.М.Васнецова

Репродукция В.М.Васнецова «Алёнушка»

Цель: Познакомить детей с творчеством В.М.Васнецова и его картине «Алёнушка».

Расширять представления детей об изменениях в природе в конце лета-начале осени

Эксперимент «Кто живёт в воде»

Цель: Выделить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Октябрь

Неделя 1

Занятие №5

Рассматривание злаковых растений.

Рабочая тетрадь №1. для детей

5-6 лет

Цветные карандаши

Задания в рабочей тетради № 8.

Цель: Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают белый и чёрный хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям.

Стр.64

Неделя  2

Занятие №6

«Чудесное яблоко» или «Зеркало нашей души»

Рабочая тетрадь №1. для детей

5-6 лет

Цветные карандаши

Задание в рабочей тетради №4

Дид.игра «Хитрый платочек»

Цель: Развитие ловкости, ориентировки в пространстве.

Загадки о глазах.

Стр.66

Неделя 3

Занятие №7

Речка, реченька, река.

Демонстрационные картины «Речка, реченька,  река»

Демонстрационные картины «Речка, реченька, река».

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Учить составлять описательный рассказ о знакомых реках.Развивать умение сравнивать и находить различия между горной и равнинной реками.

Пальчиковая гимнастика «Речка и рыбка»

Стр. 67

Неделя 4

Занятие №8

Беседа по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Репродукция  картины В.Д.Поленова «Московский дворик»

Репродукция  картины В.Д.Поленова «Московский дворик»

Цель:Познакомить детей с картиной В.Д.Поленова «Московский дворик». Формировать представление детей о выразительных средствах, используемых художником при создании картины.

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Ноябрь

Неделя 1

Занятие №9

Рассматривание и сравнение лисы и собаки.

Иллюстрации с изображением лисы и собаки.

Рабочая тетрадь №1. для детей

5-6 лет

Цветные карандаши

Задание в рабочей тетради № 12

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисицы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных. Развивать умение сравнивать объекты природы.

Стр.69

Неделя  2

Занятие №10

Рассматривание и сравнение комнатных растений.

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Иллюстрации комнатных растений.

Рассматривание комнатных растений.

Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении.

Эксперименты: «Как растения пьют воду?», «Нужна ли растениям почва?», «Как растёт растение?».

Экологическая игра «Найди комнатное растение» Цель: развивать сосредоточенность внимания, наблюдательность. Закреплять знания названий комнатных растений.

Стр.70

Неделя 3

Занятие №11

Рассказ о слухе. Самая быстрая улитка в мире.

Аудиозапись звуков природы. Детские музыкальные инструменты.

Дидактические экологические игры: «Угадай что звучит» Цель:развивать сосредоточенность внимания, умение соотносить звуки с окружающим миром.

«Узнай по голосу» Цель: Развивать слуховое внимание. Закреплять умение узнавать сверстников по голосу.

«Определи по звуку» Цель: формировать умение угадывать звуки, издаваемые различными предметами и музыкальными инструментами.

Стр. 72

Неделя 4

Занятие №12

Беседа по картине И.И.Шишкина «Дорожка в лесу»

Репродукция картины И.И.Шишкина «Дорожка в лесу»

Беседа по картине И.И.Шишкина «Дорожка в лесу»

Цель: Закрепить представление детей о сезонных изменениях в летний период. Развивать умение внимательно и последовательно рассматривать живописные изображения. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Декабрь

Неделя 1

Занятие №13

Кто живёт в реке и озере?

Демонстрационная картина « кто живёт в реке и озере?»

Картинки с изображением обитателей рек и озёр.

Рассматривание картины «Кто живёт в реке и озере?»  Цель: Уточнять и закреплять знания детей о различных видах рыб. Вспомнить правила поведения у водоёма.

Дид.игра «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение узнавать разные виды пресноводных рыб.

Пальчиковая игра «Рыбки»

Стр.76

Неделя  2

Занятие №14

Знакомство с волком.

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационная картина «Знакомство с волком»

Задание в рабочей тетради №18

Демонстрационная картина «Знакомство с волком» Цель: обобщить знания о волке, как о диком звере, Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать доказательную речь.

Стр.77

Неделя 3

Занятие №15

Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями.

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Иллюстрации с изображением комнатных растений.

Задание в рабочей тетради №22

Беседа «Знакомство с новыми комнатными растениями»

Цель: Развивать познавательный интерес детей к природе. Желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы.

Дид.игра «Кому,что нужно?»

Цель: закрепить знания детей о частях растения и его функциях

Дид.игра «Четвёртый-лишний»

Цель: Закреплять знания названий комнатных растений.

Стр. 79

Неделя 4

Занятие №16

Беседа по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

Репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка»

Рассматривание  картины В.М.Васнецова «Снегурочка»

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром живописи-пейзажем, учить воспринимать содержание пейзажной картины. Понимать красоту природы. Познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Снегурочка». Учить описывать картину, развивать умение видеть крупные и мелкие детали.  

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Январь

Неделя 1

Занятие №17

Беседа о снеге. (Часть 1)

Коллаж «Наши развлечения зимой»

Мнемотаблица «Зима»

Коллаж «Наши развлечения зимой»

Цель:Закрепить представления детей о зимних развлечениях на свежем воздухе. Развивать связную речь.

Мнемотаблица «Зима»

Цель: Закрепить у детей представления о зимних изменениях в природе, развивать связную речь

Стр.81

Неделя  2

Занятие №18

Беседа о снеге (Часть 2)

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационная картина «Что случилось зимой на реке?»

Задание в рабочей тетради №19, 20, 21, 24.

Демонстрационная картина «Что случилось зимой на реке?»

Цель: Продолжать учить внимательно рассматривать картину, составлять короткий рассказ. Развивать связную речь.

Стр.82

Неделя 3

Занятие №19

Экологическая викторина  «Знатоки природы»

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6лет

Цветные карандаши

Коллаж «О чём рассказывает красная книга природы»

Задание в рабочей тетради №16

Коллаж «О чём рассказывает красная книга природы»

Цель: Сформировать у детей представление о красной книге природы, её назначении. Развивать связную речь, внимание. Воспитывать экологическое сознание.

Стр. 83

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Февраль

Неделя 1

Занятие №20

Зимой в лесу

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационные картины «Зимой в лесу»

Задание в рабочей тетради №23

Демонстрационная картина «Зимой в лесу»

Цель: Продолжать знакомить детей с сезонными явлениями в зимний период. Как живёт лес зимой. Развивать связную речь. Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Дид.игра «Помоги малышам найти маму»

Цель: Закреплять знания диких животных и их детенышей.

Стр.83

Неделя  2

Занятие №21

Для чего человеку нос.

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Задание в рабочей тетради № 30

Эксперимент «Есть ли запах у воздуха?»

Цель: Определить, есть ли у воздуха запах.

Стр.85

Неделя 3

Занятие №22

Знакомство детей с животными жарких и холодных стран

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационная картина

Задание в рабочей тетради №30

Демонстрационная картина «Животные жарких и холодных стран»

Цель: закрепить и расширять у детей представления о животных жарких и холодных стран, о приспособлении к жизни в среде их обитания, развивать наблюдательность, связную речь.

Стр. 86

Неделя 4

Занятие №23

Беседа по картине А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу»

Репродукция картины А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу».

Репродукция картины А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу»

Цель: Закрепить знания о волке, формировать пространственные представления у детей в ходе рассматривания картины А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу»

Развивать связную речь.

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 5-6 лет

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Март

Неделя 1

Занятие №24

Растение как живое существо.

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационные картины и динамические модели.

Задание в рабочей тетради №27, 29

Демонстрационная картина и динамические модели.

Цель: расширение первичных естественно-научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растений.

 Дид.игра «Ботаническое лото»

Цель: Уточнять и закреплять знания растений, используя дидактический материал.

Дид.игра «Узнай растение по описанию»

Цель: закрепить представления о внешних признаках растений.

Стр.88

Неделя  2

Занятие №25

Наши умные помощники-органы чувств.

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационные картины

Задания в рабочей тетради № 30

Цель: Обобщить представления детей оборганах чувств, их функциональное назначение. Развивать логическое мышление, внимание, связную речь

Дид.игра «Угадай кто позвал»

Цель: развивать слуховое внимание.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Цель: Закреплять знания детей о том, что такое органы чувств.

 

Стр.89

Неделя 3

Занятие №26

Как много интересного бывает зимой.

Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Коллаж «Наши развлечения зимой»

Задание в рабочей тетради №5

Коллаж «Наши развлечения зимой»

Цель: закрепить представления детей о зимних развлечениях на свежем воздухе. Развивать связную речь.

Эксперимент «Растут ли растения зимой»

Цель: выявить, как живёт растение зимой, понять как влияет на жизнь растения снег.

Стр. 90

Неделя 4

Занятие №27

Беседа по картине П.А.Брюллова «Весна»

Репродукция картины П.А.Брюллова «Весна»

Репродукция картины П.А.Брюллова «Весна»

Цель: закреплять знания о признаках весны. Уточнять и закреплять знания детей о взаимосвязи в природе, обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к природе, художественный вкус, желание рассматривать произведения искусства.

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Апрель

Неделя 1

Занятие №28

У нас в гостях животные

Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационные картины и динамические модели.

Задания в рабочей тетради № 28

Демонстрационные картины и динамические модели

Цель: сформировать представления детей о животных, развивать логическое мышление, связную речь.

Стр.91

Неделя  2

Занятие №29

Что и как человек ест.

Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационные картины

Задание в рабочей тетради № 3

Цель: выявить различие в употреблении пищи животным и человеком. Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу. Совершенствовать культуру еды, умение правильно сервировать стол.

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Стр.91

Неделя 3

Занятие №30

Муравьи-санитары леса

Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационная картина и динамические модели.

Задания в рабочей тетради № 4,6

Демонстрационная картина и динамические модели.

Цель: углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Формировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Воспитыать бережное отношение к муровьям.

Эксперимент « Как муравьи находят пищу»

Цель: выяснить, что муравьи в поисках пищи ориентируются по запаху.

Стр. 94

Неделя 4

Занятие №31

Беседа по картине И.И.Левитана «Цветущие яблони»

Репродукция  картины И.И.Левитана «Цветущие яблони»

Беседа по картине И.И.Левитана «Цветущие яблони»

Цель: Продолжать формировать представления детей о пейзажной живописи, познакомить их с картиной И.И.Левитана «Цветущие яблони». Формировать представления детей о взаимосвязи изменений в жизни природы весной.

.

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет

месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы, цель

Литература

Май

Неделя 1

Занятие № 32

Экологическая сказка «Ручеёк»

Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Коллаж «Пробуждение природы»

Задания в рабочей тетради № 7

Коллаж «Пробуждение природы»

Цель: развивать наблюдательность, умение выделять характерные признаки пробуждения неживой природы. Находить изменения в жизни растений, животных и человека.

Отгадывание загадок о ручейках.

Стр.95

Неделя  2

Занятие № 33

Доктора леса

Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Демонстрационные картины

Коллаж «Доктора леса»

Задание в рабочей тетради № 9

Коллаж «Доктора леса»

Цель: закрепить знания детей о птицах, которые помагают защитить лес от насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Стр.99

Неделя 3

Занятие № 34

Заключительная беседа о весне

Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет

Цветные карандаши

Коллаж «Люблю грозу в начале мая»

Задания в рабочей тетради № 10, 11, 12

Коллаж «Люблю грозу в начале мая»

Цель: обобщить представления у детей об основных признаках заключительного периода весны. Воспитывать познавательный интерес к природе.

Эксперимент « Что необходимо растению для роста»

Цель: выяснить, что растение не сможет расти без света, воздуха, воды.

Стр. 100

Неделя 4

Занятие № 35

Беседа по картине К.Маковского «Дети бегущие от грозы»

Репродукция  картины

К. Маковского «Дети бегущие от грозы»

Беседа по картине К.Маковского «Дети бегущие от грозы»

Цель: закреплять представления у детей о таком природном явлении как гроза, способствовать обогащению опыта восприятия выразительных образов природы в картине. Формировать представления об опасных для человека ситуациях во время грозы и вариантах правильного поведения.

О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 5-6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...

Индивидуальный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» на 2021-2022 учебный год

Цели и задачи:  Формирование у детей элементов экологического сознания к природе.- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;- Показать красоту ...