Экологический проект во второй младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

"Огород на подоконнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_podokonnike.docx66.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «СОЛНЫШКО»

Экологический проект во 2 младшей группе.

Картинки по запросу огород на подоконнике

с. Верх-Тула

        2022        

 I. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым растений на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

Презентация проекта «Огород на окне».

Продолжительность проекта: краткосрочный апрель-май 2022г.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

II. ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

III. ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • формировать у детей знания о росте и потребности растений
  • формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

IV. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТА

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

  • беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);
  • составление плана работы над проектом;
  • сбор материала необходимого для реализации проекта;
  • чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами);
  • организация предметно-развивающей среды по теме проекта;
  • изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • сбор необходимого материала для создания огорода;
  • совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
    Практическая работа

Деятельность педагога:

  • беседа с детьми познавательного характера;
  • организация предметно-развивающей среды по теме;
  • подготовка информации для родительских уголков.
    Деятельность детей:
  • посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю;
  • уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов;
  • выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях;
  • игровая, двигательная деятельность;
  • участие в практической деятельности;
  • лепка овощей из пластилина;
  • отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
  • различные виды изобразительной деятельности по тематике;
  • просмотр фильмов о растениях;
  • сбор коллекций семян;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах;
  • труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

  • итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
  • презентация проекта;
  • представление опыта.

Деятельность детей:

  • участие в итоговой беседе о проделанной работе;
  • участие в презентации проекта «огород на окне».

Распространение опыта:

  • ознакомление педагогов МКДОУ с удачно выполненной работой;
  • оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

  • Беседы:
  • «Семена»,
  • «Что такое «Огород на окне»,
  • «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
  • «Что такое огород и что на нём растёт». 

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

Экологические занятия по темам: 

  • «Семена»
  • «Первые всходы» 
  • «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.
  • Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок.
  • Рисование «Лук от всех недуг».
  • Аппликация «Помидоры в банке».
  • Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие.

  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
  • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
  • Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 

8. Оформление альбома 

  • «Наш лук от всех недуг».

9. Консультация для родителей 

  • «Помощь ребенка на огороде».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

V. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (апрель)

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
    Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
  3. Разработка комплексно - тематического плана работы.
  4. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»  

2) Основной (апрель, май)

  1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и выращивание зелени лука.
  2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  3. Оформление огорода на окне;
  4. Наблюдение за растениями.
  5. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.  

3) Заключительный (май)

  1. Анализ полученных результатов.
  2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
  3. Презентация проекта «Огород на окне».

VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим зелень лука, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры и садовые цветы. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

 Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

VII. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

VIII. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
  2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
  3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
  4. детстве», М. «Просвещение», 2005.
  5. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
    Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект во второй младшей группе "Зимующие птицы"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №9 «Олененок»  муниципального образованияСтароминский район...

Экологический проект для второй младшей группы "Белый медведь - житель Арктики".

Краткосрочный экологический  проект по фомированию у детей второй младшей группы заинтерисованного и бережного отношения к вымирающим животным Арктики - белым медведям....

Экологический проект во второй младшей группе на тему "Здравствуй, дерево!"

Проект экологической направленности предназначен для детей второй младшей группы. Цель проекта: развитие речи детей во время проведения прогулок, систематизация имеющихся у детей знаний о жизни деревь...

Экологический проект во второй младшей группе на тему: «Волшебный песок»

Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...

Экологический проект во второй младшей группе «Юные друзья природы»

Цель проекта – Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы....

Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»

Презентация к экологическому проекту  во второй младшей группе  «Юные друзья природы»...

Экологический проект во второй младшей группе "Насекомые"

Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта....