Конспект занятия по теме " Герб Тюльганского района"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яровая Олеся Игоревна

Тема: « Герб Тюльганского района»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетной дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Аленка» п Тюльган

Занятие

(старшая группа)

Тема: «Герб Тюльганского района»

Автор:

Яровая Олеся Игоревна

Воспитатель МБДОУ «Д/С «Аленка» п Тюльган

Тюльган -2021г

Тема: « Герб Тюльганского района»

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине через изучение герба Тюльганского района.

Задачи:

1.Расширять представления детей о малой Родине через изучение истории посёлка и  района, природных достопримечательностей, промышленности и сельского хозяйства района.

2.Развивать  и обогащать речь детей.

3. Воспитывать активную гражданскую позицию, моральные и нравственные ценности: уважение к людям труда, гордость за малую Родину, бережное отношение к природным ресурсам Тюльганского района.

Форма проведения: тематическое занятие

Категория участников: старший дошкольный возраст

Данную методическую разработку могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ.

Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрация с изображением герба Тюльганского района,  образец бурого угля, письмо.

Ход мероприятия

I.Организационный этап.2 слайд.

Воспитатель:Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубой,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую.

Воспитатель: Ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Пусть сегодняшняя встреча принесет нам радость общения.

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» муз.Д. Кобалевского, сл. А. Пришельца)

-  Ребята, вам знакома эта песня? О чём она?

- Какие чувства вы испытали, прослушав данное произведение?

- Как называется наша Родина? Что вы знаете о России?

(ответы детей)

II. Основной этап 3 слайд.

Воспитатель :- У нас с вами есть одна большая Родина- это Россия.

4 слайд.

Воспитатель:Велики просторы нашей родной страны, разнообразны ее природа и климат. В нашей стране живут люди разных национальностей.

- Ребята,  скажите, а  к какой национальности принадлежите вы? Назовите их.(ответыдетей)

5 слайд.

Воспитатель: После прослушивания песни в начале занятия я попросила вас рассказать о своей Родине, вы сначала задумались, выбирая, о чем рассказать вначале и, о чём бы, не забыть рассказать потом. Но если вспомните любимый уголок малой Родины, то слова сразу найдутся!

6 слайд.

Воспитатель: Я, к примеру, люблю вспоминать свое детство.Милые родные места нашего поселка, где я, когда была маленькая, любила гулять со своими подружками. Наш уютный дворик, где всегда было много ребятишек. Красиво цвели клумбы с цветами, которые сажали наши родители. Эти цветники до сих пор цветут в моем дворе из детства. Весной мы любили пускать  по ручейкам кораблики.Люблю вспоминать красивые кусты сирени  под окном. То есть у каждого из нас есть свой любимый уголок большой Родины, который называют малой Родиной. Прозвучавшая песня рассказывает об этой малой Родине. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове «Родина» вспоминает и представляет что-то очень близкое, родное.

7 слайд.

-Ребята, что мы называем малой Родиной ?(Дети:Место, где родился и вырос)  

- Как  называется наш поселок? (Тюльган)

 8 слайд.

-А кто из вас может рассказать о Тюльгане? Почему он так называется? (Ответы детей)

-А где можно подробно узнать об истории Тюльгана?(родители, архив, библиотека, Интернет-источник)

- А как называют жителей нашего поселка? (тюльганцы)

Физминутка.

Ну что ж, мои маленькие тюльганцы, давайте заявим о себе:

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит(рука с раскрытой ладонью вверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть руки вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть руки в стороны)

Очень любим мы тебя.

III. Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

- Ребята, мне сегодня пришло  письмо.Прочитаем, что там написано?

(чтение письма)

«Ребята, меня зовут Виктория, я живу в Германии. Обращаюсь к вам с большой просьбой. Я увидела герб  Тюльганского района. Только мне не понятно, что он обозначает?  Прошу Вас помочь мне разобраться, что обозначено на Вашем гербе и какие тайны он скрывает?»

- Ребята,  поможем  девочке? Но сначала нам  самим  надо знать, как выглядит герб и что он обозначает.

 - А знаете ли вы, что такое герб? (Ответы детей)

9 слайд.

- У каждой страны, города, района и поселка есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. Герб - это один из символов. Вот сегодня мы найдем объяснение: что означает герб нашего района? 10 слайд.

-Давайте сейчас посмотрим историю появления герба.

(видео об истории появления герба)

11 слайд.

-Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Чаще всего герб имеет вид щита. Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, на зданиях, где работает правительство.

-Давайте рассмотрим герб Тюльганского района. Что на нём изображено?Чтобы помочь девочке из Германии узнать, что означает герб Тюльганского района и самим больше узнать о нашей малой родине, предлагаю вам, отправится в виртуальное историческое путешествие.

IV. Практическая работа.

Воспитатель: Давайте узнаем, что обозначает желтый цвет на гербе? Ребята, у вас есть какие-либо предположения?

Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья!

Что это? (колоски пшеницы)

12 слайд.

- Действительно в Тюльганском районе плодородная земля, поэтому здесь сеют и выращивают зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень,  другими словами выращивают хлеб. Поэтому испокон веков жёлтый цвет или цвет золото пшеничного поля означал плодородие и богатство Тюльганской земли. (Прикрепляем на макет к бесцветному гербу желтый цвет.)

Продолжаем путешествие дальше.

13 слайд.

-Ребята, как вы думаете, что означает зеленый цвет на гербе Тюльганского района?

- В Тюльганском районе, на хребте Малый Накас, находится самая высокая точка Оренбургской области, о чём свидетельствует изображение в гербе склона горы. Зелёный цвет или цвет изумруд-символизирует богатство животного и растительного мира - здесь обитают многочисленные животные, птицы, в лесах растёт более 80 видов лечебных трав.

-Ребята, чтобы вы запомнили, как называется наша гора, я вам подскажу, как легко и быстро запомнить его.

Ра-ра-ра-ра - здесь высокая гора,

Ас-ас-ас -ас -   называется Накас.

Ре-ре-ре-ре - есть и уголь в той горе,

Ан-ан-ан-ан -  это всё наш Тюльган!

-Вот мы ещё открыли часть герба (прикрепляем зелёную часть на гербе)

(Дети рассматривают на доске силуэты птиц: голубь, воробей, сорока, синица, коршун, ворона).

-Ребята, каких птиц вы узнали?

-Какие из них вы видели у нас в посёлке?

-Вот в этом конверте есть ответ на следующее задание, но открыть мы его сможем только после того, как подберём к нему силуэт «птицы-ключа». Кто возьмётся подобрать «птицу-ключ»? Нужно взять силуэт птицы и наложить на конверт, если контуры совпали – значит, мы узнаем, что написано про следующий элемент герба Тюльганского района.

14 слайд.

(Дети по очереди подбирают «птицу-ключ».Этим ключом становится коршун).

- Правильно, ребята, это птица коршун - в переводе с башкирского языка слово "тюйлюгэн" означает коршун, это центральная и главная фигура герба. Черный цвет или чернь обозначает символ мудрости. Силу и мощь коршуна подчёркивают глаза, клюв и лапы,  выделенные серебром.

(Размещаем коршуна на гербе).

-Ребята, как вы думаете, что коршун на гербе держит в своих лапах? (Ответы детей)

15 слайд.

-А правильный ответ прячется в загадке:

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

(Уголь)

Воспитатель:Уголь – полезное ископаемое. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

16 слайд.

- Когда на нашей планете Земля жили динозавры, погода всегда  была очень теплой и влажной. Огромные деревья старели, умирали и нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливались все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в уголь (показать уголь, похожий на кусок дерева и обычный бурый уголь).

17 слайд.

- Ребята, вот мы с вами нашли последний символ герба - бурый уголь.(Размещаем уголь на гербе.)

Воспитатель:Посёлок Тюльган был построен в связи с началом освоения месторождений бурого угля. Камень, изображённый на гербе созвучен цвету бурого угля. Выемка на склоне горы подчёркивает, что основой экономики района, является добыча бурого угля открытым способом. А цвет пурпурный, потому что добыча угля- главное достоинство района. Чем можем мы гордиться.

V.Заключительный этап.

-Ребята! Вот и закончилось наше путешествие по нашему Тюльганскому району. Теперь вы сами сможете объяснить девочке Виктории из Германии, что означает наш герб Тюльганского района. Давайте напишем ей ответ.

-Что означает желтый цвет ( цвет золото) на гербе?

-Зеленый (цвет изумруд) цвет?

- Почему изображен коршун?

-Что в лапах коршуна? Почему именно уголь?

VI. Рефлексия.

- Ребята сегодня вы узнали много нового и интересного. Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? (когда приедут гости, я могу их познакомить с нашим посёлком)

-Что вам понравилось больше всего из истории создания герба Тюльганского района?

 - Захотелось ли вам  рассказать  своим родителям о нашем путешествии по родному краю?( Да/Нет)

- У вас на столах есть разноцветные ладошки, выберите себе ладошку:.

Все знаю и могу рассказать другим-зеленая ладошка.

Знаю, но рассказать затрудняюсь- желтая ладошка.

Ничего не запомнил и не понял- красная ладошка.

Воспитатель: А наше путешествие  по Тюлганскому району мы продолжим на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме «Герб»

Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением, как в прошлом, так и в современной жизни....

Конспект занятия по теме "Герб города Перми"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием презентации "Герб города Перми"Программа "Пермячок. ru. Обучение с увлечением"Модуль «Properm: Прогулки п...

Конспект занятия на тему "Герб семьи"

Конспект занятия на тему "Герб семьи" во второй младшей группе ...

Конспект занятия: "Квест-игра Герб России"

Цель: Формировать у детей чувства патриотизма, уважения и любви к своей Родине.Задачи:Обобщить  представления детей о государственном празднике «День России», о символах страны ...

Конспект занятия «День государственного герба Российской федерации»

Герб - официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с Государственный флагом Российской Федерации и Государственным гимном Российской Федерации, подчеркивает независимость и историч...

Конспект занятия на тему «Символы России: Герб Российской Федерации»

Цель занятия: формирование гражданской принадлежности посредством ознакомления с государственными символами России детей старшего дошкольного возраста....