проект на тему "Покормим птиц зимой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ненашева Вероника Геннадьевна

 проект в детском саду на тему "Покормим птиц зимой" помогает детям понять, как важно заботиться о птицах зимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №8 корпус №3»

Проект

«Покормим птиц зимой»

(Познавательный проект)

https://luckclub.ru/images/luckclub/2018/10/1166909-3.jpg

Воспитатель: Ненашева В.Г.

Г.Бийск, 2021

Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким слоем льда.  Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса!  Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы  чередуются,  с оттепелями  все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм,  к нему невозможно  добраться. Молодые  особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться  и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

      Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.                                                        В нашем  крае обитают разнообразные виды птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако многие остаются зимовать на родине.  В Бийске  зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель.  Холод  этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью.  Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.    Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.         

Ожидаемые результаты: Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Тип проекта: творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воситатель. 

Срок реализации проекта: декабрь 2021г.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительностикраткосрочный 

Реализация проекта по этапам:

Этапы

Название мероприятия

Форма проведения

Участники

1 этап

Подготовительный

1. Знакомство  детей с зимующими птицами нашего города через   иллюстративный материал.

2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

Рассматривание альбома «Зимующие птицы»

2 этап

Основной

1.Загадки о птицах

2. «Зимующие птицы»

3. «Птицы зимой»  А.Григорьев

4. «Перелетная – не перелетная»

5. «Птицы на участке»

6. «Покормите птиц зимой» А. Яшин

7. Рассказы В. Бианки о птицах

8. «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

 9. «Кто заботится о птицах»

10. «Пернатые друзья»

11. «Воробышки и кот»

12. «Птицы красные и желтые»

13. «Птицы у кормушки»

Картотека загадок

Презентация

Выучить наизусть

Игра малой подвижности

Наблюдение на прогулке

Чтение

Чтение

(на прогулке)

Беседа

НОД

Подвижная игра

Выставка детских работ

Пластилинография

Дети

Воспитатели

Родители

3 этап

Заключительный

«Птичья столовая»

«Как мы птицам помогаем»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте

Выставка кормушек

Фотовыставка

Презентация

Дети

Воспитатели

Родители

 

       

Приложение


Содержание непосредственно образовательной деятельности.

«Пернатые друзья»

1. Организационный момент.

-Ребята, послушайте стихотворение:

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

   

   1. Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину. ( Ласточка)

   2.Я в скворечнике живу

   Песни звонкие пою. (Скворец)

   3.Клином печальным в небесной дали

   С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

- Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками,  имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

( На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

- Какие это птицы? (Зимующие).

-А почему же они не улетают?

- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

4. Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит  аудиозапись)

- Кар-кар! (Ворона)

- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

- Ча-ча-ча! (Сорока)

- Синь-синь-синь (Синица)

- Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая

3 слайд – все птицы зимующие.

- Молодцы,  справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» А. Григорьев.

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода.

- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Перелётные  – не перелетные»

- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете», машите руками, если зимующую – греетесь.

- Молодцы, вы были внимательны.

- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

- Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

 

1 слайд – изображение  леса .

-Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

-Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

-Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

-Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

-Ребята, какой можно сделать  вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

-Послушайте отрывок  стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание  ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)

8.Итог.

 - Что вам больше всего понравилось на занятии?

Картотека игр о птицах

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

Цель: закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

«ПТИЦЫ».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д.  Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

«НЕ ЗЕВАЙ!»

 (птицы зимующие, перелётные).

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель: учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Воробей ходит по земле.

Ворона долбит дерево.

Клест клюет  сало, и т.д.

«ПТИЧКИ И КОШКА»

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.

Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.

Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.

«СОВУШКА»

Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.

Ход: все дети - птички, бабочки и т.д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.

«ПТИЧКИ И КОШКА»

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: восп-ль выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим - кошкой (вороной), которая находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.

Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.

Усложнение: дети не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают;

«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

«Птички и птенчики»

Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.

Ход: Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. На слова «Полетели — полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3—4 раза.

Правила: Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома — там больше корма.

«Воробышки и кот

Цель: упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги; в умении быстро реагировать на сигнал; бегать с увертыванием.

Ход: Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз.

«Кот и воробышки»

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы. 

Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту

«Птички в гнездышках»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.

Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.

«Воробышки»

Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.

Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.

«Попрыгай, как….»

Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.

Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:»Правильно, угадали».

Загадки о птицах 


1. По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач -
Насекомых ест всех  (грач).

2. Эту птицу знает всякий:
На шесте его дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день..(скворец).

3.Жить чужим птенцам мешает,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
счёт годам ведут...(кукушки).

4.Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрная шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

6. Эта птица у природы
Как живой прогноз погоды,
Громче всех она орёт,
Если скоро дождь пойдёт. (Ворона.)

7.Пусть я птичка — невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

8. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка.)

9.Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей.)

10.Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети:
- Где болит? Тук-тук!
А, нашёл! Тук, тук! (Дятел.)

11.Крылатые кошки в лесу объявились!
Заохали мышки и в норки забились.
- Мы вовсе не кошки, честное слово:
Но нас берегитесь! - воскликнули...(совы).

12. Стучу — голова болит.
Не стучу — голодный! (Дятел.)

13. Всё время стучит, деревья долбит,
Но он их не калечит, а — лечит. (Дятел.)

14. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач.)

15.На шесте дворец,
На дворце певец. (Скворец.)

16.Прилетел к нам , наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт, поёт, поёт. (Соловей.)

17.Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец.)

18.Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить
И кормиться? (Грач.)

19.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)

20. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица.. (грач).

21.На вербе с треском рвутся почки,
На речке лёд трещит в ночи,
И гнёзда вью без проволочки
На ветках первые..(грачи).

22.На шесте — дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его ...(скворец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Позаботимся о птицах зимой" во 2 младшей группе

Экологический проект «Покормим птиц зимой» для 2 младшей группы«Позаботимся о птицах зимой. »Тип проекта : информационно - воспитательный.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный (1 нед...

Проект. Тема: «Покормите птиц зимой!»

формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают...

Проект "Акция покормите птиц зимой"

На протяжении всего проекта дети знакомились с зимующими птицами нашего города в разных видах деятельности: узнали народные приметы, связанные с птицами, разгадывали загадки о них, решали задачи, учил...

Проект "Позаботимся о птицах зимой"

В  современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.    Именно в период дошкольного детства происходит становление человеч...

Проект "Как помочь птицам зимой"

формирование у родителей экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним...

Проект"Мы покормим птиц зимой"

Познакомить с зимующими птицами и средой обитания...

Экологический проект "Как помочь птицам зимой"

Зимой птицам очень трудно. Большое количество птиц гибнет от холода и голода. Мы можем им помочь пережить тяжелое время года. Задача взрослых воспитывать интерес к окружающей природе, беречь ее предст...