«Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_eksperimentirovanie_2021-2022g.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

Детский сад «Звёздочка».

Саранцева Светлана Александровна

(Ф.И.О. педагога)

Стаж работы 10 мес.

(стаж работы) (квалификационная категория)

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

(название темы)

2021 - 2022 учебный год

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,

то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, публикации в социальных сетях.

Форма отчета: сообщение на педсовете по теме.

Раздел плана

Содержание

сроки

Отчет о выполнении

Самореализация

1.Изучение нормативных документов

2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Сентябрь- октябрь

  1. Изучение методики технологии проектирования педагогов в Интернете.
  2. Изучение методической литературы

3. Участие в конкурсах и выставках      различного уровня.

В течение всего периода

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2.  Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования

В течение  всего периода

Работа с детьми

1. Мониторинг по

образовательной области

«Познавательное развитие»

2. Эксперименты с камнями

Сформировать

представление детей

о некоторых свойствах камней.

3. * Путешествие за секретами

Здоровья. Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.

* Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

4. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности

-Воздух сжимается.

- Воздух расширяется.

Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый

5. Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление цветных льдинок) побуждать детей делать выводы.

Умение называть сходства и различия снега и льда, делать

выводы и умозаключения

6. Игра-путешествие в страну «Витаминия». Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе

7. Сила тяготения. Упрямые предметы.

Формирование представлений о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

8. Познавательный эксперимент «Чудо пуговка».

Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с родителями

1.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию.

2. Привлечение родителей к пополнению Центра «Экспериментирование»

3.Консультация для родителей на тему «Организация детского

экспериментирования в

домашних условиях».

4.Оформление папки передвижки «Эксперименты на

кухне с детьми».

5.Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок».

6.Содействие родителей в оформление «Витаминного» уголка в группе.

7. Распечатка фотографий с

экспериментальной деятельности

для оформления альбома «Юные

исследователи»

Сентябрь-май.

Работа с педагогами

1.Консультации для педагогов по теме.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Май 2022г.

                                        Обоснование выбора темы.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

                                                Актуальность. 

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Библиография: 

  1. 1.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 64с.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 64 с.-(программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду.2003 №3,4,5.2002 №1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006 - 64с.

Календарно-тематическое  планирование работы с детьми  

                                             на 2021-2022год.

Период

Тема

                      Цель

           

           Содержание

Сентябрь

«Путешествие в детскую лабораторию»

Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории

Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила.

Лупа, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев.

Октябрь

«Удивительные камни»

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

П/и.: сундучок ощущений.

Выкладывание рисунков из камней.

Ноябрь

«Лимон!»

Дать детям понятие о витаминах, иммунитете.

1. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

2. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

3. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина.

4.Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет.

Беседа «Мой иммунитет»

Д/и «Заморожу»

Опыты с применением лимона и пищевой соды.

Декабрь

Свойства воды. Очищение воды.

Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий.

Знакомство с глобусом.

Опыт «Водяная мельница» Изготовление работы

«Голубая планета»

Январь

«Воздух и вода»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Опыты с использование мячика; стаканчика с водой и трубочкой и других предметов.

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Февраль

«Льдинка и снежинка»

Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Формировать представление о снеге и его свойствах.

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода.

Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; лупа; по половине разрезанного яблочка на салфетке; ложка одноразовая; три емкости воды; кружочки разного цвета;  наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка.

Март

«Витаминия»

Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов.

Игра-путешествие в страну «Витаминия».

Оформление «Витаминного» уголка в группе

Апрель

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Беседа о космосе.

Рассказ «Герои, покорившие космос»

Создание макета Солнечной Системы (коллективная работа)

Опыт с настольной лампой, шарами, схема Солнечной системы

Май

«Чудо-пуговка»

Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Познавательный эксперимент «Чудо пуговка», выставка поделок детей из пуговиц.

Подведение итогов работы детской экспериментальной лаборатории

Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники в процессе работы за год.

Беседа юных исследователей (обмен опытом и знаниями), оформления альбома «Юные

исследователи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Самообразование. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).

Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....