Конспект НОД "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Махаева Юлия Леонидовна

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды, развивать познавательную  активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody_starshaya_gruppa.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  в старшей группе по

“ Познавательному развитию”

Тема:  «Свойства воды»

Воспитатель: Махаева Ю.Л.

Москва, 2021

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды, развивать познавательную  активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить со свойствами воды: бесцветная, прозрачная, вода меняет цвет; может растворять или не растворять некоторые вещества, воду можно очистить.

- учить понимать смысл карточек – схем.

Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; выражать  свое мнение;

- стимулировать познавательную активность детей.

Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребёнка (по 3 шт.), сахар, песок, лист бумаги, стакан молока, масло растительное ,краски, трубочки , ложечки, карточки – схемы, .

Дети стоят около воспитателя.

Восптатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости (дети здороваются). Вы, наверное, заметили, что один гость очень необычный (обращает внимание детей на воздушный шарик). Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И сегодня он прилетел к нам в гости. И прилетел с сюрпризом. (Воспитатель берет пакет  и предлагает детям угадать, что в ней лежит. Дети встряхивают ее, слушают, нюхают и т. п., пробуют угадать, что там лежит).

Воспитатель :Что лежит в этой коробке нам подскажет загадка: 

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

Что это, догадались? 

(Предположительные ответы детей).(Вода)

- Как вы догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей –живет в море, реке).

- А как вы думаете, для чего нам нужна вода? (ответы детей – чтобы мыться, пить, стирать, и др).

Воспитатель : Не зря Шар Шарыч принес нам коробку со водой . Сегодня мы, как настоящие ученые будем исследовать некоторые свойства воды. Все ученые проводят свои исследования и опыты в лаборатории. Шар Шарыч поможет нам очутиться в лаборатории. (Воспитатель и дети берутся за руки и идут по кругу).

- Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси.

Раз, два, три,

Мы в лаборатории, внутри.

Ух ты! Вот мы и попали туда, где проводятся различные опыты. Но сначала я вам расскажу правила поведения в лаборатории. (Не кричать, не мешать друг другу, не бегать, слушать воспитателя ). Мы сейчас будем с вами проводить опыты, а Шар Шарыч  будет наблюдать за нами и подсказывать нам .Попробуем узнать, какие же свойства есть у воды?

Опыт 1. Вода бесцветная.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети -  Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – нет.

Воспитатель -  Молоко, лист белой бумаги?

Дети – да.  

(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?

Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?

Дети – Вода  без  цвета.

Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети – Вода - бесцветная.

Первое свойство – вода без цвета. (схема)

Опыт  2.Вода прозрачная

Воспитатель - Перед  вами  стоит  стаканчик. В  стаканчик  опустите трубочку. Вы видите ее? Почему?

Дети – да

Воспитатель, – Какой делаем вывод?

Дети - Вода – прозрачная.

Второе свойство – вода прозрачная. (схема)

Опыт №3 Вода меняет цвет

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети-?

Воспитатель - Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?

Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство – вода меняет цвет. (схема)

Опыт 4 .Вода -растворитель

Воспитатель:

-Ещё одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе лежат различные вещества: песок, сахар, масло. У вас на столах тоже есть сахар и песок. Опыт с маслом я вам покажу сама.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остаётся прозрачной.

- песок не  растворяется, но вода становится мутной, после того, как стаканчик с водой постоит, песок  оседает на дно, но растворы продолжают быть мутными.

-масло не растворяется в воде: оно либо растекается по поверхности воды тонкой пленкой, либо плавает воде  в виде желтых капелек.

Четвертое  свойство – вода растворяет не все вещества. (схема)

Опыт 5 Воду можно очистить

Воспитатель:

-А теперь мы попробуем нашу воду отчистить. Для этого мы сделаем фильтр из ватных дисков вложенной в воронку.

По окончанию процесса делаем следующие выводы:

-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо. Видны следы масла.

-хуже всего отфильтровался сахар, который хорошо растворился в воде.

- после фильтрования раствора  с песком остались мелкие частички, но большая часть осталась на самом фильтре.

Воспитатель:

Так как вода растворяет в себе много веществ, то её надо фильтровать. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из какой- нибудь реки или подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить компот. Но даже такую очищенную, отфильтрованную от грязи воду, нельзя пить прямо из под крана. В ней ещё могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.

Пятое   свойство – воду можно очистить. (схема)

- А теперь, уважаемые ученые, давайте вспомним, какие свойства воды мы сегодня узнали(демонстрирует карточки-схемы).Вызывает по одному ребенку , который называет свойство и показывает схему)

- Все верно! Значит, вода  – удивительное вещество, она имеет много  свойств.  С некоторыми мы познакомились сегодня, некоторые будем изучать позже.

А сейчас давайте из лаборатории вернемся к нам в сад.

- Раз, два, три, четыре, пять

В нашей группе мы опять.

И попрощаемся с нашими гостями. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...