«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НАБЛЮДЕНИЙ».
статья по окружающему миру

                                                "Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".

В. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НАБЛЮДЕНИЙ».

                                                "Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".

В. Сухомлинский.

   

Актуальность проблемы.

     Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Эти проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании и воспитании – экологическое. Только осознание каждым из нас важности связи с природой и зависимости от неё и её закономерностей может вывести планету и человечество из того  поистине катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В детском саду ребёнок впервые попадает в мир знаний о природе. В этот период закладываются основы его личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Дальнейшее его отношение  к природе во многом будет зависеть от того, осознает ли он ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Основная часть.

     Главная задача экологического воспитания в детском саду - дать знания о живой и неживой природе, о сохранении её богатств. Цель: научить ребёнка бережно относиться к природе своего края, своей Родины, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

     Для этого при обучении необходимо развивать у детей одинаково бережное и заботливое отношение ко всем живым организмам, не зависимо от того, нравятся они им или нет, воспитывать экологическую культуру, нравственное отношение к окружающему миру.

     Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей  зависит от уровня развития познавательной активности детей. 

     Одним из основных методов экологического воспитания детей является наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

     Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании через разные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и т.д. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют как восприятие, так и мышление, и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

     Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

     Необходимость и значение использования метода наблюдений связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

     В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

     В процессе  кратковременных или эпизодических наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.

     Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения— длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

     Для обобщения, уточнения, систематизации и закрепления полученных детьми в ходе наблюдений знаний проводится итоговое или обобщающее наблюдение.

     Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет).

     Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

     Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

     

     Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

  1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
  7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

     В группе «Светлячок», воспитателем которой я являюсь, созданы все необходимые условия для организации разных видов наблюдений с детьми. Оборудована предметно-развивающая среда, уголок природы оснащён красочными многофункциональными пособиями, предметами, инструментами и материалами для наблюдений, поделками, познавательной и художественной литературой и  развивающими играми. Всё чётко продумано, сделано и подобрано с любовью и научным подходом, для того, чтобы привлечь внимание детей и активизировать их мыслительную деятельность.

     В течение года я и моя коллега, воспитатель Кукина Надежда Ивановна, организуем наблюдения и труд в уголке природы, на территории детского сада, во время экскурсий, на участке группы во время прогулки, при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, наблюдения за трудом взрослых. В одних случаях привлекаем всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые мы ставим перед собой. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

     На прогулке мы с ребятами наблюдаем за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т.д.

Во время наблюдений мы стараемся помочь ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять, так как самостоятельно ребёнок ещё не умеет этого делать. Не следует также забывать и о том, что  нужно не только учитывать возраст ребёнка и знать, что привлекает его внимание в данном вопросе, но и самому владеть необходимыми знаниями и умениями, основными методами работы, которые являются неотъемлемым фактором развития экологической культуры дошкольников.

     Любой вид наблюдений стараемся сопровождать эмоциональным чтением стихов и рассказов, загадок, пословиц и поговорок о природе и окружающем мире, используем малые фольклорные формы, песенки, русское народное творчество.  Просматриваем презентации и познавательные фильмы. Очень любят дети, когда в гости к ним приходят сказочные герои, персонажи мультфильмов. Забавные и необычные ситуации стимулируют интерес, увлечённость  и внимание детей.  

     Ежедневно, придя с прогулки, дети отмечают погоду в дневнике наблюдений за сезонными изменениями в природе, ещё раз проговаривая и вспоминая то, что видели и наблюдали. Тем самым тренируя память и речь.

     Длительные наблюдения за ростом и развитием растений мы начинаем с посадки лука. Каждый день дети отмечают изменения, происходящие с луковицей, появление первой зелени, с удовольствием осуществляют полив и уход за проросшими луковицами. Обязательно используем загадку о луке, говорим о его  пользе для здоровья, объясняя смысл пословицы «Лук от семи недуг». Для ознакомления с семенами различных овощей рассматриваем коллекцию семян, сравниваем их форму, размер, цвет и количество.  

     Надежда Ивановна на протяжении нескольких лет ведёт экологический кружок «Мы – друзья природы». На занятиях кружка она продолжает прививать детям любовь к природе и окружающему миру, в игровой и занимательной форме продолжает углублять и приумножать знания детей, полученные в результате разных видов наблюдений. Ею собраны коллекции семян и плодов, ракушек, камней, насекомых,  которые дети с удовольствием изучают, рассматривают, ощупывают и пересчитывают.

     Процесс экологического воспитания продолжается и в непосредственно - образовательной деятельности: дети лепят, вырезают и рисуют то, что увидели и узнали, делают поделки с использованием природного и бросового материала, слушают чтение художественных произведений о природе и её богатствах, беседуют с воспитателями на различные темы и рассматривают картины и иллюстрации.

     Экологическое воспитание проводим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители оказывают посильную помощь в этом вопросе (скачивают информацию и документальные фильмы о животных из Интернета, иллюстрации; изготавливают кормушки для птиц и поделки из природного материала; приносят семена цветов и овощей, саженцы деревьев; помогают засаживать клумбы цветами).

     Для закрепления полученных при проведении наблюдений знаний прекрасно помогают дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Найди чья тень», «Подбери пару», «Составь рассказ по картинке», всевозможные «Лото», лэпбуки по временам года, раскраски и т.д.

     Макеты «Зоопарк», «Ферма», «Террариум», «Аквариум» позволяют детям рассмотреть каждое животное, найти его отличительные признаки, вспомнить повадки и особенности поведения.  

     Дидактическое пособие «Волшебное дерево», которое мы используем в своей работе по воспитанию экологической культуры у наших детей,  помогает закрепить, систематизировать и обобщить признаки каждого времени года. 

      Особое внимание детей привлекают животные и птицы. В наше время компьютерных и информационных технологий, не каждый ребёнок имеет возможность вживую пообщаться с кошкой или собакой, кроликом или хомячком. Поэтому наблюдение за домашними питомцами доставляет детям неисгладимые, яркие впечатления, помогает прививать любовь и доброе бережное отношение к ним, желание ухаживать за ними.

Заключение.

     Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, системы  наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.      

     Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, к её богатствам.

Список используемой литературы:

  1. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников //

Дошкольное воспитание. 2003. №5.

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  2. Воронкевич  О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // Дошкольная педагогика. 2006. № 3.
  3. Газина О. «Играя, изучаем природу» // Дошкольное воспитание. 1995. №7.
  4. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительное образование. 2005. № 2.
  5. Интернет ресурс www.maam.ru
  6. Интернет ресурс www.metodiki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...

«Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».

        Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые после...

Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС

Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение их к природе

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении лю...

Экологическое воспитание старшего дошкольника через дидактические игры

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частност...

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НАБЛЮДЕНИЙ»

   Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ...