Открытое занятие по познавательному развитию с использованием ИКТ на тему "Какой бывает транспорт?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Слуцкая Наталья Викторовна

Цель занятия: знакомство с основными видами транспортных средств и с терминами "воздушный", "сухопутный", "водный".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ?»
(конспект занятия по познавательному развитию в средней группе)

Цель:

  • знакомство детей с основными видами транспортных средств и с терминами «воздушный», «сухопутный», «водный».

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения транспорта.
  • Раскрыть значение транспорта для людей.
  • Развивать у детей умение различать и называть виды транспорта.
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме транспорт.
  • Развивать внимание, память, любознательность.
  • Воспитывать у детей интерес к разным видам транспорта.

Материал и оборудование:   конверт с письмом, презентация «Транспорт», экран, иллюстрации транспорта, сигналы светофора.
Словарная работа:   гужевой транспорт, железнодорожный транспорт, паромобиль, электромобиль, водный транспорт, воздушный транспорт, сухопутный транспорт.

Ход занятия

1.Приветствие с гостями и детьми

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

2. Организационный момент
- Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо от Карлсона.
(Показываю большой конверт.)
- Хотите узнать, что нам написал Карлсон?

3. Мотивационно-ориентировочный этап
- Тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
(Дети садятся, открываю конверт, достаю письмо и читаю его.)
«Здравствуйте, друзья!
Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: очень болит голова, в глазах звёзды, всё тело вялое. Дело в том, что я попал в аварию. Сейчас я расскажу, что произошло. У меня есть моторчик и пропеллер, поэтому я умею летать, а вас, у людей, ничего такого нет. С крыши я часто видел, как вы садитесь в какие-то странные коробочки, которые сами едут. Мне захотелось узнать, на чём вы передвигаетесь. Я опустился вниз, и тут раздался страшный скрежет, визг. Очнулся я уже в больнице. Доктор говорит, что я скоро поправлюсь. А ещё он говорил про какой-то транспорт и что нельзя играть на проезжей части. Ребята, помогите мне во всём этом разобраться. Расскажите про транспорт. Очень на вас надеюсь.
Ваш Карлсон.»
- Ребята, вы готовы помочь Карлсону?

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и узнаем всё о транспорте, какой он бывает, зачем и для чего нужен. А поедем мы на паровозике. Встали, повернулись за мной друг за другом. Поехали! (дети встают паровозиком).

Едет, едет паровоз -

(притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так!

(хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так!

(стучат кулаками по коленям)

Громко подаём гудок:

(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Подъезжает паровоз -

(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Ребятишек он привёз!

Вот мы и приехали на 1 остановку

4. Основной этап

I остановка «Для чего нужен транспорт?»

Давайте ответим на вопрос нашей первой остановки.

Люди каких профессий водят машины? (водитель, шофер). Поезда и электрички? (машинист).

Поехали дальше. Звучит песня "Песенка друзей" С. М. Михалков.

Занимайте, ребята, свои места!

Слайд 1 – «Транспорт»
- Сначала я хочу рассказать вам и Карлсону, как появился транспорт.
Слайд 2 – Из истории транспорта
Началась история транспорта с колеса. Это сейчас колесо кажется нам простейшим устройством, но его история долгая и сложная. Появилось оно примерно пять тысяч лет назад. Древние люди, чтобы перетащить, например, ствол дерева в нужное место, догадались подкладывать под него деревянные кругляки – небольшие брёвнышки.
Потом человек придумал каток и смастерил из него первую повозку. Выглядела она так. На несколько брёвен-катков помещалась деревянная платформа. Середину брёвен выжигали. А чтобы они не выкатывались из-под платформы, спереди и сзади неё приделывали брусья.
Слайд 3 – Гужевой транспорт
С изобретением колеса появились разнообразные способы и средства перемещения людей и грузов. Они совершенствовались столетиями. Изначально наибольшее распространение имел гужевой транспорт.
Гужевой транспорт – это такой вид транспорта, в котором в качестве тяговой силы используются животные: лошади, мулы, ослы, верблюды, олени, собаки. В зависимости от типа повозки гужевой транспорт может быть колёсным и санным.
Слайд 4 – Борьба двигателей за первенство
С изобретением двигателей гужевой транспорт стал вытесняться железнодорожным. Первые паровозы могли перевозить большее количество людей и грузов намного быстрее.
Слайд 5 – «Младший брат» железнодорожного транспорта – автомобиль
«Младшим братом» железнодорожного транспорта стал автомобиль – самый распространённый и доступный сегодня транспорт.
Слайд 6 
На рубеже 19-20 веков у автомобиля было два серьёзных конкурента: паромобиль и электромобиль. Электромобили были бесшумны, просты в управлении и не выбрасывали выхлопных газов, но не могли преодолевать больших расстояний на одной зарядке. Паромобиль развивал большую скорость, но победил в этой ожесточённой борьбе автомобиль, двигатель которого совершенствуется до сих пор.
Слайд 7 – Какой бывает транспорт
Основное назначение транспорта – перевозка людей и грузов. Люди всегда пытались использовать для этого три стихии нашей планеты: воду, воздух и землю. Поэтому и транспортные средства делятся на водные (речные и морские), воздушные и сухопутные.
Слайд 8 – Сухопутный транспорт
Сухопутный транспорт – самый старый вид транспорта. За время своего существования он претерпел значительные изменения. Люди стали передвигаться не только по земле, но и под землёй.
Слайд 9 – Водный транспорт
Водный транспорт – одно из старейших средств передвижения. Издревле человек использовал речные и морские течения, а затем и силу ветра. Сегодня огромные пассажирские и грузовые лайнеры, танкеры движутся за счёт мощности двигателя.
Слайд 10 – Воздушный транспорт
Воздушную стихию не сразу удалось покорить. Только в последние столетия в результате развития техники появились воздушные средства передвижения, они всё время совершенствуются и активно используются во всём мире. Вместе с воздушными шарами, дирижаблями, аэропланами сегодня покоряют небо самолёты, вертолёты, космические ракеты.

  • Физкультминутка «Транспорт».

- А теперь давайте немного отдохнём – покатаемся на разном транспорте.

Чтоб поехать на машине
Накачать нам надо шины.   
(имитация движения со звуком ш-ш-ш)
В бензобак нальём бензин   
(имитация движения)
И поедем в магазин.              
(руки перед собой согнуть в локтях – «держать руль», бег по кругу)
Руки ставим мы вразлёт,     
(руки в стороны)
Появился самолёт.               
(«полетели» - бег в свободном направлении)
Мах крылом туда-сюда,               
(наклоны вправо-влево)
Делай «раз» и делай «два».          
(повороты влево-вправо)
Загудел паровоз                    
(ходьба с продвижением вперёд, согнутыми 
И вагончики повёз.               
руками делать движения вперёд-назад)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Далеко их укачу.

Останавливаемся на 2 остановке

II остановка "Наземный транспорт". 

  1. Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик).
  2. Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).
  3. Почему этот транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).
  4. Какие марки автомобилей вы знаете?
  5. Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).
  6. Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).

Теперь будем отгадывать загадки и находить отгадки на картинке.

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь?...(Автомобиль)

Он по рельсам едет звонко,

И звенит: «Эй, не зевай!»

Отдохнет на остановке,

И поедет вновь…(Трамвай)

Что за странна машина?

Есть салон, рога и шины.

Не автобус, не трамвай…

Эй, прохожий, не зевай,

Разгадай скорее ребус:

Это новенький…(Троллейбус)

О чём были загадки? (о наземном транспорте)

 Физкультминутка «Светофор»

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет - проезда нет.
Жёлтый - будь готов к пути,
А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

Основная часть (продолжение).

Полетели дальше (дети изображают самолётики). Звучит песня "Облака" из м/ф "Трям! Здравствуйте!" (Слова С. Козлова, музыка В. Шаинского)

III остановка "Воздушный транспорт".

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт:).

  1. Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
  3. Кто управляет самолётом? (пилот).
  4. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).

Отгадайте загадки и найдите отгадки

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост-

Понесется до звезд. (Ракета)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (Самолёт)

Удивительная птица в синем небе с шумом мчится,

Нет у птицы этой перьев,

Крылья, как большой пропеллер,

Среди гор, лесов, болот

Сядет птица   (Вертолёт)

Это, что еще за диво,

В воздухе парит корзина,

А над ней цветастый шарик,

В небо он несет стараясь! (Воздушный шарик)

Молодцы! О каком транспорте загадки? (о воздушном)

 Игра "Летает - не летает".

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

Поплыли вперёд (дети изображают, что они плывут). Звучит песня "Белые кораблики" из кинофильма "Площадь Картонных Часов". Авторы: Яхнин Л., Шаинский В.

IV остановка "Водный транспорт". 

  1. Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).
  2. Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход :).
  3. Кто управляет кораблём? (капитан).
  4. Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).
  5. Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан).

Отгадайте загадки.

Не корабль, но и не лодка,

Крепкий, сильный, быстроходный

По воде нас всех прокатит

Этот белоснежный. (Катер)

Слева, справа два весла,

Тихоходная она,

С виду пузатая,

Прогулка на ней приятная! (Лодка)

Путешествует по свету,

Починяясь только ветру,

По волнам бежит соленым,

Высоко подняв знамена. (Парусник)

Под водою дом плывёт,
Смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом. (Подводная лодка)

Молодцы! Про какой транспорт были загадки? (водный)        

  1. Рефлексивно-оценочный

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране под названием «Транспорт»

- Ребята, давайте напомним Карлсону всё, что вы узнали сегодня на занятии.
- Для чего нам нужен транспорт?
- Назовите основные виды транспорта.
- Назовите сухопутные транспортные средства.
- Назовите водные транспортные средства.
- Назовите воздушные транспортные средства.

 - Молодцы, ребята. Думаю, мы помогли Карлсону разобраться в том, как и на чём мы передвигаемся.

7. Ритуал окончания занятия

Ну –ка, все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом мы стоять
Ручками махать.
На занятии мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:—                закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенно...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Мурка в гостях у ребят» с использованием ИКТ.

Это открытое занятие по познавательному развитию  я проводила с детьми 2-3лет. В работе использовала ИКТ, занятие познавательное и интересное малышам. Показывая  презентацию, с элементами...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Знатоки птиц" с использованием ИКТ технологий

Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культуры. Расширение представлений о птицах.Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о птицах (перелётных, зимующих).Развивающие: развиват...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Мурка в гостях у ребят» с использованием ИКТ

Учить детей узнавать и называть домашнее животное. Формировать умение выделять характерные особенности: пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т.д.Развивать умение  имитировать д...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Волшебная книга – «Весна»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Звездочки»«Волшебная книга – «Весна» Выполнила воспитатель: С...