КРАСКИ ПРИРОДЫ
проект по окружающему миру (старшая группа)

Аникина Татьяна Владимировна

Краски природы иноформационно познавательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kraski_prirody.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект представлен в рамках реализации муниципального сетевого проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада» на открытом мероприятии в ДОУ 13.04.2022

«Краски природы»

реализация  социально-познавательного проекта

Вид проекта: социально-познавательный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Авторы проекта: Аникина Т.В., Чулкова С.Ю., Селянина Л.В., Попова Е.В.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

       В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В структуре ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, как исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.

Причинами реализации этого проекта стал анализ данных, выявленных в результате анкетирования родителей и мониторинга познавательного развития детей старшей группы в области «экология». А именно:

  • Дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья;
  • Недостаточный кругозор о  неживой природе;

   

Цель проекта: Формирование представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений родного края.

Задачи:

- Образовательные: Сформировать первоначальные навыки безопасного поведения в природе, обогатить словарный запас. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете. Познакомить с исчезающими растениями, с Красной книгой.

- Развивающие: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, приобщать детей к процессу познания. Развивать желание исследовать объекты живой и неживой природы не нанося им вред, экспериментировать.

- Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, сохранять и защищать ее.

          Работа над нашим проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды детской деятельности дошкольников.

Работа  велась по трем основным направлениям: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения.

«Модель трёх вопросов» помогла установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно пополнить недостающие сведения.

      Проект реализовывался в 3 этапа:

      На I этапе-подготовительном:

      Был проведен анализ проблемы; сформированы задачи, решаемых в ходе работы над проектом; определение источников информации; подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме; накопление информации по теме проекта; планирование системы мероприятий по теме; подготовка её к апробированию.

       Подбор материала и атрибутов для продуктивной деятельности, экскурсия в библиотеку. Создание предметно-пространственной среды.

Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию.

         II этап - основной (практический)

Практическая работа по проекту велась по 3-блокам, в каждом блоке поставлены задачи и оптимально подобраны дидактические материалы.

         I Блок «Аптека под ногами»

II Блок « Деревья, которые лечат»

III Блок   «Они просят защиты»

Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие дидактические средства обучения и воспитания:

       Словесный метод был использован через приёмы: беседа,  чтение и обсуждение экологических сказок и рассказов, энциклопедий, журналов о природе, загадывание загадок о лекарственных растениях, составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я - крапива…»; проблемная ситуация «Как оказать помощь без лекарств».

  Наглядный метод: просмотр презентаций «Лекарственные растения родного края»,  рассматривании картин о природе; при проведении целевых прогулок в аптеку, экскурсий на берег Иркута; выездных отдыхов с семьей на природу;  на территории детского сада и в парке.

Практический метод: был использован в продуктивной деятельности, при создании эко плакатов; при изготовлении гербария «Путешествие в мир лекарственных растений»;  поделок из природного и бросового материала; в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности.

Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, использовался метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.

У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе, обогатился словарный запас, знания по теме: «лекарственные растения» родного края, сформировалось представление о взаимосвязи человека и природы.

        В результате реализации проекта «Краски природы» были достигнуты планируемые результаты:

Для детей: - развит познавательный интерес к миру  целебных растений родного края;

- расширены и систематизированы знания о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

- повысится уровень творческой активности детей, и интерес к исследованию объектов живой и неживой природы не нанося им вреда в процессе экспериментирования.

Для педагогов: - освоение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;

- разработка новых форм сотрудничества с семьей;

-пополнение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление ППС.

Для родителей: - установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;

- повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.

        В ходе проекта дети проявляли любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки.

        

Итоговый продукт 

Благодаря слаженному сотрудничеству всех участников проектной деятельности предметно-развивающая среда пополнилась результатами продуктивной деятельности:

III этап- заключительный

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

1. Пополнилась методическая Копилка конспектами НОД.

2. Созданы презентации по проекту.

3. Созданы проекты: «Лекарственные растения родного края», «Экологическое образование детей посредством приобщения к природному миру родного края», «Воспитание любви к родному краю».

4. Подбраны сушеные лекарственные травы.

4.И конечно будет проведен   педагогический совет по результатам работы над проектом.

1. Изготовление книги

 « Уникальные растения Прибайкалья».

2. Гербарий лекарственных растений нашего села.

3.Экспериментирование (Огороды на окне с посадкой цветов, трав, растений).

4.Открытое мероприятие с детьми: «Экологическая игра-викторина Что? Где? Когда?»

1. Изготовление картотеки дидактических игр по теме: «Лекарственные растения».

 2. Изготовление подвижных игр на тему «Лекарственные растения».

3. Изготовление книжек-малышек на тему: «Сказка о лекарственных растениях», «Загадки о лекарственных растениях для детей», «Лекарственные растения нашего села».

4. Альбом о лекарственных деревьях и их пользе.

5. Загадки о лекарственных деревьях.

6. Ароматерапия (мешочки с травами)

Управление образования

Администрации Шелеховского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

МКОУ ШР «СОШ № 12»

666025 Иркутская область,

Шелеховский район, с. Шаманка

ул. Советская, дом 9

телефон (39550) 7-75-23,

факс (39550) 7-75-23

e-mail: shelsosch12@mail.ru

Утверждено                                                                        

На заседании педагогического совета  

От 16.03.2022г.    

протокол № 3

Аналитическая записка 

по итогам реализации социально-познавательного проекта

«Краски природы»

для детей старшего дошкольного возраста.

(педагоги: Аникина Татьяна Владимировна, Селянина Лариса Владимировна, Чулкова Светлана Юрьевна, Попова Елена Владимировна)

Содержание аналитической записки

        

  1. Актуальность                                                                        3
  2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами                        3
  3. Оптимальность подбора дидактических материалов                                4
  4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения                                5
  5. Результативность                                                                        5

1. Актуальность

В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, правильное отношение к окружающему миру и ценностной ориентации в нем, накапливаются яркие, эмоциональные, первые природоведческие представления. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понимал, что человек и природа взаимосвязаны, мы должны беречь, охранять и сохранять ее. Огромная роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В структуре ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, как исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.

Причинами реализации этого проекта стал анализ данных, выявленных в результате анкетирования родителей и мониторинга познавательного развития детей старшей группы в области «экология». А именно:

  • Дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья;
  • Недостаточный кругозор о  неживой природе;

Работа над нашим проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды детской деятельности дошкольников. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе, обогатился словарный запас, знания по теме: «лекарственные растения» родного края, сформировалось представление о взаимосвязи человека и природы.

Реализуемый социально познавательный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, нормативно-правовым актам и государственным ориентирам в области образования и социального заказа.

2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами

Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений родного края.

Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои задачи.

Для детей в ходе реализации данного проекта были сформулированы следующие основные задачи:

- формирование первоначальных навыков безопасного поведения в природе у детей,

-формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

- формирование интереса детей к исчезающими растениям, занесенных в  Красную книгу;

- стимулировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

          По результатам проведенного мониторинга познавательной активности детей в области экологии можно отметить, что воспитанники приобрели умение анализировать процессы в ходе экспериментально-исследовательской деятельности, научились делать простейшие выводы, выделять последовательность действий, отражать результаты опытов в речи и схемах,  составлять рассказы по схемам, повысилась их познавательная активность.  Расширились знания о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

Основными задачами при взаимодействии с родителями в ходе проекта были следующие:

- способствовать повышению экологической культуры в семье, 

-установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;

- повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.

Реализация данного проекта способствовала тесному сплочению между его участниками, у родителей и детей появилась заинтересованность, взаимодействие в ходе реализации позволило им стать полноправными участниками проекта в совместной деятельности, удалось повысить уровень выстраивания партнёрских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников.

Основными задачами для педагогов стали:

- освоение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;

           - разработка плана мероприятий с детьми, направленного на формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

           - разработка новых форм сотрудничества с семьей;

-пополнение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление РППС, центра природы и экспериментирования

        В ходе реализации проекта был значительно повышен уровень педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность). РППС в группах стала более насыщенной и разнообразной. Внедрены в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы по развитию экспериментально-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности. Работа с детьми стала носить более систематизированный характер.

3. Оптимальность подбора дидактических материалов

Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие дидактические средства обучения и воспитания:

       Словесный метод был использован через приёмы: беседа,  чтение и обсуждение экологических сказок и рассказов, энциклопедий, журналов о природе, загадывание загадок о лекарственных растениях, составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я - ромашка…», «Я - крапива…»; проблемная ситуация «Как оказать помощь без лекарств».

      Наглядный метод мы использовали при: просмотре презентаций «Лекарственные растения родного края»,  рассматривании картин о природе; при проведении целевых прогулок в аптеку, экскурсий на берег Иркута; выездных отдыхов с семьей на природу;  на территории детского сада и в парке.

     Практический метод был использован в продуктивной деятельности, при создании эко плакатов; при изготовлении гербария «Путешествие в мир лекарственных растений»;  поделок из природного и бросового материала; в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности.

Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, использовался метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.

Психолого-педагогических условия: в ходе реализации нашего проекта были использованы формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. Дети всегда имели возможность выбрать любые материалы, центры деятельности и участников для совместного общения (для сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности, подвижных игр, экспериментов и т.д.).

4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения

В полном объеме были подобраны все необходимые материально-технические ресурсы: 

- информационные: материалы интернет ресурсов, презентации, энциклопедии, журналы экологического содержания;

- методические: методическая и теоретическая, научно-популярная литература о природе и природоохранной деятельности;

- материально-технические: центр природы и экспериментирования, иллюстрации, фотографии, плакаты, репродукции картин, разнообразный природный материал для продуктивной деятельности (камни, ракушки, шишки, плоды растений, листья и т.д.), дидактические пособия, картотека опытов и экспериментов, схемы, модели и алгоритмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, коллекции, музыкальный центр, ноутбук, проектор, оборудование для опытов и экспериментов;

- финансовые: спонсорские (родительские) средства, дидактические игры.

5. Результативность

В результате реализации проекта «Краски природы» были достигнуты планируемые результаты.

В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявляли любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.  Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки. Также в ходе проекта   детям представилась возможность реализации своего творческого потенциала - создавать собственные коллажи, воплощая эти образы посредством рисунка, аппликации, изготовлении гербария.

У детей повысилась мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира. Участники проекта приобрели практический опыт в просветительской и природоохранной деятельности, участвуя в экологических экскурсиях, акциях. У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. В ходе проекта дети познакомились с профессиями эколога и лесника, узнали о их значимости и роли в защите природы. А также получили представление о том, что одно из правил поведения в природе- это её охрана и сформулировали вывод: именно для того, чтобы люди не причиняли вреда природе, и необходимы правила поведения. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и   здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.

Заинтересованность родителей проблемой позволила им стать полноправными участниками проекта. Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.

Для нас, как для педагогов реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технолог. Данный проект может быть использован в работе любым педагогом.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию "Краски природы".

Проект направлен на ознакомление детей с растительным миром России, на развитие творческих  способностей детей....

Щедра на подарки осень! Тут и яркие краски природы, и богатый урожай! Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей является совместная деятельность. Тема проекта: «Эти удивительные овощи».

Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять мини - доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний....

конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности "Краски природы" вторая младшая группа

ИНТЕГРИРОВАННАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОЯСТЬТЕМА «Краски природы»ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  Обобщить и систематизировать знания детей о сенсорных свойствах и качес...

Проект "Волшебные краски природы"

Цель проекта:Развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционной техники рисования.Задачи проекта:Обучать нетрадиционным способом рисования, учить акт...

Краски природы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...

Проект по нетрадиционной технике рисования метод тычка «Весенние краски природы»

Проект в младшей группе по рисованию с помощью нетрадиционного метода "Метод тычка"...

Проект по нетрадиционной технике рисования метод тычка «Весенние краски природы»

Цель: Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования, доступными младшему дошкольному возрасту и их применение в различных видах деятельности.Развитие потребности к созданию нового, необычного п...