Конспект непрерывной образовательной деятельности для старшей группы «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Владимировна Паша

Волшебница водица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл волшебница водица27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности для старшей группы «Волшебница вода»

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим природным миром)

Воспитатель: Паша И.В.

Дата проведения: 8.09.22г.

Цель:  Продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, как необходимом ресурсе для всего живого.

Программные задачи:

Образовательные:

1.Расширять знания детей о значении воды в жизни человека и способах ее использования.

2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

3. Расширять и углублять знания детей об окружающем мире посредством знакомства с тремя агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное).

4.Закрепить знания о свойствах воды.

Развивающие:

1.Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность: учить проводить знакомые опыты с водой.

2.Развивать речь, мышление, любознательность, память, внимание, устанавливать причинно – следственные связи, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Материалы:

       Глобус, картинки с изображением назначения воды, письмо, схема «круговорот воды в природе», лейка с водой, свеча, ложка, термос, зеркало;  тарелочки,   кусочки льда, салфетки для вытирания рук,  стаканчики с водой и молоком, карточки с изображением капелек, лист бумаги белого цвета, карточки – схемы изображающие свойства воды (на каждого ребенка).

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.  Я приглашаю вас  отправиться в лабораторию воды, чтобы подтвердить данное высказывание. А что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты, узнают что-то новое). Правильно.

Основная часть

1.- Ребята, приглашаю вас на первую площадку, отгадайте загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

- Посмотрите на глобус. Что это такое? (Модель Земли в уменьшенном виде)

- Давайте его сильно раскрутим и посмотрим, какого цвета больше? Что обозначено на глобусе голубым цветом? Почему голубого цвета на глобусе больше? (Это – вода: моря, океаны, реки, озера. Голубого цвета на глобусе больше потому, что моря и океаны нашей планеты Земля занимают в два раза больше площади, чем суша).

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Для чего и для кого она нужна?

 ( Воспитатель показывает картинки).  Для питья, для приготовления пищи, для уборки помещений,  для того, чтобы мыться, чистить зубы, для того, чтобы потушить пожар,  для полива растений,  для животных и птиц,  для того, чтобы получать электроэнергию.

- А откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой.  Жизнь без воды на земле невозможна, поэтому к воде нужно относиться бережно.

- А как вы можете бережно относиться к воде? (Выключать кран, не бросать мусор в воду, не разливать без надобности воду)

2.- А теперь перейдем на вторую площадку. Здесь для нас письмо. (Ребенок читает, от кого).  Садитесь по - удобнее и послушайте, что написала про себя Капелька.

«Когда–то я жила на высокой горе и была маленькой снежинкой, но пригрело солнышко, и я растаяла, превратилась в капельку и побежала вниз по склону горы. Навстречу мне стали попадаться такие же капельки, мы с ними подружились и побежали вместе. Превратились в ручеек. Бежали, бежали вниз по склону горы встретились с другими такими же ручейками и превратились в речку. «Река течет ни как-нибудь, а прямо к морю держит путь…» Приплыла я вместе со своими подружками капельками в большое море и стала там жить. Мы весело купались и плескались. А однажды я нежилась на солнышке и вдруг почувствовала, что лечу, я стала подниматься вверх, и уже сверху увидела море, в котором я купалась, речку, по которой я текла. Я стала подниматься все выше и выше, но подул сильный холодный ветер, я испугалась и спряталась на тучке, но не удержалась и вместе с другими капельками упала на землю веселым летним дождем. Так  я опять очутилась на земле и продолжила свое путешествие. Я прислала вам схему, на ней  изображено мое путешествие. Кто из вас может рассказать и показать, как я путешествую». (Дети рассказывают с опорой на схему о круговороте воды в природе) - Молодцы, ребята. Это путешествие называется круговорот воды в природе.

3.- Ребята, пойдемте дальше.  И так, вода – это жидкость и она может течь. Как вы думаете, сможете вы удержать воду в ладошках? Давайте попробуем это сделать. (Воспитатель наливает воду из лейки в ладошки детям) - Ну как, получилось? (Нет) - Воду трудно удержать, она стремится убежать. Но я знаю один секрет, как справиться с водой, а вы знаете? (ответы детей ,если дети затрудняются с ответом, загадка – «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно» (Лед)). Подставляйте ладошки (Воспитатель раздает кусочки льда) - Что у вас в руках? (Лед) - Лед какой? (Холодный, гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, лед тает от тепла и превращается в воду) - Положите лед на тарелочку, вытрите руки и посмотрим, что с ним произойдет.  - Где замерзшую воду можно увидеть в природе? (Сосульки, замерзшие лужи, иней, и т.д.) - Как вода превращается в лед? (Она замерзает на холоде) - Теперь вы убедились, что вода может быть жидкой и твердой. А что же происходит с водой при нагревании? (Становится горячей, кипит) - Сейчас я покажу вам самый настоящий фокус. Хотите? Я наберу немного воды в чайную ложку и подержу ее над горящей свечой. (Проделываю опыт) - Посмотрите, ложка пустая. Куда же делась вода? (Испарилась) - Как же увидеть пар? (При кипячении воды.)  - А теперь посмотрите на свои тарелочки. Куда делся лед? (Растаял, превратился в воду) - Вода настоящая волшебница. Она может быть твердой, жидкой и газообразной.

4. - А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки воды и тоже побываем в разных состояниях, поиграем в игру «Вода, лед, пар».

 - Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И так, если я скажу слово «Вода», вы должны будите взяться за руки и плавно двигаться по комнате по кругу и змейкой, как будто течет ручеек, если я скажу «Лед», вы должны встать близко друг к другу и замереть, не двигаться, стать плотным кусочком льда.  Если я скажу «Пар», вы сможете свободно передвигаться, не касаясь друг друга руками как легкие капельки пара. (Игра повторяется 2 -3 раза)

5.- Вода – это самое удивительное вещество на земле и, чтобы в этом убедиться, мы с вами проведем опыты. Проходите за столы.

 1.- Обратите внимание, перед вами стоят два стаканчика. Как вы думаете, что в стаканчиках? (Молоко и вода) - Правильно. А еще у вас  лежит листок бумаги. Какого он цвета? (Белого) - Есть у вас жидкость такого же цвета? (Молоко белого цвета) - А теперь поднесите этот листок бумаги к стакану с водой. Вода такого же цвета? (Нет) - Какого цвета вода? (Бесцветная) - Правильно, вода бесцветная. - Найдите карточку, которая обозначает, что вода бесцветная.

 2.- Теперь давайте понюхаем воду. Есть ли у нее запах? (Запаха нет) - Найдите карточку, обозначающую отсутствие запаха.

3. - А вы знаете, что летом, когда жарко очень хочется пить. Все пьют воду и говорят, какая она вкусная. Давайте попробуем, какой вкус у воды? - Вода сладкая? (Нет) - Вода кислая? (Нет) - Может быть, вода соленая? (Нет) - Какой же вкус у воды? - Вода не имеет вкуса, она безвкусная. - Найдите карточку, которая обозначает, что вода безвкусная.

 4.- Обратите внимание, у вас на столе лежат карточки с изображением капелек. Поставьте на одну карточку стаканчик с водой, а на другую стакан с молоком. В каком стаканчике видна капелька? (В стакане с водой) - А почему она видна? - Найдите карточку, обозначающую, что вода прозрачная.

5.- Давайте выясним, какую форму имеет вода. Нальем немного воды на тарелочку, что произошло с водой? (Разлилась) - У всех вода разлилась по-разному. - Как вы думаете, почему вода разлилась по-разному? - Она не имеет формы. - Найдите карточку, обозначающую, что вода не имеет формы.

Заключительная часть 

Рефлексия

- Ребята, наше занятие подходит к концу. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какими же свойствами обладает вода? Что интересного вы сегодня  узнали? На какой площадке вы испытали затруднения?

- А в заключении мы хотим посвятить воде стихи.

Вы, слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода»

Цель:Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.Задачи:1. Образовательные:- ознакомить детей со свойствами воды:- отсутствие собственной ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «В воде купался - сухим остался»

Цель. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверк...