Конспект НОД "В гостях у природы"
методическая разработка по окружающему миру

Романенко Тамара Петровна

Конспект НОД "В гостях у природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_prirody-rebyonok_i_priroda.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад

комбинированного вида № 47»  г. Ачинск;  Романенко Т.П.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного  возраста (Экология)

Тема: «В гостях у природы»

Цель: Закрепление и расширение полученных детьми знаний о природе.

Задачи:

1.Закреплять полученные знания о живой и не живой природе.

2.Формировать навыки совместных действий, совершенствовать выразительность движений, снизить психомышечное напряжение.

3.Развивать воображение, наблюдательность, сообразительность, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё.

Предварительная работа: Систематическое наблюдение  за погодой и изменениями в жизни растений, животных, насекомых. Беседы о природе. Чтение художественной литературы: С. Веретенникова и А. Клыков «Четыре времени года». Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов, загадок, скороговорок. Слушание аудиокассет с природными звуками леса.

Материал:  Кинопроектор;  Нос и парик бабы Яги;  «Кочки»;  Слайд – шоу; Магнитофон; Аудиозаписи; Подготовленная зарисовка с изображением «Чудесного леса»

                                                Ход занятия

Звучит фонограмма  «Голоса птиц»

Воспитатель:  

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,                 (слайд)

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,             (слайд)

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,                   (слайд)

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,                   (слайд)

Гром, туманы и роса,                  (слайд)

Человек и время года -                (слайд)

Это всё вокруг ПРИРОДА!           (слайд)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поведём разговор о природе. Ответьте на вопрос: Что такое природа?

(Ответы детей: растения, животные, солнце, леса, песок, озёра, и т.д., человек)

В. А какая   природа бывает, мы сможем с вами ответить, отгадав загадки:

1. Голубой шатёр всю землю покрыл?                                            (небо)

2. Красная девушка по небу ходит?                                                  (солнце)

3.Много рук, а нога одна?                                                                   (дерево)

4.Кто в лесу без топора строит избу, без угла?                               (муравьи)

5. Летит орлица по синему небу, крылья распластала,

 солнышко застлала?                                                                             (туча)                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

6. Похож с виду на горох, где пройдёт - переполох?                     (град)

7.Её пьют, её льют, всем она  нужна?                                                (вода)

8.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает   (лес)

9.Из под снега расцветает, раньше всех весну встречает            (подснежник)

В.Посмотрите на экран и скажите, на какие две подгруппы разделились наши отгадки? (объекты живой и не живой природы). Давайте вспомним,

что относится к живой природе – всё, что растёт, питается, даёт потомство и погибает. Назовите объекты живой и не живой природы.

Ответы детей: Живая - деревья, трава, птицы, звери, насекомые. Не живая – земля, песок, глина, вода и др.

В.

Величественна, красива и богата природа нашей планеты. Завораживает тишина лесов, простор степей, величие гор. Но всему этому грозит опасность. Нашей планете и нашему городу грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только человек не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.

Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

Хочется крикнуть: Люди! Опомнитесь! Нашей планете и нашему городу грозит страшная беда!

Надеюсь, что после нашего занятия, ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду, заботиться о чистоте нашего города.

Нас окружает удивительная природа.  Летом мы можем отдыхать на берегу  Чулыма, дышать свежим воздухом. Гуляя в лесу, собирать грибы да ягоды.

Ребята! Как надо вести себя в лесу?

(Хоровые ответы детей)

 Игра «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то вместе кричим «нет».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?    (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?   (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?       (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю?    (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду?   (нет)

Если сильно насорю,

А убрать забуду?    (нет)

Если мусор заберу,

Я с собой в пакете?  (да)

Я люблю свою природу.

Я за неё в ответе!   (да)

Молодцы! Всё правильно ответили. Значит, можем отправляться в лес.

Игра «Дорога в лес»

(Дети строятся  парами, повторяют движения за ведущим)

  1. Выходим из детского сада   (топаем ногами).
  2. Сворачиваем на тропинку, травка шелестит под ногами (шоркаем ногами)
  3. Впереди река, идем по песочку, песок шуршит под ногами (трём ладонями)
  4. А сейчас по деревянному мосточку переходим речку (хлопаем ладонями по коленям)
  5. Речку перешли, идем по песочку  (трём ладонями)
  6. Деревья вокруг большие, качаются  (машем руками над головой)
  7.  Впереди канава   (прыгаем)
  8. А теперь по траве (шоркаем ногами).

Вот мы и в лесу!  (Звучит фонограмма леса) Давайте посидим, отдохнём, послушаем обитателей леса.

Игра «Угадай животного по голосу»

(Дети угадывают  звук,  и появляется слайд с изображением этого животного)

В. Да. Славно мы с вами потрудились. Теперь можно поиграть.

Игра «Четыре стихии»:

Игроки  становятся в круг, в середине его – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит одно из четырёх слов: «земля», «огонь», «вода», «воздух». Если сказано «земля», тот, кто поймал мяч, называет домашнее или дикое животное. При слове «вода» называет рыбу.  «Воздух» - звучит название птицы,  а при слове « огонь» - всем  повернутся вокруг себя, махая руками. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Игра «Берег и река»

Эта игра требует от детей внимательности. На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями – «река», а по краям – «берег». Все дети стоят на «берегу». По команде ведущего: «РЕКА», дети прыгают в «реку». По команде: «БЕРЕГ» - выпрыгивают на «берег». Ведущий команды даёт быстро и беспорядочно, стараясь запутать игроков. Например: «БЕРЕГ, БЕРЕГ, РЕКА, БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА…». Если по команде «БЕРЕГ» кто- то оказался в воде и, наоборот, по команде « РЕКА» - на берегу, то он выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник (или участники).

Воспитатель на глазах у детей «превращается» в бабу Ягу (надевает нос и парик) и начинает возмущаться:

- Чего разорались, чего расшумелись? Ни тока зверьё, всю нечисть лесную перепугали, переполошили. Леший с испугу с дерева свалился, ногу подвернул – тепереча в город надо, рентген делать. Кикимора со страху болотной жижи нахлебалась – промывание желудка придётся делать. Ох и натворили вы  делов. Чё  припёрлись – то в лес? Ягоды нет, грибов тоже – рано ещё.

Ответы детей: отдохнуть, голоса зверей послушать, природой полюбоваться.

Б.Я. Природой полюбоваться это правильно. Она у нас очень красивая. Только много ли вы знаете про ту природу?  Вот я сейчас проверю. Начну с цветов, я их просто обожаю.

 Загадки

1.Белым шариком  пушистым

    Я красуюсь в поле чистом

    Дунул лёгкий ветерок-

    И остался стебелёк.                                                           (Одуванчик)

2.Девчонки – невелички,

    А сердце золотое,

   Пушистые реснички

   Сияют белизной.

   На ветру качаются,

   Всем улыбаются.                                                                 (Ромашка)

3.То фиолетовый, то голубой,

  Он на опушке встретился с тобой,

  Звонким названием он наделён,

  Но никогда мы не слышали звон.                                     (Колокольчик)

4.Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой,

   Не беленький, не аленький, а бледно – голубой.

   У ручейка лесного виднеется чуть – чуть,

   Его названье вспомни и просто не забудь.                     (Незабудка)

Б.Я. Ладно справились, но это была разминка. А теперь вопросы посложнее…

1.Продолжи пословицу  «Много леса – не губи, нет леса -…        (посади).

2.Что за трава, которую можно узнать с закрытыми глазами?     (крапива)

3.Назовите дерево – символ нашей Родины?                                   (берёза)

4.Самое сладкое дерево?                                                                        (липа)

5.Какая ягода бывает красной, чёрной, белой?                                 (смородина)

6.Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда?               (кукушка)

7.Почему снегиря так назвали?                                (прилетает с первым снегом)

8.С прилётом, каких птиц приходит весна?                                      (грач)

9.Самая большая в мире птица?                                                          (страус)

10.Что теряет лось каждую зиму?                                                        (рога)

11.Что случается с пчелой после того, как она ужалит?                 (умирает)

12.Какой хищный зверь любит малину?                                             (медведь)

13.Самый быстрый зверь на земле?                                                    (гепард)

14.Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? Почему?       ( Легче бежать в гору -  с горы заяц катится кубарем. У него передние лапы короткие, а задние – длинные)

15.У кого уши на ногах?                                                                        (кузнечик)

Б.Я. И, правда вы много знаете о природе, да и не намусорили в лесу. За это я с вами поиграю.

Игра «Западня» 

Играющие образуют два круга – внешний и внутренний. Взявшись за руки, движутся в разном направлении. По сигналу останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота, остальные бегают в круг и из него. По команде ведущего резко опустить руки, закрыть «ворота». Те, кто оказался в «западне», встают во внутренний круг. Игра продолжается до тех пор, пока во внешнем круге не останется три игрока – победителя.

Игра «Лягушки на кочках»

 На полу лежат «кочки» на одну меньше, чем игроков. Звучит музыка – дети прыгают, как  «лягушки». Музыка замолкает, дети встают на «кочку». Кому «кочки» не досталось – выбывает из игры.  Количество  «кочек»  контролирует ведущий.

Б.Я. угощает детей сладостями и превращается  в воспитателя.

В. Ребята, мы побывали на природе в лесу и, даже в сказочный лес забрели. Где узнали, что и нечистая сила (баба яга, леший, кикимора) оберегает родную природу. Нам пора возвращаться в детский сад, но для этого надо ответить на сложные вопросы. Слушайте!

1.В Древней  Руси этого зверька звали векша. Он грациозен, красив, доверчив. Он щеголяет в рыжем пушистом наряде?             (белка)  

Слайд

2.Это насекомое хранит удивительную тайну:  сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать землетрясение в Японии.            ( кузнечик)

Слайд

3.Этих птиц любят за весёлый нрав. Они прекрасно подражают звукам зяблика, лягушки, собаки. От них природе большая польза. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых вредителей. Летом поедают большое количество гусениц и жуков – листоедов.                  (скворец)

Слайд

4.В России этого жучка называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный. Никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и  натолкнуло людей на имя, данное этому жучку?                        (божья коровка)

Слайд

5.Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесу.                                                                   (муравьи)

Слайд

Звучит фонограмма

В. Вот мы и дома. Мы совершили маленькое, но думаю, незабываемое путешествие на природу и убедились, что природа нашей Родины – богата и разнообразна. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в поле, в лесу, на озере и около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!       (Слайд)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь,

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут,

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Звучит песня «Планета хрупкое стекло».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гости к природе»

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

Конспект занятия итогового по теме: "В гостях у природы"

Занятие проведено в старшей группе детского сада, как итоговое мероприятие по самообразованию на тему  "Художественное слово в экологическом воспитании".  Форма проведения командная викторин...

Конспект "В гостях у феи природы"

В гостях у феи природы...

Конспект ООД экскурсии в природу "В гости к деревьям"

показать детям, что природа хороша в любое время года...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...