Познавательно - исследовательский проект «Весенние первоцветы».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ермилова Наталья Владимировна

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира первоцветах, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesennie_pervotsvety.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект «Весенние первоцветы»

 (для детей среднего   дошкольного возраста).

Подготовила: воспитатель высшей категории

Ермилова  Н.В.

МБДОУ Детский сад № 1 «Светлячок»

городского округа Спасск –Дальний.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 2 недели.

Актуальность: Дети  в  недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решаются задачи: повышение речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цель проекта: Формирование   представлений  о ранних весенних  цветах – первоцветах.

Задачи:

Расширить представления  о первоцветах и их разнообразии.

Закрепить и систематизировать знания о первых весенних цветах.

Развить познавательные способности  в процессе совместной исследовательской деятельности.

 Сформировать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за ними.

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

  Воспитать  коммуникативные умения, самостоятельность, наблюдательность, любознательность ко всему живому.

 Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Первоцветы».

Формирование  устойчивого  интереса к природе.

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Развитие познавательной активности в  исследовательской деятельности.

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

   Этапы проекта:

  1. Подготовительный.
  2. Содержательный
  3. Итоговый.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1.Изучение уровня знаний детей по теме.

  Задачи: определить актуальность знаний детей о первоцветах.

  Срок: за неделю до проекта.

2. Подбор методической литературы.

   Срок: в течение недели до проекта.

  1. Подбор художественной литературы - информационное обеспечение проекта.

Срок: в течение недели до проекта.

  1. Изготовление дидактических и наглядных пособий по теме – обеспечение проекта наглядным материалом.

Срок: в течение недели до проекта.

     2 ЭТАП: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

1. Познавательная беседа «Первые цветы весны»:

   Задачи: Сформировать представления  о первоцветах. Активизировать словарь , научить понимать обобщающее слово – цветы. Развить умение вести беседу в ходе рассматривания, умение любоваться красотой цветов. Воспитать интерес к природе, бережное отношение к первоцветам.

                   Срок: 1 день.

2. Проведение дидактических игр: «Что изменилось?», «Собери цветок, «Чего не стало?».  

                Задачи: Научить находить цветок по памяти, развить логическое мышление,  наблюдательность, сообразительность.

                  Срок: в течение содержательного этапа.

3. Чтение рассказов: Н. Усова «Фиалка», «Ландыш», стихотворений,  сказки «На цветочной полянке», «Сказка об одуванчике», «Две фиалки»

                М. Скребцова.

                  Задачи: Знакомить  с новыми рассказами, сказками, стихотворениями о первоцветах, продолжать учить отвечать на вопросы. Упражнять в использовании сравнений, определений, синонимов в речи детей. Развить внимание, память, выразительность речи. Воспитать бережное отношение к первоцветам и умение любоваться их красотой.

                  Срок: в течение содержательного этапа.

4. Наблюдение «Солнышко на травке»:

                  Задачи: Знакомить с первыми весенними цветами (одуванчиком), его строением и особенностями. Активизировать речь: золотой, разбежались, молодой.

                   Срок: 2 день.

5. Рисование «Первые цветы весны»»

                Задачи: Научить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования – создавать образы цветов приемом «примакивания» (пальчиками, палочкой, кисточкой). Развить чувство цвета, формы, композиции. Воспитать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых объектах природы в изобразительной  деятельности.

                 Срок: 4 день.

6. Составление рассказов: «Весна в лесу», Дидактическое упражнение «Отбери цветы, которые знаешь».

                 Задачи: Активизировать  словарь , расширить представления и знания  о весенних лесных первоцветах.

               Срок: 4день.

7. Экологические игры: «К названному цветку беги», «Угадай по описанию».

                  Задачи: Развить наблюдательность, связную речь.

                  Срок: 3 день.

8.  НОД по формированию экологических представлений «Первоцветы»:

                  Задачи: Закрепить представление о первоцветах; вспомнить названия подснежников, особенности их произрастания; рассмотреть выставку работ взрослых и детей «Первоцветы», развить интонационную выразительность речи, творческие способности детей; воспитать бережное отношение к первоцветам.

                   Срок: 4 день.

9. Слушание музыки: Вивальди  1 концерт »Весна», Чайковский «Времена года» «Весна».

                  Задачи: Развить слуховое сосредоточение, умение определять характер прослушанного произведения.

                  Срок: 5 день.

10. Активизировать родителей на создание альбома: «Вальс весенних цветов»

                    Срок: 5-8 день.

11. Пальчиковые игры: «Цветы», На полянке, «Подснежники».

                   Задачи: Расширить представления детей о цветах, развить моторику рук и речь.

                   Срок: в течение этапа.

12.Аппликация «Носит одуванчик желтый сарафанчик»:

                   Задачи: Вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представления детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов. Развить чувство цвета и формы, мелкую моторику. Воспитать эстетические эмоции, художественный вкус.

                  Срок: 6 день.

13. Выставка иллюстраций, книг, фото различных весенних цветов, альбома: «Почему так называются цветы».

                  Задачи: Продолжать учить узнавать первоцветы на картинке, называть их, активизировать речь, развить  наблюдательность.

                  Срок: 6 день.

14. Заучивание стихотворения В.  Шипуновой «Одуванчик – зайчик»:

                  Задачи: Развить память, внимание,  интонационную выразительность.

                  Срок: 7 день.

15. Интегрированное занятие «Весенние первоцветы»:

                 Задачи: Вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистическое представление об окружающей нас природе, беречь и охранять ее,  расширить представления и знания о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни,  развить  речь, активизировать внимание и память.

                  Срок: 8 день.

 16. Совместная с родителями  высадка цветов на участке группы:

                     Цель: Привлечение  родителей к озеленению участка.

                     Срок: 9 день.

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

1.Выставка совместных работ к теме «Вальс весенних цветов»:

                     Задачи: Предоставить результаты совместного творчества детей и родителей.

                     Срок: 10 день.

2. Создание панно «Пусть в лесах и садах первоцветы цветут,

                             И своей красотой пусть затмят всё вокруг!».

                   Задачи: Обобщить  и систематизировать знания  о первоцветах, сформировать устойчивый интерес к явлениям живой природы, развить творческие способности, умение видеть свои результаты.

Срок: 10 день

3. Предоставить детско – родительский проект семьи   ребёнка «Мой первый цветок»

                Срок: 10 день.

        Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира первоцветах, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.

     Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

НОД

по формированию экологических представлений «Первоцветы»

           Задачи: закрепить представление о первоцветах; вспомнить названия подснежников, особенности их произрастания; рассмотреть выставку работ взрослых и детей «Первоцветы». развить интонационную выразительность речи, творческие способности детей; воспитать бережное отношение к первоцветам.

Оборудование:  кукла Петрушка, иллюстрации с первоцветами, шапочки подснежников и снежинок.

Ход НОД:

(К ребятам приходит Петрушка, загадывает им загадку)

Первым вылез из темницы

                                                 На лесной проталинке.

                                                  Он мороза не боится,

                          Хоть и очень маленький.    (Подснежник)

Вос-ль: Вы уже догадались, ребята, о чем мы сегодня поговорим? Мы будем говорить о подснежниках. Верно, как их называют по-другому?

Дети: (первоцветы)

Вос-ль: Ребята, Петрушке очень хочется узнать, что такое подснежники или первоцветы. Он этого не знает. Расскажите ему, пожалуйста.

Дети: Первоцветы – это первые весенние цветы. Их называют подснежниками, потому что они появляются в то время, когда еще лежит снег на земле.

Вос-ль: Верно. А я предлагаю послушать вам и Петрушке сказку, которая называется «Как подснежники стали «подснежниками».

Чтение сказки «Как подснежники стали «подснежниками».

Подвижно-речевая игра «Первоцветы».

Вырос маленький подснежник,  Дети медленно поднимаются

Лепесточки распустил.                 в парах, разводят руки в стороны.

Цветик белый, цветик нежный,   Гладят друг друга по плечам.

Он, конечно, очень мил.              Выполняют повороты .

Первоцветы, первоцветы,            Держатся за руки, покачивают ими

Не боятся холодов.                        вперед-назад, качают головой.                      

Из-под снега прорастают             Поднимаются на носочки          

И в лесу, и у домов.                      И в лесу, и у домов.

Рассматривание иллюстраций первоцветов

Вос-ль: Посмотрите на картинки. Что вы видите? (На картинках первоцветы.) Какие из них вы узнали? (Дети называют цветы.) Расскажите Петрушке, где мы с вами видели подснежники. Какие именно первоцветы мы рассматривали? ( Дети рассказывают Петрушке о своих наблюдениях и  экскурсиях.)

Вос-ль: А теперь Петрушка с удовольствием послушает ваши стихи.

Расколол ледок

Маленький подснежник,

И расцвел цветок

Беленький и нежный.

Подвижная игра «Подснежники и снег».

Часть детей надевают маски подснежников, а часть – снежинок. На сигнал «зима» подснежники присаживаются на корточки, «спят», а «снег» окружает подснежники. Ребята – «снежинки» ходят вокруг подснежников, взявшись за руки. На сигнал «весна» подснежники «просыпаются», поднимаются, начинают веселиться, танцевать, а «снег» потихоньку «тает», «снежинки» убегают в сторону до следующей зимы.

Вос-ль: Петрушка собрался на улицу и хочет нарвать букет первоцветов. Скажите, можно ему это сделать? Как нужно относиться к первоцветам и ко всем цветам. Почему? (ответы детей)

(Дети прощаются, а Петрушкой).

Стихи о первоцветах.

Ярко-желтый одуванчик,

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

 Фиалки, медуницы

Весной в лесу цветут.

И звездочки кислицы

Белеют там и тут.

А маленький подснежник-

Весны сынок родной,

Доверчиво и нежно

Глядит на нас с тобой.

Интегрированное НОД: «Весенние первоцветы».

Задачи: Вызвать  интерес к окружающему миру, сформировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы.  Расширить представления и знания  о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развить речь, активизировать внимание и память. Воспитать бережное отношение к первоцветам.

Материал: аудиокассета с легкой тихой музыкой, иллюстрации весеннего леса, весенних первоцветов.

Ход НОД:

Беседа о первоцветах

(Воспитатель читает стихотворение)

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распустились

На осине, на ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы.

На сосне блестят красиво

Капли крупные росы.

Набухают соком почки,

Скоро снег растает весь.

И зеленые листочки

Молодой украсят лес!

Вос-ль: А что еще кроме молодых листочков, украсит лес?

Дети: Цветы.

Вос-ль: Когда появляются первые цветы в лесу?

Дети: Как только растает снег.

Вос-ль: Самые первые цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы? (Ответы детей.)

Послушайте, ребята, загадку. О каком весеннем цветке в ней говориться?

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь.

(Подснежник)

Вос-ль: Да, первый весенний цветок  – это подснежник.

Давайте рассмотрим иллюстрацию с изображением подснежника

Красивый цветочек? А чем он вам нравиться? (Высказывания детей.)

Послушайте, пожалуйста, стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.

(Ребенок читает стих.)

На лесной проталинке –

Колокольчик маленький.

Краску взял себе с небес

                                                  И украсил ею лес.

Вос-ль: Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.

(Дети рассматривают иллюстративный материал: картинки, открытки, слайды с изображением подснежников на лесной поляне.)

Вос-ль: А вот другое стихотворение.

Из земли подснежник

Вышел на рассвете.

Глянул боязливо:

Не сорвут ли дети?

Но сказали дети

Ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем:

Все должно цвести,

Чтоб нарядней стала

Вся земля вокруг:

Этот перелесок

И зеленый луг!»

Бегают ребята

По траве гурьбой,

И цветет подснежник –

Нежный, голубой!

(Ю. Капотова)

Вос-ль: В стихотворении говорится. Что подснежник боязливо глядит. А почему? (Ответы детей.)

Вос-ль: Да, ребята, цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.

Вос-ль: А почему обрадовался подснежник из нашего стихотворения? (Высказывания детей.)

Вос -ль: Правильно, он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут рвать подснежники.

Вос-ль: Вслед за подснежниками  появляются желтенькие солнышки.  Что же это за солнышки?

Дети: Одуванчики.

Одуванчик золотой,

Подружились мы с тобой.

И как солнышко в траве,

Улыбаешься ты мне.

(Рассматривание иллюстраций.)

Вос-ль: Дети расскажите про одуванчик, какой он, что у него есть, где он растет?

Дети: высказывания детей.

Вос-ль: Молодцы, а Никита расскажет стихотворение об одуванчиках.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик;

Вырастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

 Вос-ль: Ветер дунул неосторожно – облетел одуванчик мой. Подуйте как ветерок – пусть летят пушинки далеко, далеко.

Дети делают вдох и выдыхают, сложив губы трубочкой – воспитатель показывает.

Вос-ль: Это семена одуванчика, они разлетаются  и из них вырастут  новые одуванчики. Одуванчики растут везде: в лесу, на лугу, во дворе и у нас на участке их много. Они очень красивы на зеленой травке. Если их сорвать, они сразу завянут, лучше пусть красуются и радуют нас.

Музыкальная пауза ( дети надевают шапочки цветов, включается запись мелодии вальса, дети вместе с воспитателем танцуют, повторяя за ней движения)

Вос-ль: Молодцы дети! А теперь украсим лужок цветами.

Дети рисуют подснежники и одуванчики.

Вос-ль:  (выставляет работы) Вот какой красивый лужок у нас получился. Сколько  красивых первоцветов!

НОД

по аппликации

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».

Задачи: Вызвать интерес  к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представление  о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения одуванчиков. Развить чувство цвета и формы, мелкую моторику. Воспитать эстетические эмоции, художественный вкус.

Оборудование:         листы бумаги светло – зеленого или голубого цвета, цветная бумага желтого, зеленого цвета, клей, клеевые кисточки, салфетки, картинка одуванчика.

Ход НОД:

Вос-ль: Дети, вчера на прогулке мы с вами познакомились с очень интересным и красивым цветком:

Солнце улыбается,

Лучики, как пальчики.

А в траве качаются

Дети – одуванчики.

Вос-ль: Правильно, это одуванчики (прикрепляю картинку одуванчика на фланелеграф). Вот он какой,  красивый. Давайте покажем,  как распускаются цветы.

Пальчиковая игра «Распускаются цветы»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Вос-ль:  Ребята, а вы хотите , чтобы и у нас в группе стало много одуванчиков*

Дети: Хотим.

Вос-ль: (предлагает детям составить картины – аппликации с пушистыми одуванчиками). Беру желтый лист бумаги, отрываю кусочек и сминаю его в шарик. Надо много таких шариков сделать, чтобы получился пушистый одуванчик. А еще одуванчик можно сделать по –другому: беру листочек бумаги и обрываю его. Делая кружок, получился еще один одуванчик. Также можно сделать листочки у одуванчика (показ с объяснением приема обрывания).

Дети выбирают фоны для аппликации и создают свои картинки.

Работы выставляются на стенде.

Вос-ль: В летний солнечный денек

               Золотой расцвел цветок.

               На высокой тонкой ножке

                Все дремал он у дорожки,

                А проснулся- улыбнулся:

                Вот пушистый я какой!

Дети, полюбуйтесь, красотой нашей полянки. Теперь мы сможем любоваться одуванчиками не только весной и летом, но и зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Весенние первоцветы"

Проект "Весенние первоцветы"....

Проект "Весенние первоцветы"

Краткосрочный  проект "Весенние первоцветы" разработан с целью создания  условий для расширения знаний  детей о весенних первоцветах,  активизации словарного запаса и раз...

Экологический познавательно-исследовательский проект «Берегите первоцветы» В подготовительной группе

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.      Экологическийпознавательно-исследовательский проект...

НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Весенние заботы птиц»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...

Экологический Познавательно-исследовательский проект «Первоцветы» В средней группе

Экологический проект в средней группе «Первоцветы» Дать представления о ранних цветах, выяснить почему их нужно беречь. Тип проекта: познавательно – исследовател...

Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Весенний калейдоскоп".

Каждый родившийся ребёнок - это маленький исследователь. Постоянная жажда новых впечатлений, любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем ...