Конспект занятия с детьми старшего возраста из цикла «Природа и здоровье человека». Деревья – наши друзья, доктора и целители.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мустайкина Юлия Сергеевна

Цель: выявить взаимосвязь между природой и человеком.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные представления о деревьях  кустарниках как о живых организмах, их влияние на самочувствие и здоровье людей.

2.    Продолжать развивать у детей интерес к природе, воспитывать любовное и ответственное отношение к ней.

3.   Продолжать знакомить детей с деревьями – докторами, целителями и с тем, какое благоприятное влияние оказывает на здоровье человека общение с ними.

4.  Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью: учить применять полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya-_nashi_duzya_doktora_i_tseliteli.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 31

Конспект занятия с детьми старшего возраста из цикла

«Природа и здоровье человека».

Деревья – наши друзья, доктора и целители.

Подготовила старший воспитатель:

Мустайкина Ю.С.

г. Саров

2022

Цель: выявить взаимосвязь между природой и человеком.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные представления о деревьях  кустарниках как о живых организмах, их влияние на самочувствие и здоровье людей.

2.    Продолжать развивать у детей интерес к природе, воспитывать любовное и ответственное отношение к ней.

3.   Продолжать знакомить детей с деревьями – докторами, целителями и с тем, какое благоприятное влияние оказывает на здоровье человека общение с ними.

4.  Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью: учить применять полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни.

Словарь:  энергия,  кислород, плашка, экспонат, раскидистый, резной, ароматная, богатырский, целительная сила, осанка.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

1.Занятия цикла «Природа и здоровье»: «Тропинка луговая», «Домашний доктор», « Приходите в лес за здоровьем» (о лесных ягодах).

2.Заняти «Полезная еда», дидактическая игра «Где спрятались витамины?», «Чудо-нос», «Держи осанку» (проводит инструктор по физическому воспитанию).

3.Дидактические игры: «Что лечат травы?» (ягоды, комнатные растения, деревья).

4.Беседа «Наш большой зеленый доктор».

5.Экскурсии в лес, на луг с целью знакомства с лекарственными растениями, сбор трав для гербария.

Ход занятия:

1.Дети входят в зал, где оборудован «Музей здоровья».

Воспитатель обращает внимание детей на Фырку:

- Смотрите, ребята, наш знакомый Фырка тоже здесь! Здравствуй, Фырка! Что ты тут делаешь?

Фырка:

-Да вот Здрасик мне посоветовал сходить в Музей Здоровья. Там, говорит, так интересно! Вот я и пришел посмотреть, что же это за здоровье такое. Да что-то не вижу.

Воспитатель:

- Ребята, расскажите Фырке, что такое здоровье, как его можно увидеть? (Здоровый человек – бодрый, веселый, сильный, умный, стройный, добрый, румяный, красивый…)

Посмотри, Фырка на наших ребят – сразу видно, что они – здоровые.

Фырка:

Что такое здоровье, я понял. Но какое отношение к здоровью имеют все эти вещи? Вот зачем, например, здесь эти палки – драться что ли? А  эти мешки бросать друг в друга будем?

Дети объясняют Фырке, что такое правильная осанка, показывают упражнения с гимнастическими палками и мешочками с песком, направленные на формирование правильной осанки, показывают у ростомера, как проверить правильность осанки.

 Воспитатель предлагает детям объяснить так же назначение мячей, скакалок (дети рассказывают, показывают упражнения).

Фырка:

- Понял, понял! Вот почему вы такие сильные, бодрые  здоровые! Наверное, каждый день зарядку делаете и физкультурой занимаетесь?

Воспитатель:

 «Сильным быть – здоровым быть!»

Фырка:

- Чтобы здоровым быть, нужно спортом заниматься, - это я запомнил. А как здесь, в Музее здоровья, оказались эти комнатные растения? Полюбуемся ими, и здоровья прибавится? А это вообще колючка какая-то (показывает на алоэ), уколешься, больно будет! Какое уж тут здоровье!

Дети объясняют, какую пользу приносят комнатные растения (хлорофитум и алоэ).

Фырка:

- Как интересно! Наверное, и эти картинки не зря здесь поместили? (показывает на картинки «Лекарственные травы»).

Дети рассказывают Фырке о лекарственных свойствах мать-и-мачехи, подорожника, ромашки аптечной и крапивы.

Воспитатель:

- Запомни, Фырка: растения могут помочь человеку быть здоровым. Растения могут быть нашими зелеными докторами.

Фырка:

-  Вот здорово! А я то раньше думал, что лечиться можно только таблетками и микстурами.

Ребята, а вот эта банка с водой здесь точно лишняя. Её, наверное, кто-то по ошибке сюда принес.

Воспитатель:

- Давайте вместе подумаем. Ребята, может Фырка прав, и вода в Музее Здоровья не нужна?

Дети говорят о значении воды для здоровья человека: питье, чистота, закаливание.

Воспитатель:

-  Запомни, Фырка, «Чистая вода для хвори беда!»

Фырка:

- Ребята, я вижу, что вы много знаете о здоровье. Молодцы! И мне очень понравилось здесь, в Музее здоровья. Я тоже хочу кое- что подарить этому

Музею. (Достает из пакета кетчуп, чипсы, конфеты). Это так красиво, так блестит, а вкусно-то как, просто объедение!

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, нужны в Музее Здоровья такие экспонаты? (Выслушивает ответы детей: эти продукты вредные, их можно есть только изредка, понемногу).

- А какие же продукты полезны? Есть ли  они в нашем Музее Здоровья?

Дети рассказывают о пользе овощей и фруктов.

2.Воспитатель:

Ребята, в нашем Музее должна быть карта Страны Здоровья. Где же она?

( оглядывается). А вот и она. Сейчас мы посмотрим, как живут в Стране Здоровья счастливые и здоровые люди (открывает карту). Но что же это? Как вы думаете, ребята, это действительно Страна Здоровья? Давайте присядем и подумаем.

Дети объясняют, почему страна, изображенная на карте, не похожа на Страну Здоровья.

Воспитатель:

- Что мы можем сделать, чтобы Страна Болезни превратилась в Страну Здоровья?

Дети, приклеивают силуэты деревьев – «сажают» их, чтобы воздух в Стране Здоровья стал чистым  свежим. Одновременно воспитатель изменяет макет:

Тучи превращаются в облака, появляется солнце, исчезает заводской дым и выхлопные газы, открываются окна в домах.

Воспитатель:

- Посмотрите, как изменилась наша карта: теперь, это настоящая Страна Здоровья: исчезли темные, ядовитые тучи, выглянуло солнышко, незаметно заводского дыма и выхлопных газов от автомобилей. Деревья помогли очистить воздух, и люди открыли окна в своих домах.

Фырка:

-Ну и ну! В стране Здоровья люди – то все больные!

Воспитатель:

- Ребята, а помните, мы говорили, что деревья могут ещё лечить людей?

Фырка:

- Скажете тоже! Ветки, шишки, елки, березы - нашли докторов! И как же они лечат?

Воспитатель:

- Ребята, давайте покажем Фырке, как лечат различные части деревьев.

Проводится дидактическая  игра « Что лечат деревья?»

Затем, вместе с детьми, воспитатель заменяет силуэты «больных» людей на силуэты «здоровых».

- Вот и вылечили деревья всех больных! И теперь в нашем Музее Здоровья есть настоящая карта Страны Здоровья. Давайте сядем и издалека еще полюбуемся нашей картой.

3.Воспитатель:

- А сейчас, ребята, я приглашаю вас в лес здоровья. (Включается видеозапись).

Все сюда меня зовет,

В этот мир лесной.

Роща, кажется, цветет,

Словно сад весной.

Тишина в моем краю,

Заячьи следы…

Пью я воздух, как струю

Ключевой воды.

Лес пронизан солнцем весь,

Льется в душу свет.

С плеч  сбрасываю здесь

Боль и горесть бед.

                              ( П. Любаев)

- Ребята, а вы любите гулять в лесу? Расскажите, какое у вас бывает настроение во время прогулок по лесу.

-Действительно, во время прогулок в лесу людям обычно бывает или спокойно, приятно, или весело, радостно, но почти никогда не бывает плохого настроения. А вы знаете – почему?

-Оказывается, деревья могут дарить людям энергию – делать их более сильными, бодрыми, веселыми, или спокойными, если человек был чем-то расстроен.

Еще, давным - давно, раненые воины всегда искали дерево, потому что, прикоснувшись к нему, получали от него энергию, силу, и быстрее выздоравливали.

Особенно много энергии могут подарить человеку вот эти деревья (показывает картину, дети называют деревья: дуб, липа, сосна, клен). Да, верно, это могучий дуб, стройная сосна, кудрявый клен и душистая липа.

 Воспитатель показывает следующую картинку:

- А какие деревья здесь нарисованы? (акация и рябина). Они полезней всего детям. Когда будете гулять, старайтесь почаще быть рядом с ними: эти деревья подарят вам свежесть, бодрость, походка станет легкой, а настроение хорошим.

Воспитатель показывает следующую картинку.

- А вот и наша русская красавица, белоствольная березка.

Береза – это дерево особое. Оно помогает не только тем, кто ее любит, верит в ее силу, относится к ней с уважением и лаской. Недаром говорят в народе: «Кого береза полюбит, тот возле нее всегда здоровым будет». Поэтому с давних времен именно о березе слагали песни и стихи, водили вокруг нее хороводы, украшали ее ветви яркими лентами, посвящали ей праздники.

4. Ребята, хотите стать деревьями в нашем лесу здоровья?

Проводится физкультурная пауза: воспитатель «превращает» детей в деревья и говорит:

- Как много деревьев в нашем лесу, какие они разные! Все деревья высокие, стройные; все крепко держатся за землю своими корнями – ногами; ветки – руки, свободно раскинуты в стороны, или подняты верх, или спокойно опущены вниз; а листочки – пальчики тихо шелестят от легкого ветерка….Но вот ветер подул сильнее, и ветви деревьев тоже стали раскачиваться. А тут налетел настоящий ураган, и даже стволы деревьев стали сгибаться под напором ветра. Наконец, ветер постепенно затих, а я постепенно превращаю деревья снова в детей. (Дети присаживаются на стулья).

- Ребята, расскажите, что вы видели, слышали, чувствовали тогда, когда были деревьями. (Ответы детей).

- Спасибо, нам было интересно вас послушать.

А теперь, я расскажу вам одно небольшое стихотворение:

«Здесь, я в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

В деревьях есть целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать».

- Хотите знать, что это за тайна?

- Оказывается, дерево может нам помочь даже тогда, когда его нет рядом с нами, а есть, только вот такая деревянная плашка. (Предлагает детям взять по одной плашке).

В давние времена, когда не было еще лекарств, люди прикладывали к больному месту вот такие плашечки, и боль исчезала или становилась не такой сильной. (Показывает, как прикладывать плашку к больному месту, например, если разболелся зуб, мучает кашель, болит спина).

- Ребята, наша экскурсия в Музей Здоровья подошла к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, чтобы рассказали всем своим близким о деревьях – наших друзьях, докторах и целителях. Деревянные плашки возьмите на память о нашем Музее.

Сейчас мы пойдем на улицу общаться с деревьями, набираться у них силы и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста с ОНР "Путешествие со Снеговичком"

Конспект на закрепление навыка правильного произношения звука С в слогах, словах и предложениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены эффективные игровые приём...

Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и  ...

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Конспект итогового занятия с детьми старшего возраста в рамках проектной деятельности " Мое Родовое Дерево"

В данном конспекте представлено описание заключительного этапа проекта " Моё Родовое Дерево" с указанием целей, оборудования и описанием предварительной работы.с детьми и родителями....

«Научись беречь здоровье». Конспект занятия с детьми старшего возраста по приобщению их к здоровому образу жизни

«Научись беречь здоровье». Конспект занятия с детьми старшего возраста по приобщению их к здоровому образу жизниЦель: формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах...

Конспект занятия с детьми раннего возраста по образовательной области познание на тему «Мои пушистые друзья

Конспект  занятия с детьми раннего возраста по образовательной области познание на тему «Мои пушистые друзья...